Напомню: проблемам охотминимума и его введения мы уже посвящали целый номер нашего журнала (№ 06-2017). Почему же мы решили вернуться к нему сегодня, спустя пять лет?
А потому что сегодня в Госдуме лежит на утверждении проект федерального закона № 10309-8 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
А говорится в этом законе что надо.:
1) Статью 21 изложить в следующей редакции:
Статья 21. Охотничий билет
1. Охотничий билет выдаётся органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации физическим лицам, обладающим гражданской дееспособностью в соответствии с гражданским законодательством, не имеющим непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления, а в случае, предусмотренном частью 1 статьи 21.1 настоящего Федерального закона, – прошедшим проверку на знание требований охотничьего минимума.
2) Дополнить статьёй 21.1 следующего содержания:
Статья 21.1. Охотничий минимум
1. Физическое лицо, впервые получающее охотничий билет, обязано пройти обучение требованиям охотничьего минимума (далее – охотминимум) и после прохождения такого обучения пройти проверку на знание требований охотминимума.
2. Охотминимум включает в себя требования правил охоты, требования техники безопасности при осуществлении охоты, а также основы биологии диких животных.
Прим. редакции. Что будет входить в понятие «охотминимум» – непонятно. Формулировка п. 2 предельно расплывчата.
3. Для прохождения проверки на знание требований охотминимума лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, обязано представить органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанному в части 6 настоящей статьи, выписку о результатах медицинского освидетельствования, предусмотренного статьёй 6.1 Федерального закона «Об оружии», содержащую сведения об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием.
Прим. редакции. Согласно п. 3 выдачу охотничьего билета предлагается окончательно привязать к владению оружием – через медицинскую справку. Это, с нашей точки зрения, неправильно, как мы об этом уже неоднократно говорили. Кроме того, охотник совсем не обязательно должен владеть огнестрельным и вообще каким-либо ещё типом оружия – в промысловых районах существует обширная прослойка людей, охотящихся ТОЛЬКО с самоловами.
4. Требование части 3 настоящей статьи не распространяется на физических лиц, проходящих службу в государственных военизированных организациях и имеющих воинские звания либо специальные звания или классные чины юстиции. Такие лица представляют документы, подтверждающие прохождение ими службы в соответствующей организации и наличие воинского либо специального звания или классного чина юстиции.
Прим. редакции. Ну вот, опять двадцать пять. Обратите внимание: за последние пять лет половина наиболее вопиющих случаев нарушения законодательства с применением огнестрельного оружия пришлась именно на эту категорию граждан – «обученных профессионалов».
5. Формирование перечня вопросов для проверки на знание требований охотминимума осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Прим. редакции. Резонный вопрос – каким? Версии разнятся от Минприроды до Росгвардии.
6. Обучение требованиям охотминимума, проведение проверки на знание требований охотминимума, а также определение результатов проверки на знание требований охотминимума осуществляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».
Прим. редакции. См. прим. к п. 5.
3) Статью 32 дополнить пунктами 5.1 и 5.2 следующего содержания:
5.1. Установление порядка проведения обучения требованиям охотминимума, проведения проверки на знание требований охотминимума, а также определения результатов проверки на знание требований охотминимума.
Прим. редакции. И здесь непонятно ровным счётом ничего. Кто будет проводить обучение, в чём оно будет заключаться, кто определяет результаты и каким образом?
5.2. Формирование перечня вопросов для проверки на знание требований охотминимума.
Прим. редакции. Кто будет этот перечень формировать и на какой основе?
В пояснительной записке говорится: «Законопроектом предлагается за гражданами, впервые претендующими на получение охотничьего билета, законодательно закрепить обязанности по прохождению обучения требованиям охотминимума и проверки на знание требований охотминимума, включающих в себя требования правил охоты, требования техники безопасности при осуществлении охоты и основы биологии диких животных, а также предоставить выписку о результатах медицинского освидетельствования, предусмотренного статьёй 6.1 Федерального закона „Об оружии“, содержащую сведения об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием. При этом последняя обязанность не распространяется на физических лиц, проходящих службу в государственных военизированных организациях и имеющих воинские звания либо специальные звания или классные чины юстиции, принимая во внимание прохождение такими лицами службы в соответствующих организациях и имеющих определённый уровень специальной подготовки.
В настоящее время законодательством Российской Федерации об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов определено, что граждане, получающие охотничий билет, обязаны под роспись ознакомиться с требованиями охотминимума. Такая процедура не гарантирует приобретение гражданином минимального необходимого ему для осуществления охоты набора знаний и навыков, о чём свидетельствует статистика выявляемых нарушений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (за период 2014–2019 годов ежегодное количество выявляемых правонарушений превышает 50 000). Так, в 2019 году выявлено около 52 000 подобных нарушений, по которым возбуждено 45 380 дел об административных нарушениях, связанных с несоблюдением требований правил охоты, являющихся составной частью требований охотминимума, а также 1392 уголовных дела по фактам незаконной охоты и установленных сроков охоты.
При этом минимальное количество несчастных случаев на охоте с 2015 года не опускается ниже 40 в год, достигая в отдельные годы показателей в 58 (2019 год) и 60 (2016 год) случаев.
Наличие у гражданина, впервые получающего охотничий билет, минимального, необходимого ему для осуществления охоты набора знаний и навыков может быть получено им при прохождении обучения требованиям охотминимума и подтверждено по результатам его проверки на знание требований охотминимума. Наличие набора знаний будет способствовать соблюдению гражданином установленных требований при осуществлении охоты, позволит уменьшить количество и тяжесть несчастных случаев на охоте, сократит ущерб, наносимый охотничьим ресурсам и среде их обитания».
Резюме редакции. С нашей точки зрения понятно, что… ничего не понятно. Ни кто, ни что, ни когда, ни каким образом. Так нужно ли принятие этого законопроекта без тщательной и детальной проработки?
Все статьи номера: Русский охотничий журнал, апрель 2022