Так как-то сложилось, что охотничьим транспортом преимущественно считаются внедорожники: джипы и пикапы. Для поездок на рыбалки эти классы автомобилей также имеют наибольшую популярность. Я хочу поделиться многолетним опытом использования автомобилей, которые в среде охотников и рыболовов явно остаются в тени своих «братьев меньших». Речь о микроавтобусах.
В России (и не только) именно микроавтобус всегда был и остаётся основным экспедиционным автомобилем туристов-водников, чьё увлечение не просто в родстве с охотой и рыбалкой, но нередко с ними пересекается. Итак, почему микроавтобус? Он один позволяет полноценной команде в 5–7 человек со всем снаряжением забрасываться на точки старта и позволяет сопровождать группу вдоль маршрута. Конечно, там, где есть дороги: это Кавказ, например, вся Европа от юга до севера, где-то Карелия, Урал и другие регионы. Наиболее удобная компоновка для таких путешествий – по факту полугрузовая.
Это передний водительский диван (в зависимости от модели до 3 комфортных мест), один пассажирский диван – 2–3 места, а остальное пространство разделено примерно пополам горизонтальной полкой. Внизу обширный багажный отсек, а сама полка – это комфортная лежанка для 2–3 человек. Это очень удобно для сменной езды в несколько водителей. Комфортное «плечо» одного, по опыту, составляет 700–800 км. После этого отруливший водитель лезет назад отсыпаться; главное, не забыть указать направление сменщику. А то был случай, когда ночью смена делалась на заправке слева по ходу движения. И только что разбуженный сменщик, не подозревая подвоха, выехал направо и успел отмахать в обратку километров 50, прежде чем ошибку обнаружил.
Для туризма микроавтобус также крайне удобен объёмом и организацией как жилого, так и грузового пространства. Он позволяет без труда складывать любой пазл из длинномеров типа парусных катамаранов и сёрфов, лодочных моторов, рафтовых вёсел, каяков, ружейных кофров, тентов, палаток и пр. и пр. Верхний багажник позволяет, например, при переездах вдоль речки погрузить надувной катамаран, не разбирая. На рыбалке или охоте то же самое делается с надувной лодкой до 4 и более метров длины.
В багажнике или на полу у боковой двери максимально быстро организуется кухня. Или натягивается общественный тент, и тогда автобус естественным образом интегрируется в лагерь. В общем, в данном случае машина постоянно в деле и очень помогает в организации лагеря в плохую погоду. Не говоря уже о том, что любой оборудованный по описанной выше схеме автобус – это 5, а то и 6 полноценных спальных мест. Причём ночёвка в автобусе не в пример комфортнее, чем в машинах меньшего объёма. Влажность в салоне от дыхания растёт медленнее, места больше, спальные места ровные, отдыхается в нём не хуже, чем на хороших раскладных кроватях. При значительных физических нагрузках это просто незаменимо.
Что касается чисто рыбацких и охотничьих выездов, могу сказать следующее. Микроавтобус – это единственный транспорт, который один «поднимает» компанию 5–6 человек со всем скарбом. Мы ездили таким образом на Каспий – охотиться на утку и гуся в декабре, весной под Элисту на гуся – с квадроциклом в салоне, что также возможно только в «бусике». Летом и осенью были выезды в Северную Карелию и на Белое море. Тоже с большим количеством разнообразных плавсредств. По более чем 25-летнему опыту путешествий на микроавтобусах рискну описать концепцию этого класса автомобилей следующим образом: это и грузовик, и дом на колёсах, и средство непрерывной (а значит быстрой) езды в два-три «руля» на дистанции свыше 2000–2500 км с полноценным отдыхом рулящих, и часть лагеря. Ни джип, ни пикап такими свойствами не обладают. Поэтому для постоянных слаженных коллективов в 4–7 человек микроавтобус чуть не идеальное средство транспорта – именно в экспедиционных поездках.
Конечно, проходимость микроавтобуса, особенно гружёного, даже с полным приводом не позволяет съезжать в полноценную грязь. Поэтому применение его, скажем, на гусиных весенних охотах ограничено. Зависит от мест, вернее, если совсем точно. У нас есть постоянные места охот, куда при любой весне заезжаешь до лагеря без единой лужи. Тут микроавтобус – самое то. Но основное применение – это доставка команды до водоёма с последующим в течение нескольких дней автономом на плавсредствах. С рыбалкой или охотой по сезону. Для таких выездов удобнее микроавтобуса ничего не придумали.
Теперь немного о технической стороне. Первое и основное: как на вторичном рынке, так и новый микроавтобус выгодно покупать в грузовой комплектации. Далее автомобиль перерегистрируется в пассажирский и дооборудуется соответствующими элементами: сиденьями, окнами, вентиляторами, салонными печками и пр. Почему? Дело в том, что грузовые комплектации значительно дешевле пассажирских. А если брать такие микроавтобусы, как «Фольксваген Крафтер», то в пассажирских они сюда и не завозятся. На круг получается переделать и перерегистрировать грузовой вариант в пассажирский дешевле на тысяч от 50 до 150, а то и больше. В зависимости от конкретной модели и ваших аппетитов. Да, зачем перерегистрировать? Дело в том, что перевозка пассажиров в салоне грузовых микроавтобусов запрещена и карается.
Эксплуатация микроавтобусов обходится не дороже многих легковых иномарок среднего класса. Дело в том, что микроавтобусы – это коммерческий транспорт. Он рассчитан на интенсивное использование и большие пробеги. При аккуратном своевременном ТО основные узлы и агрегаты даже новых моделей микроавтобусов проходят до капитального ремонта 300–500 тысяч легко. У знакомого есть «Мерседес Спринтер», у которого пробег 600+ тысяч км. Без капитального ремонта двигателя – лет 12 назад пробило прокладку головки блока, её тогда заменили и с тех пор более серьёзно в двигатель не лазили. Ни среди легковых, ни среди внедорожников выпуска после 2015 года таких ресурсов нет и в помине. Наоборот, сейчас всё больше входит в моду заявлять, что ресурс – 200 тыс. км, а дальше агрегат не ремонтопригоден…
Поэтому микроавтобус – это последний транспорт класса В, который можно купить на долгое использование и не менять раз в год-два ступичные подшипники, крестовины кардана, элементы подвески (с рычагами в сборе) и так далее. На том же «Спринтере», гружёном под завязку людьми, рыбой и утками, мы однажды «сложили» задние рессоры на трассе М6, ещё в то время, когда за Тамбовом она вся была жуткими волнами. Дело было ночью, ехать так даже на первой передаче невозможно: кардан просился в салон. Так за полчаса в ближайшей посадке было выпилено два пенька – проставки между кузовом и мостом. И на этих пеньках мы к утру дотряслись до Тамбова, а это 270 км. Где уже оставили автобус для ремонта.
И напоследок о повседневной езде. Как ни странно, для перемещения по городу и даже как машина для езды на работу и обратно микроавтобус очень даже удобен и экономичен. Расход дизеля меньше, чем у внедорожников. Посадка высокая с хорошим обзором передних габаритов. На дороге микроавтобус виден хорошо всем участникам движения, двигаться в потоке в нём комфортно. Ну и даже на 140км/ч, что не предел для пустого, автомобиль хорошо управляется, а до этой скорости имеет очень приличную динамику разгона. Так что и для повседневной езды этот класс автомобилей вполне приемлем, а где-то и комфортнее по посадке, объёму рабочего места, обзору, чем седаны эконом-класса.