У нас в стране туризм всегда был популярен, а в настоящее время люди, охотники – особенно городские – всё больше интересуются разными возможностями «побега от цивилизации» ради своего увлечения в местах, где «не ступала нога человека». Или если и ступала, то без явно видимых следов и не так часто.
Пеший, горный и лыжный туризм требуют большого объёма специальной физической подготовки – конского здоровья, другими словами. Плюс связаны с многочисленными ограничениями по весу, комфорту быта и пр. Охота как таковая в процессе таких наземных маршрутов ограничена как временем, так и тем, что всё приходится тащить на себе. Водный туризм в этом плане гораздо привлекательнее, особенно сплав по рекам, о котором и пойдёт далее речь.
Классический сплав – это заброска в намеченную точку выше по течению и сплав до намеченной точки выброса с маршрута, где группу может забрать автотранспорт либо откуда можно быстро выйти пешком до ж/д-станции. В процессе сплава возможны самые разные виды охоты, включая охоту с подхода на крупных животных: медведя, лося. Также сам сплав может являться только средством заброски в отдалённые богатые угодья в местах, где дорожная сеть развита слабо. Например, в Коми, Кировской области и т. п.
Обычно для сплава с целью охоты выбираются самые простые в техническом отношении реки – со слабым либо умеренным течением, на которых если и есть перекаты с быстротоком или пороги, то очень локальные и с возможностью обноса препятствия по берегу. Но даже на лесных спокойных реках после паводка или вследствие деятельности бобров всегда есть возможность образования завалов из стволов деревьев. Если завал переграждает область с течением, он может стать не только серьёзным, но и опасным препятствием, особенно для неспециализированных сплавных средств.
Самое популярное сплавное судно – обычная резиновая рыбацкая лодка. Её преимущества – быстро собирается и надувается, лёгкая: легко забросить до речки или обнести ниже завала или мелководной шиверы. Недостатки – из-за ширины, мягкого дна и большого сопротивления хуже всего управляется, особенно на течении, когда в воде образуются вертикальные и боковые струи из-за обтекания препятствий на дне и в толще воды – брёвен, камней. Резиновые лодки наиболее мягкие, поэтому легко складываются даже лёгким потоком, если лодка застревает в препятствии. Дальше борт, который выше по течению уходит под давлением воды под воду, и переворот. В завалах такие инциденты являются наиболее частой причиной летальных случаев на сплаве.
Следующий по возможностям класс – надувная байдарка. Она лучше управляется, позволяет маневрировать в потоке и проходить шиверы и пороги небольшого уровня сложности. На спокойных участках позволяет существенно добавлять к скорости течения греблей. Поэтому на байдарке можно пересекать озёра и заливы в несколько километров и больше, которые для надувной лодки (без мотора) могут из-за лёгкого ветра стать непреодолимым препятствием. Но! Байдарка подразумевает как минимум умение грести, а также необходимо иметь представление о маневрировании в потоке, управлении лодкой кренами, опоре на весло и пр. Т. е. начальные знания техники водного туризма.
На коммерческих рыболовно-охотничьих маршрутах по Алтаю, на плато Путорана и т. п. с давних пор очень популярно использование рафтов. Рафт – это большая (6–8 мест) надувная ПВХ-лодка с поднятыми носом и кормой и относительно жёстким выпуклым надувным дном. При большой грузоподъёмности благодаря обводам и проекции рафт позволяет безопасно проходить довольно мощные водные препятствия, которых в процессе сплава в горах и на горных плато практически не избежать. Зачем их проходить? Потому что обносы препятствий по берегу могут занять большую часть времени и отнять у команды все силы. На спокойной воде, при пересечении озёр и широких мест основной недостаток рафта – высокая парусность. Боковой ветерок в 4–5 м/с может превратить путешествие в кошмар.
Менее распространённым, но имеющим наиболее широкие возможности является катамаран. Катамаран – это два параллельных баллона, соединённых наложенной на них сверху рамой. Баллоны могут быть однооболочечные (из ПВХ) или двухоболочечные – надувные элементы из прорезиненной ткани внутри «шкуры» из того же ПВХ. Последние – наиболее прочные, и такая конструкция катамаранов используется для походов самой высокой сложности. Рама может быть как дюралевой разборной, так и деревянной, которую вырубают прямо на месте старта (стапеле). В чём принципиальное отличие катамарана по «мореходным» качествам?
При самом большом удлинении он имеет самое низкое лобовое сопротивление, легко разгоняется 2 или 4 гребцами, особенно действующими синхронно, что требует тренировок по слаженности. При наличии простейшего самодельного транца, который можно сварить в любом гараже, и мотора в 3–5 л/с катамаран превращается в быстроходное (до 25 км/ч, а то и выше) судно, на котором можно не только сплавляться, но и забираться далеко вверх по реке. По сравнению с резиновой лодкой удельный расход топлива при этом будет меньше чуть не на порядок. Также на большой открытой воде за счёт самого большого удлинения катамаран имеет самую лучшую ходкость, при этом он меньше чувствителен к волне и ветру и позволяет ходить по открытым озёрам и заливам даже в 1–1,5-балльный шторм. Перевернуться на катамаране можно, только сильно перегрузив его и заехав в большую «бочку» (пенный обратный противоток от донного препятствия на бурной воде), потеряв скорость на водяном валу или в быстром мощном потоке и сильно навалив один из носов на препятствие. Так что в плане безопасности это тоже самое надёжное судно.
Управление катамараном требует наличия как минимум одного человека с опытом сзади, но людям с навыками гребли освоить маневрирование на катамаране будет проще, чем на рафте. Из недостатков – там, где требуются манёвры, лучше использовать коленную посадку; здоровье коленей у всех разное и не всем такая посадка удобна. Сплошной палубы у катамарана нет – максимум рама затягивается сеткой. Поэтому телефоны, фотоаппараты и пр. использовать в процессе сплава надо с особой осмотрительностью. Ну и если резиновая лодка и с некоторыми ограничениями байдарка может использоваться непосредственно для охоты, то рафт и катамаран обычно слишком большие, чтобы укрыть их в камышах, хотя именно с катамараном легче это сделать.
И напоследок общие рекомендации, относящиеся к любому сплаву. Спасжилет и каска – крайне желательны всегда. Даже в пруду простое баловство с целью искупаться может спровоцировать переворот с непреднамеренным получением от напарника веслом по голове. А любой самый лёгкий нокдаун в положении вниз головой под водой может стать причиной утопления. Все вещи лучше всегда иметь в привязанных к лодке гермоупаковках. На остановках любую лодку с мягким корпусом следует вытаскивать на берег больше, чем на половину. Это делается потому, что даже лёгкая волна, болтающая пришвартованное судно, за несколько часов протирает ткань корпуса до дырки, особенно на камнях или у ствола дерева. На ночь, особенно в горной местности, лодки лучше вытаскивать полностью и относить от уреза воды. Если где-то выше в горах пройдёт ливень, вода за пару часов скакнёт на полметра и больше – так бывает нередко. Лодку может не только протереть, но и просто унести.
Все статьи номера: Русский охотничий журнал, август 2021