Универсального автомобиля не существует, а уж идеального для охоты – тем более. Но его можно построить.
Все зависит от ваших потребностей и задач: какая охота вас интересует, планируете ли ночевать в машине, как далеко ехать до угодий, насколько в вас развито эстетическое чувство прекрасного и, конечно, насколько упитан ваш кошелек.
Сразу оговорюсь – эта статья не для тех, кто добирается до базы по асфальту, а затем пересаживается на егерскую «буханку» или «шишигу». Это рассказ для охотников, которые любят и умеют путешествовать самостоятельно.
Еще несколько лет назад ваш скромный автор и понятия не имел, на что способны внедорожники. Все изменилось после путешествия по Восточной Африке: мне посчастливилось проехать пару тысяч километров на легендарном «Дефендере». Часто не было ни дорог, ни цивилизации, мы колесили по джунглям и прериям, и я подумать не мог, что обычный автомобиль способен на подобное. Аборигены поделились опытом, рассказав, какие автомобили здесь больше всего уважают. Список получился небольшой: выживают в основном «Тойоты» да «Ленд-Роверы» и несколько грузовиков. Это путешествие изменило мое отношение к внедорожникам.
Через пару лет я приобрел свой первый «Ленд-Ровер Дефендер». Это был взвешенный и осознанный выбор. Я прекрасно понимал: машина не создана для пробок. Было решено на своем опыте прочувствовать, на что железный конь способен в стоке, и лишь потом, по мере необходимости, подгонять его под конкретные нужды.
Итак, что я поменял и добавил, чтобы создать свою «Легенду».
1. Шины. После охоты в болотистой местности, когда штатные покрышки несколько раз безнадежно зарывались в мягкий жирный грунт, нужно было найти что-то более подходящее. Правильные шины для внедорожника – 80% успеха. Я искал оптимальный баланс между проходимостью и поведением на асфальте – 33-дюймовую грязевую резину известного бренда. Намеренно выбрал так называемую «мадовую» резину (от англ. mud – «грязь»). Теперь в болотах я чувствую себя гораздо увереннее. Особенно если не забывать стравливать давление в шинах на мягких грунтах – это существенно повышает шансы выбраться из грязи, даже если машина чуть-чуть опустится.
2. Диски. Бытует мнение, что стальные штампованные диски для внедорожника предпочтительнее, так как они не расколются при боковом ударе о камень. Если вы не путешествуете в гористой местности, выбирайте те диски, которые меньше набирают грязь и снег. Вес тоже имеет значение.
3. Лебедка. Вы обязательно застрянете. Лебедка дает серьезный шанс выбраться без посторонней помощи в кратчайшие сроки. Но учтите, ставить ее придется, вероятно, на силовой бампер, что повлечет и еще одну доработку – увеличение хода подвески, так как под тяжестью навешенного железа машина неизбежно просядет. Выбирайте лебедку исходя из планируемой частоты использования (в сервисе подскажут конкретную модель). Используйте перчатки, держите крюк только за шильдик, чтобы перчатку не затянуло в барабан. Никогда не перешагивайте натянутый трос. Помните, лопнувший стальной трос запросто может перерезать человека. Чтобы этого не произошло – повесьте в центре куртку или специальный жилет. Кевларовый трос легче стального и не образует заусенцев, но через 3-5 лет потребует замены.
4. Корозащитная стропа, шаклы, блок, удлинитель троса – обязательные и необходимые элементы к лебедке. Выбирайте корозащитную стропу как можно длиннее – часто цепляться приходится за кустарник или группу чахлых маленьких деревьев, в этом случае, чтобы не вырвать их с корнем, лучше обхватить их как можно больше. Шаклы никогда не затягивайте до конца – обязательно поверните на один поворот обратно, иначе после нагрузки не сможете раскрутить. Удлинитель троса пригодится, если вам «повезло» застрять слишком далеко от деревьев. И осторожнее с елками – корневая система этих деревьев расположена близко к поверхности, так что даже большое дерево несложно выдрать.
5. Радиопульт управления лебедкой – жалею, что сразу не приобрел его, очень полезная вещь, особенноесли пользуешься лебедкой один.
6. Якорь. Если вы имели неосторожность застрять в чистом поле, где не за что зацепиться, – поможет якорь, сделанный наподобие плуга. Купить якорь сложно, но его можно сварить самостоятельно – в Интернете полно чертежей. Если вы еще не обзавелись якорем, но уже застряли, знайте – не очень хорошая, но, тем не менее, альтернатива якорю – вкопанная в землю запаска, за которую можно зацепиться тросом. О лопате, надеюсь, рассказывать не надо.
7. Реечный домкрат (хайджек) – непременный атрибут любого внедорожника. Чем рейка длиннее – тем лучше (дело в том, что поднимать тяжелый прилипший к грязи автомобиль с внушительным ходом подвески придется достаточно высоко, при этом колеса оторвутся от земли значительно позже, чем у легковушек). Чтобы не утопить домкрат, не забудьте подпяток, увеличивающий площадь основания. Пробуйте, как работает домкрат, сперва на сухом грунте. Полезные аксессуары к домкрату – «Буратино», переходник под круглые отверстия в бампере и цепи, чтоб приподнять машину сразу за колесо. Помните, что реечный домкрат можно использовать не только для того, чтобы поднимать и перекидывать машину из колеи, но и в качестве лебедки.
8. Защита картера актуальна для всех автомобилей, выезжающих на дороги России, а для внедорожников – тем более. Выбирая защиту, обратите внимание, чтобы в ней обязательно были отверстия, в противном случае вам придется возить с собой пару десятков килограммов чернозема (летом) и снега (зимой). Кстати, торф иногда нагревается и начинает тлеть под машиной – очень неприятные ощущения.
Проводной и беспроводной пульт управления лебёдкой
9. Сандтраки. На самом деле, это не только аналог «бревнышка», которое можно положить под колесо, чтобы выехать из грязи, если деревьев вокруг нет, но и прекрасная возможность соорудить небольшой мостик для форсирования глубокой и узкой мелиоративной канавы. По этой причине не стоит покупать мягкие пластиковые изделия.
10. Багажник на крышу – это не только отличная возможность переселить объемные сумки, занимающие весь салон (скажем, гусиные профили), и всякие сильно пахнущие грузы (дополнительные канистры), но и отличная возможность взять с собой небольшую лодку, например. Только помните: после установки багажника расход топлива увеличится примерно на 1 литр на 100 километров, а в салоне на высоких скоростях станет чуть шумнее.
11. Люстра. Правильно подобранная люстра станет незаменимым помощником при движении по сложным грунтам ночью, когда штатных фар не хватает. Дополнительный источник света сверху не только заливает все пространство вокруг, но и устраняет тени, создаваемые нижними фарами. Особенно незаменима люстра при движении по торфяникам. Боковой свет поможет осветить лагерь, для этого справа и слева я поставил яркие светодиоды, практически не потребляющие энергию. Задний рабочий свет поможет не только при маневрах на бездорожье, но и облегчит разгрузку-погрузку шмурдяка ночью. Никогда не используйте люстру на дорогах общего пользования!
Хайджек (домкрат), подставка для мягкий грунтов, накладка для круглых отверстий "Буратино", цепь для подъема за диск
12. Спальное место. В моем случае все просто: выкинул второй ряд сидений и соорудил штатную кровать. Необходимость перевозить палатку полностью отпала. Собака и друзья одобрили.
13. Воздушный отопитель не только пригодится, чтобы прогреть салон, не дожидаясь, когда нагреется дизельный двигатель, но и окажется незаменимым автономным источником тепла при ночевках. Я с комфортом сплю в машине во время ранних весенних и поздних осенних охот – а на улице не тает снег.
14. Дополнительный аккумулятор. Чтобы штатный аккумулятор не разрядился от использования печки, освещения лагеря, инвертера на 220 вольт и прочих бытовых нужд, я поставил дополнительный гелевый аккумулятор. Ему не страшны частые циклы разрядки-зарядки. Управляет системой специальный блок, он же позволяет завести двигатель, даже если оба аккумулятора вдруг оказались почти разряжены.
15. Радиостанция. Незаменимая вещь при движении колонной. Но не спешите устанавливать стационарную рацию, иногда к привычной охотничьей «несушке» достаточно добавить внешнюю антенну на крышу – и вы будете всегда на связи.
16. Подножки, особенно неправильно установленные, очень часто служат тем самым якорем, на который садится машина, беспомощно вращая колесами. Лучше всего заменить их на рокгарды – и машину поднять можно, и дерево объехать.
17. Блокировки дифференциалов. Не в каждой машине штатно установлены все три блокировки (межосевая и пара межколесных). Включая блокировки, вы серьезно повышаете шансы застрять там, куда другие никогда не доедут. Но помните: с блокировкой передней оси поворачивать значительно сложнее, а на твердом грунте даже опасно – можно сломать полуоси.
Корозащитная стропа (желтая), рывковый трос (синий), блок, шаклы, защитные перчатки
18. Компрессор. Если вы поставили большие внедорожные колеса, не забудьте о правильном компрессоре – он поможет вам быстро восстановить правильное давление после преодоления препятствий. Если решились на блокировки дифференциалов – некоторые модели управляются пневмосистемой, – не поленитесь добавить опцию для накачки шин, и нужда в дополнительном компрессоре исчезнет.
19. Лесенка на багажник и алюминиевые накладки на капот помогут вам взобраться повыше, чтобы быстро осмотреть окрестности или удобнее закрепить груз. Некоторые граждане предпочитают использовать капот внедорожника в качестве подставки под стаканчики, в этом случае накладки не оставят предательских следов.
20. Шноркель. На самом деле его придумали, чтобы защищать двигатель от дорожной пыли, выведя забор воздуха для дыхания двигателя как можно выше. Желающим преодолевать броды по самый шноркель стоит удостовериться – герметичен ли он на 100%, а также не забывать, где находится электроника у машины. В шноркель часто выводят шланги сапунов от мостов и так далее.
На этом я пока остановился. В планах – обшить салон алюминием, чтобы удобнее было мыть машину изнутри, и мелкие сервисные примочки вроде камеры заднего хода, потолочной консоли и тому подобного. Хотя главное – вовремя остановиться, ведь чем больше вы навешиваете на автомобиль – тем тяжелее он становится, а чем он тяжелее, тем сложнее вам придется на бездорожье.
Разумно оценивайте свои возможности, старайтесь сначала пройти сложный маршрут пешком, и только затем ехать туда на машине. Не старайтесь сразу облепить внедорожник максимальным тюнингом – будьте уверены, что вам на самом деле это необходимо, и удачи на дорогах!
Русский охотничий журнал, июль 2014 г.