Зимний транспорт в коммерческих охотхозяйствах

Транспорт охотника
Зимний транспорт в коммерческих охотхозяйствах

Так получилось, что я занимаюсь организацией охот. Начинал с сибирской косули в Зауралье – в Челябинской области и соседних с ней. Потом стал организовывать гусиные охоты, о чём уже рассказывал в журнале. А с 2020 года организация охот практически круглый год стала моей основной профессиональной деятельностью.

Значительную часть сезона занимают, конечно, зверовые охоты, причём с конца ноября по март – это «белая тропа», или снежный покров, который в 2024 году, например, в Пермской области ещё в декабре был такой, что требовал использования спецтехники. А про остальные зимние месяцы и говорить не приходится: что у нас в Челябинской области, что у соседей в Пермском крае, Кургане, Оренбургской области, в Казахстане, куда я вожу охотников в том числе за волком во второй половине зимы – везде на первый план выходит необходимость преодолевать высокий снежный покров. Какой же техникой, на мой взгляд, должно обладать хозяйство, чтобы иметь возможность комфортно организовать охоту? Тут отмечу, что если болотоходной техникой я владею, то зимой мне лично и удобнее, и выгоднее возить охотников в места, где есть своя техника.

Итак, основа всему – это всё равно снегоход. Во всех перечисленных регионах и тех соседних, которые не упомянул, это утилитарный снегоход с достаточно мощным, преимущественно 4-тактным мотором и широкой гусеницей. По маркам – на первом месте BRP Lynx (армеец) с гусеницей 600 мм, также популярны Yamaha Viking, Polaris Widetrack. Остальное – в значительно меньшей степени, отчасти почти случайно – как первый снегоход. Мощность – чем больше, тем лучше, много мощности, как говорится, не бывает, потому что это не только объезды и регулирование численности хищника (или кабана), но и сани с людьми или кормами затащить, и зверя из болота вытянуть, и заготовленные летом-осенью веники развезти…

Зимний транспорт в коммерческих охотхозяйствахВсе хозяйства, в которые я организую охотничьи группы, имеют высокую плотность зверя (лося, косули, кабана, оленя) исключительно благодаря мощной биотехнии и подкормке, особенно зимней. Потому что в наших зимах сибирская косуля без прикорма не выживает, при том что плотности её сейчас огромные – благодаря комплексу причин, но в немалой степени и потому, что ею много где занимаются. А занятие это – в первую очередь заготовка кормов. Большинство хозяйств сами выращивают и заготавливают сотни рулонов сена и смесей. А это – уже свой трактор. И зимой он, конечно, тоже не стоит без дела.

Снегоход, конечно, хорошо, но развозить на нём охотников по вышкам – не лучший вариант. Это везде уже поняли, поэтому к вышкам и основным кормушкам зимой дороги чистятся – как раз тем самым трактором. И судя по тому, что технику крепкие хозяйства предпочитают свою, это им действительно выгоднее, чем арендовать, скажем, трактор у соседнего колхоза. Объёмы посевных и уборочных такие, что без своей техники уже не потянуть. А без таких объёмов не создать плотность копытных, необходимую для получения тех лимитов, которые позволят хозяйству твёрдо стоять на ногах. В численном выражении это может быть до 60–70 лосей на условные 50 тыс. га, 300–350 косуль, 250 кабанов, а если есть ещё и вольер, то там численность поголовья (и объёмы работ) уже приближается к приличной ферме КРС.

Колёсные машины – от уазиков до «праворуких» «тойот» и пр. – зимой эксплуатируются по чищенным дорогом, а в короткий период малоснежья – и по полям/перелескам. Та вездеходная техника, которая используется в межсезонье (болотоходы), по снегу идёт плохо. Предел её применения – снег вполколеса, но опять же всегда надо брать поправку на угол уклона, состояние грунта (проморожен или нет) и пр. В этом плане для зимы гораздо лучше показывает себя техника типа ТРЭКОЛов. Ведь прочистка дорог после сильных снегопадов – дело не одного дня (а охоты проводить надо при любых обстоятельствах: выходные не резиновые), опять же трактор может поломаться, да и не везде в принципе имеет смысл регулярно чистить, а трёхосный ТРЭКОЛ способен уверенно ехать по снегу 80 см, имея сам колесо 120 см. Для повышения проходимости используется регулирование давления в шинах, и там, где не прочистить трактором, такая техника даёт максимальный комфорт и надёжность доставки и охотников, и загонщиков практически в любую часть территории хозяйства. Конечно, если у водителя есть необходимый опыт езды и преодоления препятствий и отношение как к своей – без этого любая спецтехника убивается быстро, даже самая «неубиваемая».

Зимний транспорт в коммерческих охотхозяйствахИ вот уже в этом сезоне в лесостепях Зауралья появился ещё один тип индивидуальной техники. Нет, не «мотособаки» – они как раз особо широкого применения в охотпользовании у нас не находят. Для организации загонных охот одно из хозяйств, в которые я регулярно собираю группы, закупило мотосноуборды. В условиях, когда обширные территории бывших сельхозугодий заброшены и заросли бурьяном и мелколесьем, а также в камышовых низинах мотосноуборд оказался очень эффективным средством передвижения. Он прекрасно идёт по глубокому снегу через камыш, хмызу, по лесу со средней плотности подростом. Это позволяет проводить загоны намного быстрее и эффективнее, чем на лыжах или снегоступах. Тем более оклады в условиях лесостепи бывают очень большими, а на мотоснегоходах прогонять такие можно по несколько в день. Опять же использование при ЗМУ наравне со снегоходами вполне оправданно и по удобству, и по затратной части.

И напоследок о том, как это всё окупается. Конечно, нет смысла в таком количестве и разнообразии техники там, где у хозяйства на весь сезон – несколько десятков «бумаг». Техника позволяет создавать и поддерживать плотность зверя, плотность зверя позволяет получать лимиты и проводить охоты, на которых, грубо говоря, за выходные на 20 человек не одного лося «делят», а, скажем, 7–10 лосей, полтора-два десятка косуль и до десятка кабанов – с вышек по-тёмному – в придачу. Окупаемость же в таком случае достигается и за счёт допуслуг – это, прежде всего, разделка и фасовка дичи.

В хороших хозяйствах сейчас везде разделочные цеха – «Мираторг» позавидует: с ленточными и сабельными пилами, с вакуумизаторами, с профессиональными холодильниками, шкафами для дозревания мяса, и пр., и пр. Да, кто-то любит «всё сам». Сам нашёл, подошёл, добыл, разделал, вынес… Ничего против никто не имеет. Но вместе с тем и охота «всё включено, и в количестве» имеет достаточную для процветания популярность. Причём есть немало охотников, кто и сам добудет «с нуля», но при этом с удовольствием ездит на описываемую «коммерцию» – просто чтобы разнообразить, грубо говоря. Так что большие, но грамотные вложения, в том числе в зимнюю технику, вполне оправданны. По крайней мере, в условиях и нынешних реалиях Зауралья.

Все статьи номера: Русский охотничий журнал, февраль 2025

551
Adblock detector