На календаре – первый весенний месяц, а значит, не за горами тот день, когда исчезнут последние накатанные за зиму «буранки», а на озёрах и водохранилищах станет уже небезопасно передвигаться не только на снегоходах, но и на своих двоих.
Нет, конечно, где-нибудь на северо-востоке нашей страны, ближе к Северному Ледовитому океану, снегоходный сезон продлится ещё по июнь включительно, а случается и так, что даже в период весенней охоты битых гусей вполне можно вывозить к базе на снегоходах…Тем не менее снегоходная техника в любых широтах имеет лишь сезонное применение, а следовательно, рано или поздно у любого снегохода наступает относительно длительный «период покоя» – стояния в гараже или ангаре, в идеале под чехлом, до следующей белой тропы. Как сделать, чтобы этот простой не отразился нежелательным образом на состоянии и ресурсе частей и агрегатов? Есть несколько простых правил консервации снегохода на летний период, о которых и пойдёт речь.
Вначале стоит отметить, что эксплуатация снегоходной техники в весенний период, когда во многих местах, особенно на полях, прибрежной мелководной части водоёмов, ещё покрытых толстым слоем льда, южных опушках лесов и вырубок, а также на грунтовых дорогах, снег уже частично сходит, приводит к сильному загрязнению не только элементов подвески. Также при езде по лесу, торчащему из снега бурьяну и другой растительности элементами этой растительности забиваются все укромные уголки снегохода, в том числе в районе выхлопной системы.
Зимой, когда эта растительная труха постоянно сырая из-за летящих во все стороны снега, льда и воды, ничего страшного в ней нет. Но вот летом в гараже она высыхает, и нередки случаи, когда профилактический запуск двигателя неожиданно приводил к пожару, в котором сгорал не только снегоход, но и гараж, а то и весь дом с гаражом. Поэтому первое, что следует сделать по окончании сезона, – тщательно помыть и почистить весь снегоход. Ещё одна причина, почему это обязательно надо сделать, особенно если вы ездили невдалеке от дорог общего пользования, – противообледенительные реагенты, которыми эти дороги поливают в течение зимы.
При высыхании и положительных температурах они вызывают быструю и глубокую коррозию металлов, особенно алюминия, из которого сделаны не только большинство радиаторов, но и рамы многих снегоходов, а также заклёпки, которыми соединяются не только элементы рамы. Нейтрализует соли и другие реагенты мыльный раствор, которым после чистки следует хорошенько промыть весь снегоход.
Поскольку основную опасность при длительных перерывах в эксплуатации представляет коррозия различных деталей и элементов снегохода, то дальнейшие операции направлены на её предотвращение. По окончании сезона необходимо сделать плановое (или внеплановое ТО): поменять масло, если двигатель 4-тактный или 2-тактный, но масло заливается отдельно. Прошприцевать все втулки, чтобы выгнать оттуда влагу, которая неизбежно попадает туда при езде даже по сухому снегу, не говоря уже о мокрой каше конца сезона. Рекомендуется также хорошо смазать (законсервировать) цилиндры двигателя.
Тут обращу внимание на такой момент: на снегоходах BRP с двигателями ROTAX с системой E-Tec эта операция запрограммирована, т. е. для того, чтобы в должной мере смазать цилиндры двигателя, владельцу необходимо выполнить последовательность операций органами управления снегоходом: ключом зажигания, кнопкой дальнего/ближнего света и т. п. Вот только в русском переводе инструкции по эксплуатации эта последовательность действий переведена настолько криво, что, следуя ей, никакого эффекта вы не получите.
Поэтому если у вас снегоход BRP с двигателем с системой E-Tec и вы хотите выполнить штатную консервацию двигателя, лучше воспользуйтесь оригинальной инструкцией, которую можно скачать на сайте фирмы-производителя или у официального дилера. Но можно просто, как это делается на других снегоходах, вывинтить свечи и залить в каждый цилиндр необходимый объём масла. После этого свечи устанавливаются на место, с них снимаются контакты и стартёром делается несколько оборотов – для смазки внутренней поверхности цилиндров по всей площади.
Для того чтобы избежать конденсата в топливной системе (и возможного выхода из строя её элементов), необходимо либо полностью слить бак, либо, наоборот, хранить снегоход с полным баком. В противном случае за лето из-за перепадов температуры и влажности в полупустом баке может образоваться довольно много конденсата. Топливному насосу, магистралям и системе впрыска он, понятное дело, ничего хорошего не сулит.
Не лишним будет также максимально разгрузить все пружины подвески, т. е. вывесить подвеску, поставив сам снегоход на подставки-упоры. Если подвеска регулируемая, то на лето её обычно полностью «распускают», также максимально ослабляя пружины для меньшей их усадки. Остаётся только осмотреть и при необходимости поухаживать за гусеницей. Осмотр делается на предмет порезов, порывов, глубоких трещин. В том месте, где под ними обнажается корд, он неминуемо начинает гнить, и после лета в этом месте гусеница может просто лопнуть – если вовремя не признать повреждения критическими и не подготовиться заранее к замене.
Но чаще всё-таки гусеница за сезон изнашивается по краям, где начинает вылезать и махриться корд. Вот эту бахрому и вылезающий корд следует аккуратно обрезать, а сам корд – прижечь, чтобы расплавленная синтетическая нить «ушла в глубину» гусеницы. Иначе на будущий сезон из-за намерзающего снега и льда корд в этом месте будет вылезать всё быстрей и края гусеницы начнут в буквальном смысле осыпаться.
Где и как собственно хранить? Разумеется, вне воздействия прямых солнечных лучей, желательно под чехлом – чтобы не накапливалась пыль, место должно быть сухое, а если пол земляной, то лучше загнать снегоход на доски. Аккумулятор лучше зарядить и хранить заряженным, но клеммы снять. Следует ли время от времени заводить и прогонять двигатель? Я считаю, что если консервировать блок цилиндров смазкой, то не нужно. Если всё-таки не консервировать, то надо заводить его раз в месяц в течение всего периода простоя.
Все статьи номера: Русский охотничий журнал, март 2022