Ремонт шин: это нужно знать

Транспорт охотника
Ремонт шин: это нужно знать

С проколами, порезами и грыжами шин рано или поздно сталкиваются абсолютно все автолюбители. Правда, охотники и рыболовы, наверное, всё-таки чуть чаще. Особенно там, где дороги больше похожи на направления, и запаса даже в 2–3 «запаски» может оказаться недостаточно для завершения путешествия «на своих четырёх»…

На самом деле в большом количестве случаев, когда «колесо спустило», вполне можно исправить положение полевым ремонтом. А при значительных повреждениях типа «в поле на грабли наехал» также не следует сразу определять покрышку «на выброс»: даже очень значительные на первый взгляд порезы при современных технологиях и умелых руках устраняются, практически не оставляя следов. О том, что нужно знать о ремонте шин, сегодня рассказывает старший мастер шиномонтажа на ул. Лавочкина, 32 Александр Фомин.

Начнём с того, что можно сделать самостоятельно. Полевых ремонтов существует два вида: ремонт проколов жгутом и бортировка взрывом. Второе чаще используется на соревнованиях по офф-роуд и различных трофи-рейдах для того, чтобы закончить маршрут и доехать до сервиса, поскольку при разбортировке внутрь бескамерной шины как правило, попадает вода или грязь, удалить которые начисто обычно затруднительно, а ездить с ними внутри колеса долго не рекомендуется. Для бортировки взрывом обычно используется какой-нибудь горючий аэрозоль (например, средство для очистки карбюратора). Колесо вывешивается домкратом так, чтобы минимизировать щель между шиной и диском (обычно разбортируется внешняя сторона). Внутрь прыскается аэрозоль и поджигается – «бах, и готово». В интернете много видео процесса, а также подробных описаний, поэтому пойдём дальше.

Ремонт шин: это нужно знать

Ремонт жгутом показан как временное средство ремонта небольших проколов беговой дорожки либо боковины шины без разрывов нитей корда. Обычно жгутом удаётся заткнуть повреждения от предметов диаметром не более 6–8 мм. Это гвозди, саморезы, куски проволоки, арматуры и т. п. Если повреждение обнаруживается сразу, ремонт возможно провести, не снимая колеса, и даже без домкрата. Главное, чтобы была возможность подхода с инструментом – для подготовки отверстия и для установки жгута. Также допустимо устанавливать жгут в мокрую шину. Если место прокола обнаружено и доступно, сам ремонт занимает не более минуты – даже колесо после расчистки отверстия не успевает спустить более чем наполовину. Но ещё раз обращаю внимание: жгут – это временное средство, которого обычно хватает от 1 до 5 тыс. км пробега. Дальше нити корда шины перетирают резину жгута, и он начинает травить воздух.

В большинстве типов легковых покрышек нити корда идут примерно через каждые 1 мм. Обычно металлический корд используется только для беговой дорожки шины, а боковинам жёсткость придают синтетические нити. При разрыве уже 2–3 нитей корда в месте повреждения, как на беговой дорожке, так и на боковине, образуется вздутие. Отремонтировать такие проколы/порезы жгутом обычно не удаётся, в лучшем случае – только чтобы небыстро доехать до шиномонтажа. Небольшие, до 5 мм, порезы с повреждением нитей корда ремонтируются холодной заклейкой. В месте более обширных повреждений в случае ремонта «на холодную» неизбежно останутся вздутия – грыжи. Эстетика и нарушение геометрии колеса тут не самое страшное, важнее то, что в этом месте прочность шины будет значительно снижена – такая грыжа может взорваться и на ходу, и при наезде на препятствие. Эксплуатировать такое колесо просто опасно. Даже при использовании самой «прочной» резинокордовой починочной латки при холодной заклейке значительную часть нагрузки будет нести не её корд, а тонкий клеевой слой, эластичный и непрочный.

Ремонт шин: это нужно знать

Надёжно и практически без видимых следов (без нарушения геометрии шины) отремонтировать значительные повреждения корда позволяет только вулканизация под давлением около 2,5 атмосфер. Для этого используются также различные виды резинокордовых починочных латок. Ремонт может занять до 6 часов. Если шина мокрая (т. е. влага впиталась в синтетические нити корда), то она сначала в месте пореза сушится 20–30 минут. Затем место повреждения зачищается снаружи и изнутри, полностью снимается внутренний (бескамерный) слой резины.

Дальше наносится 2 слоя термоклея с разницей в 30 минут. Изнутри устанавливается латка, а снаружи – сырая резина. Вулканизация беговой дорожки занимает 2–2,5 часа, боковины – до 1,5 часов. В случае необходимости восстанавливается также протектор. Таким образом ремонтируются повреждения беговой дорожки до 3 сантиметров в длину и боковины – до 5 сантиметров. Корд латки при вулканизации удерживается не клеевым слоем, а структурой самой резины покрышки, тем самым принимает на себя нагрузку практически наравне с основными нитями корда.

Ремонт шин: это нужно знать

Я не знаю, проводились ли испытания, насколько реально снижается индекс скорости такого ремонтного колеса, но на практике на отремонтированных в нашем шиномонтаже шинах владельцы автомобилей ездят не один сезон в привычной им манере. При этом разбалансировка при таком ремонте, при значительных повреждениях и максимальном размере устанавливаемой латки, достигала 60–80 граммов. Поскольку диски идеальной геометрии в природе также встречаются нечасто, то подобный дисбаланс вполне компенсируется совмещением с дисбалансом диска.

Повреждения шин более 3 сантиметров по беговой дорожке и более 5 – по боковине надёжно отремонтировать невозможно. По крайней мере, гарантию на такое колесо ни один ответственный за свою работу шиномонтаж не даст. Конечно, вдали от дома при дефиците времени и отсутствии запаски можно установить на такое повреждение большую латку, но такое колесо ставить рекомендуется только назад, ехать на нём аккуратно, с небольшой скоростью – и только до дома.

Русский охотничий журнал, июль 2019 г.

349

Похожие статьи