На острие клинка №9, 2022
В номере

Дорогие друзья! Когда я смотрю на ножевое разнообразие, царящее на любой «клинковой» выставке, будь то «Клинок», «Арсенал» или специализированные мероприятия ГИМ, Гохрана и Эрмитажа, то не устаю поражаться нескольким явлениям. Знаковым явлениям, я бы даже сказал.

Во-первых, это разнообразие. Разнообразие, кажущееся бесконечным. Каждые полгода, на каждой ключевой выставке мы видим новые компании, новых мастеров, новые дизайны, новые комбинации материалов. Часть из них кажется излишне новаторскими, часть – эклектичными, часть – вычурными, но только в таком разнообразии способны выкристаллизоваться новые типы дизайна и художественные формы, которые в будущем займут место в ряду классики. И пусть сегодня мы не в состоянии угадать, что это будет, но в любом случае именно разнообразие – гарантия эволюции и развития. А не застой.

Во-вторых, это национальные формы клинкового оружия. На площади в несколько сотен квадратных метров помещаются и Кавказ, и Северная Россия, и Поволжье, и Саха-Якутия, и Коми, и среднеазиатские образцы. И все мастера ходят по рядам, смотрят, спрашивают, пытаются понять, что и как улучшить или изменить в своих изделиях. Каждая выставка – это огромный тигель, в котором сплавляются воедино идеи и опыт. Ну и в-третьих, на каждой выставке я ищу новые имена. И тщательно приглядываюсь к их изделиям. Потому что совершенно очевидно: среди молодых ребят, выходящих со своими ножами на каждую новую площадку, находятся те люди, которые придут на смену старым мастерам.

И я уверен: нынешним мастерам за свою смену будет не стыдно!

Алексей Гнедовский

Дела текущие

Арт

Мастера и мастерские

Национальные традиции

История и культура

Практика и применение