О японских клинках написано много на разных языках мира, их сопровождают настоящие легенды, некоторые из которых выглядят настолько необычными и фантастическими, что многие в них не верят. Однако японские клинки в мировой культуре явление действительно удивительное.
Так, японская катана – это не просто холодное оружие, особенно если она сделана знаменитым мастером. Каждый такой клинок сопровождает необычная, уникальная история – словно какого-то знаменитого или особенного человека. Европейцу, относящемуся даже к таким уникальным предметам окружающего мира утилитарно, трудно понять такое отношение к клинку. Для японца клинок – это целая философия, олицетворение двух начал жизни, объект духовного восприятия или даже духовного единения. Знаменитые клинки являются национальным достоянием Японии, частью японской культуры, которая немыслима без них. Неудивительно, что в 1950 году в Японии был принят специальный закон «О культурном достоянии», в котором детально прописано, что японские мечи и кинжалы являются культурным достоянием японской нации.
Этим же законом определена градация мечей и кинжалов по значимости для культуры Японии и порядок хранения их в частных коллекциях. Мечи и кинжалы как бы проходят путь подобно тому, как человек поднимается по служебной лестнице: его путь начинается с присвоения ему первой категории и заканчивается присуждением высшей категории или титула: I – национальное сокровище (кокухо), титул, который имеют только 120 мечей, катан и вакидзаши; II – важное культурное достояние, титул, который есть только у 877 мечей; III – особо важный меч, имеют более 1000 мечей; IV – важный меч; V – особо оберегаемый меч; VI – оберегаемый меч. Последняя категория – самая многочисленная.
Эти титулы получают после экспертизы, которая проводится Обществом по охране искусства японских мечей – Нихон бидзюцу токен хозон кёкай (NBTHK), после чего документы отправляются в Министерство культуры Японии, которое принимает окончательное решение по конкретному титулу. Дело в том, что в Японии каждый меч или кинжал, который хранится в частной коллекции, даже если это семейная реликвия, должен получить один из вышеназванных шести титулов.
Кинжал танто мастера Синтого Кунимицу, XIV в., имеющий титул «Важное культурное достояние».
Источник: «Википедия»