Оружейные законы страны Крокодила Данди

Оружейное законодательство
Дата публикации:
просмотров: 721
Комментарии: 0
Оружейные законы страны Крокодила Данди

Несколько лет назад на выставке SHOT Show моё внимание на стенде итальянской компании Chiappa привлекло трёхствольное ружьё Triple Threat 12-го калибра со стволами длиной 47 см. Ружьё было представлено в нескольких вариантах исполнения, в том числе и в нескольких видах камуфляжной расцветки, что априори предполагало использование данной модели ружья на охоте. Когда у меня возникло «личное оценочное суждение» по поводу того, какой недальновидный охотник потащит эту тяжеленную бандуру на охоту, стоявший рядом австралийский, судя по информации на бейдже, журналист радостно воскликнул: «Это то что надо!» «В каком это смысле?» – не поленился уточнить я. «Это оружие заменит нам полуавтоматы», – ответил он.

Получается, что в стране кенгуру и Крокодила Данди нет самозарядного оружия? Бред какой-то! Нет, оказалось, что на самом деле с относительно недавних пор в Австралии действуют очень жёсткие меры в отношении многозарядного длинноствольного оружия – как гладкоствольного, так и нарезного.

Есть все основания полагать, что огнестрельное оружие попало в Австралию ещё в первой половине XVI века вместе с португальскими мореплавателями – первыми европейцами, прибывшими на континент. Потом на австралийский берег высаживались голландцы, испанцы, французы – естественно, с огнестрельным оружием, но никаких попыток заселить территорию не предпринималось. Лишь в 1769 году Джеймс Кук на корабле «Эндевор» достиг юго-восточного побережья Австралии, объявил всё восточное побережье британским владением и назвал его Новым Южным Уэльсом. Вскоре после плавания Кука было решено колонизировать весь континент. Причиной такого решения стало обретение независимости североамериканскими колониями. Метрополия лишилась не только огромных владений в Новом Свете, но и возможности отправлять туда каторжников.

26 января 1788 года капитан Артур Филлип, назначенный губернатором Нового Южного Уэльса, основал поселение Сидней-Коув. С его эскадрой на материк прибыли первые поселенцы: 850 заключённых и 200 солдат. Именно с этой даты огнестрельное оружие прочно обосновалось в Австралии. Вскоре после высадки у переселенцев возник конфликт с аборигенами. Для его разрешения пришлось применить оружие. Огнестрельное оружие использовалось для охоты, охраны поселений и защиты урожая, в преступных целях и для борьбы с преступниками, а также в ходе военных действий.

После Второй мировой войны в стране увеличилось число убийств с применением огнестрельного оружия. В 1980-х годах оружейное законодательство страны стало предметом острой политической борьбы. В 1987 году в Австралии произошло шесть массовых убийств, в которых погибли 32 человека. В ответ на попытку ужесточить законы об оружии в Мельбурне прошла 27-тысячная демонстрация протеста. В течение десятилетия, предшествовавшего трагедии в Порт-Артуре, в Австралии произошло 11 случаев массовых убийств.

28 апреля 1996 года Мартин Брайант приехал в Порт-Артур, зашёл в кафе и открыл стрельбу сначала из винтовки AR-15, а затем из винтовки FN FAL по посетителям кафе. (У него с собой был ещё дробовик Daewoo, но им он почему-то не воспользовался.) В результате этой бойни погибли 35 человек, 22 человека получили ранения. Суд приговорил его к 35 пожизненным заключениям плюс ещё (по разным источникам) от 700 до 1000 лет за другие совершённые им преступления.

Спустя всего 12 дней после этой трагедии правительство Австралии совершило беспрецедентный шаг. Под руководством нового премьер-министра от консерваторов Джона Говарда оно объявило о поддержанном обеими партиями соглашении между властями страны и местными правительствами о введении жёстких мер по контролю над оружием. Спустя полтора десятилетия после изменений в законодательстве их результаты вполне очевидны: этот закон оказался по-настоящему действенным. (Если быть совсем точным, то это не закон, а национальное соглашение по вопросу оружия. Дело в том, что конституция Австралии не наделяет федеральное правительство правом принимать или вводить общенациональный оружейный закон, так как оружейное законодательство – это прерогатива штатов и территорий.)

В основе принятых мер лежал масштабный выкуп более 600 тысяч самозарядных ружей и винтовок, что составило около одной пятой части всего огнестрельного оружия, находящегося в обращении в Австралии. Реализация программы началась 1 октября 1996 года и завершилась в сентябре 1997 года. В общей сложности было выкуплено и уничтожено более одного миллиона единиц оружия. Кроме того, правительство страны предложило выплатить компенсацию спортсменам, занимающимся стрельбой из пистолета, если они на пять лет откажутся от занятий стрелковым спортом и сдадут свои разрешения на спортивное короткоствольное оружие. В целом по стране примерно 25% владельцев разрешений на спортивное короткоствольное оружие это предложение показалось заманчивым, а в штате Виктория треть из сдававших оружие составили те, кто принял это предложение. В общенациональном масштабе сумма компенсации стрелкам за сданное оружие и отказ от разрешений превысила 60 миллионов австралийских долларов.

Новые законы в стране запрещали частную торговлю оружием, требовали того, чтобы каждая единица оружия была зарегистрирована на имя владельца, а также чтобы все покупатели объяснили «истинную причину» покупки каждой единицы оружия в момент её покупки. (Самозащита перестала быть достаточной причиной для этого, так как законодатель решил, что право на оружие является не неотъемлемым и гарантированным правом, а привилегией, предоставляемой на определённых условиях.) После трагических событий в Порт-Артуре опросы общественного мнения показали, что до 90% граждан Австралии поддержали изменения в законодательстве.

В октябре 2002 года в одном из университетов Мельбурна вооружённый несколькими пистолетами студент открыл стрельбу в аудитории гуманитарного факультета; в результате трагического инцидента двое были убиты, восемь человек ранены. В начале 2003 года был принят закон, запрещающий владение пистолетами и револьверами калибра более 9 мм и использование магазинов ёмкостью более 10 патронов.

То, что происходило дальше, стало предметом изучения в рамках нескольких исследовательских проектов. Разумеется, жестокие преступления и смерти в результате использования огнестрельного оружия в Австралии не исчезли полностью. Но, как в августе отметило издание Washington Post, с 1995 по 2006 год число убийств, совершённых при помощи огнестрельного оружия, снизилось на 59%, притом что число убийств, совершённых без применения огнестрельного оружия, в целом не изменилось. Резкое снижение числа самоубийств с использованием огнестрельного оружия оказалось ещё более значительным – 65%. Как показывают исследования, снижение числа убийств и скупка огнестрельного оружия тесно связаны между собой. Кроме того, наблюдается также резкое снижение числа ограблений с применением огнестрельного оружия. Между тем число незаконных вторжений в частные дома не выросло, а это уже говорит о необоснованности убеждения, что для защиты своего жилья необходимо иметь огнестрельное оружие.

Как известно, статистика является одним из видов лжи. И на каждый аргумент всегда можно найти столь же убедительный контраргумент. В Австралии было проведено ещё несколько исследований, касающихся уменьшения числа преступлений с применением огнестрельного оружия, авторы которых пришли к противоположным выводам. К примеру, авторы исследования, проведённого в 2006 году, утверждали, что снижение числа убийств с применением огнестрельного оружия после трагедии в Порт-Артуре было всего лишь логическим продолжением тех тенденций, которые уже имели место в обществе. Авторов других исследований, пытавшихся доказать, что жёсткое законодательство не столь эффективно, как об этом говорит правительство, обвиняли в том, что ими были использованы выборочные или сфабрикованные данные.

В середине декабря 2014 года в Сиднее произошла ещё одна трагедия, после чего оружейное законодательство было ужесточено ещё больше. Незаконное хранение огнестрельного оружия стало наказываться тюремным заключением на срок до 14 лет. Кроме того, отныне уголовному преследованию будут подвергаться лица, располагающие программным обеспечением, позволяющим изготовить на 3D-принтере действующую модель огнестрельного оружия. Им грозит такое же наказание, как и лицам, владеющим огнестрельным оружием без разрешения. И это несмотря на то, что серия экспертиз, проведённых силами полицейских Нового Южного Уэльса и Виктории, показала, что из оружия, изготовленного на 3D-принтере, произвести выстрел невозможно, так как его просто разрывает.

Ещё раз напомню, что в 1996 году правительство Австралии объявило о скупке самозарядного оружия. С тех пор прошёл 21 год. И хотя эта программа принесла определённые плоды, тем не менее назвать её абсолютно эффективной нельзя. Это косвенно признало даже правительство страны, потому что в противном случае оно не стало бы объявлять «оружейную амнистию», суть которой заключается в том, что в течение 2017 года австралийцы смогут сдать имеющееся у них оружие, подлежащее обязательной сдаче, без каких-либо последствий. (Это, кстати, далеко не первая «оружейная амнистия», объявленная в стране.) Пойти на этот шаг власти вынудили данные МВД: по самым приблизительным подсчётам, на руках у населения находится до 260 тысяч незарегистрированных единиц огнестрельного оружия (250 тысяч единиц длинноствольного и 10 тысяч единиц короткоствольного оружия). «Эта амнистия предоставит возможность тем гражданам, которые по каким бы то ни было причинам владеют незарегистрированным огнестрельным оружием, сдать его без опасения подвергнуться наказанию», – заявил министр юстиции Майкл Кинан.

Так какое же оно, «строгое австралийское законодательство», и насколько оно строгое? Предоставляю вам возможность самим сделать выводы.

Право на приобретение и владение оружием имеют лица старше 18 лет. Для получения лицензии необходимо представить обоснование, для каких целей приобретается оружие. Оружие, находящееся в собственности, должно быть зарегистрировано на конкретное лицо с указанием заводского номера каждой единицы имеющегося у данного лица оружия.

В настоящее время основаниями для приобретения оружия являются:
– спортивная стрельба стендовая и/или пулевая;
– любительская охота;
– профессиональная охотничья деятельность;
– профессиональная охранная деятельность / служба безопасности;
– профессиональная, предпринимательская и иная деятельность в сфере оборота оружия, предусмотренная законодательством.

Оборот реалистичных игрушечных копий огнестрельного оружия регламентируется так же строго, как и реального огнестрельного оружия. (Для справки. В апреле 2015 года глава комиссии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Общественной палаты РФ Владимир Слепак направил обращение председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко с просьбой изменить законодательство, регламентирующее производство и продажу детских игрушек. Они не должны быть реалистичными «копиями единиц огнестрельного и иного оружия». При этом он сослался на статистику МВД РФ о случаях ограбления с использованием игрушечного оружия.)

С 1996 года оборот оружия в Австралии регулируется национальным законодательством. До этого времени каждый штат имел своё собственное оружейное законодательство. Так, например, после Второй мировой войны в Новом Южном Уэльсе короткоствольное оружие было полностью изъято из гражданского оборота, но после Олимпиады в Мельбурне, проходившей в 1956 году, резко возросший интерес к спортивной стрельбе из пистолета вынудил власти пересмотреть действовавшее на территории штата законодательство. В Западной Австралии и на Северной территории действовали ограничения даже на охотничье гладкоствольное и нарезное оружие, в то время как в Квинсленде и Тасмании никаких ограничений на их приобретение не существовало. В Квинсленде, Новом Южном Уэльсе, Виктории и Южной Австралии длинноствольное оружие вообще не подлежало регистрации, выдача разрешений владельцам оружия началась лишь в 1988 году, а в Тасмании разрешение на длинноствольное оружие стали выдавать только в 1991 году.

Принятие нового оружейного законодательства вызвало неоднозначную реакцию в обществе. И, что интересно, среди противников нового закона немало представителей антиружейных организаций. По их мнению, действующее законодательство делает основной упор на контроль над законопослушными владельцами оружия, и при этом абсолютно игнорируется незаконный оборот оружия. С 1996 года, когда был принят закон, полиция потратила более миллиарда долларов на контроль над владельцами оружия. По некоторым оценкам, учёт и регистрация оружия полицией ежегодно обходится налогоплательщикам в сумму от 27 до 100 миллионов долларов.

После подачи лицом заявления на получение разрешения полиция проводит проверку заявителя. Решение о выдаче разрешения или отказе принимается по истечении 30 дней, независимо от того, идёт речь о длинноствольном или короткоствольном оружии. Обязательным условием является прохождение специальных подготовительных курсов, на которых заявители получают первоначальные навыки безопасного обращения с оружием.

Действующее законодательство вводит следующие категории огнестрельного оружия.

Категория А
Винтовки под патрон кольцевого воспламенения (исключая самозарядное оружие), гладкоствольное оружие (исключая самозарядное и с перезаряжанием подвижным цевьём), комбинированные ружья, пневматические винтовки (включая самозарядные) и пейнтбольные маркеры.

Категория B
Винтовки центрального боя, включая винтовки с болтовым затвором, винтовки со скобой Генри и дульнозарядное оружие, изготовленное после 1 января 1901 года.

Категория С
Самозарядные гладкоствольные ружья и ружья с перезаряжанием подвижным цевьём с ёмкостью магазина не более пяти патронов, а также самозарядные винтовки под патрон кольцевого воспламенения с магазином ёмкостью не более 10 патронов.

Категория D
Самозарядные винтовки центрального боя, гладкоствольные самозарядные ружья и ружья с перезаряжанием подвижным цевьём с магазином ёмкостью свыше 5 патронов, самозарядные винтовки под патрон кольцевого воспламенения с магазином ёмкостью свыше 10 патронов. Оружие данной категории доступно лишь сотрудникам правительственных учреждений и профессиональным стрелкам.

Категория G
Это специальная категория для коллекционеров оружия. Владелец разрешения данной категории обязан хотя бы раз в год принимать участие в выставках/встречах коллекционеров.

Категория Н
Ручное стрелковое оружие, включая пневматические пистолеты, а также деактивированное и охолощённое оружие. Оружие данной категории доступно только стрелкам-пулевикам и сотрудникам служб безопасности и охраны, чьи функциональные обязанности предусматривают у них наличие огнестрельного оружия. Для получения разрешения на оружие категории Н стрелок должен состоять членом зарегистрированного стрелкового клуба не менее полугода. Условием продления разрешения на оружие данной категории является членство в стрелковом клубе и участие в установленном количестве турниров. Стрелки получают разрешение на ручное оружие калибра .38 или 9 мм с ёмкостью магазина не свыше 10 патронов. Стрелки, принимающие участие в рейтинговых турнирах, имеют право на приобретение ручного огнестрельного оружия калибра .45. Длина ствола револьвера должна быть не менее 100 мм, самозарядного пистолета – 120 мм. Ёмкость магазина ограничена 10 патронами.

Категория R/E
В эту категорию входит боевое оружие: автоматы, пулемёты, огнемёты, противотанковые пушки и неуправляемые ракеты.

Уголовным преступлением является владение огнестрельным оружием без разрешения на данную категорию оружия. Кстати, очень многие политики сегодня высказываются за то, чтобы внести изменения в действующее законодательство, предлагая, в частности, отменить обязательную регистрацию оружия, относящегося к категориям А и В.

Незаконным признаётся не только сам факт владения оружием, но и доступ к нему через иных лиц, как проживающих совместно, так и во время поездки в автомобиле. Суровость наказания зависит от того, какое оружие находится в незаконном владении. В случае незаконного владения оружием, относящимся к категории R/E, виновный подвергается наказанию в виде штрафа в размере 50 тысяч долларов или десятилетнему тюремному заключению, за незаконное владение оружием категорий С, D и Н грозит штраф в размере 35 тысяч долларов или семилетнее тюремное заключение. Незаконное владение оружием, не относящимся к вышеуказанным категориям, грозит нарушителю штрафом в размере 20 тысяч долларов или четырёхлетним тюремным заключением. Владелец оружия обязан иметь разрешение при себе всякий раз, когда он находится с оружием. Отсутствие разрешения наказывается штрафом в размере 2500 долларов. По запросу полиции владелец оружия обязан предоставить разрешение в течение 48 часов, в противном случае на него налагается штраф в размере 10 тысяч долларов или он приговаривается к двухлетнему тюремному заключению.

Полиция может временно или постоянно лишить владельца оружия права на владение оружием. Как правило, основанием для принятия подобного решения является следующее: владелец оружия представляет потенциальную опасность для жизни и здоровья окружающих из-за отклонений в физическом и психическом состоянии. Кстати, стрелковые клубы обязаны информировать полицию о выявленных подобных фактах. В случае принятия решения о лишении права на владение оружием лицо, в отношении которого было принято такое решение, не имеет более права приобретать оружие, части и детали оружия, глушители и патроны, владеть ими и использовать их.

Полиция может также лишить лицо права владеть оружием на том основании, что данное лицо является или являлось членом преступной группировки или находится на оперативном учёте в соответствии с законом о борьбе с организованной преступностью. Что интересно, кроме данных оперативного учёта, при принятии решения в учёт может идти и косвенная информация, подтверждающая причастность данного лица к организованной преступной группировке. Такой информацией может быть татуировка или предмет одежды.

Лицу, лишённому права владеть оружием, запрещается посещать стрелковые клубы, коммерческие стрелковые клубы и галереи, оружейные выставки, оружейные мастерские и магазины, оружейные и патронные предприятия и заводы. Стрелковым клубам запрещено принимать в свои члены лиц, лишённых права на оружие. Кроме того, таким лицам запрещено находиться вместе с людьми, имеющими оружие. За нарушение данных положений лицо, лишённое права на оружие, подвергается штрафу в размере до 75 тысяч долларов или тюремному заключению сроком до 15 лет. Кстати, и владельцам оружия, находящимися в компании лиц, лишённых права на оружие, мало не покажется: штраф 20 тысяч долларов или тюремное заключение на срок до четырёх лет. Минимальное наказание грозит за посещение стрелкового клуба: штраф в размере «всего» 2000 долларов или тюремное заключение на срок до двух лет.

При наличии достаточных оснований полагать, что лицо транспортирует оружие, полиция имеет право досмотреть и обыскать средство передвижения. В случае обнаружения оружия на судне, борту самолёта или в автомобиле полиция имеет право допросить владельца оружия. Предоставление ложной информации наказывается штрафом в размере 20 тысяч долларов или тюремным заключением на срок до четырёх лет. При наличии веских оснований полагать, что оружие в доме хранится с нарушением требований к его сохранности, полиция имеет право произвести обыск, чтобы убедиться в обоснованности своих подозрений. Оружие должно храниться отдельно от патронов. Если лицо имеет более 15 единиц короткоствольного оружия, то в доме должна быть установлена охранная сигнализация с выводом на пульт, чтобы в случае несанкционированного проникновения в дом полиция немедленно прибыла на место.

Когда я спросил моего австралийского коллегу, не слишком ли жёстким является оружейное законодательство его страны, он ответил: «Австралия – великая страна. Я могу охотиться, могу заниматься стендовой или пулевой стрельбой. Я могу заниматься этим до тех пор, пока я соблюдаю закон и не ущемляю ничьих прав. В моём понимании именно это и называется свободой».

721