Если вы бывали в Азовских плавнях, на Маныче или на Нижней Волге, то наверняка видели, как ближе к вечеру вниз по каналам начинают идти катера, во многих из которых на корме или на носу лежат на боку небольшие и с виду несуразные лодочки-плоскодонки. Это подъездки, или, по-другому, куласы. Незаменимые помощники охотника в плавнях, о которых приезжающие в первый раз обычно не имеют представления.
Итак, подъездок (мне привычнее это название) – это фанерная, дюралевая или стеклопластиковая лодочка, как я уже сказал, плоскодонка, иногда с уключинами под распашные вёсла, но чаще всего без них. Нос и корма обычно закрытые, хотя в основном такие лодки – куласы – используются на Волге и Каспии, а у нас почему-то больше в моде открытые сверху лодки. У подъездков с закрытыми носом и кормой (куласов) в верхней палубе (или деке) прорезана прямоугольная дырка с приподнятыми фальшбортиками, которые задают дополнительную жёсткость и используются как опоры под банки – доски для сидения. Ширина лодки обычно от 80 см до 1 м, редко больше.
Дно подъездка обычно либо совсем плоское, либо лишь чуть-чуть выпуклое от носа к корме. Сама лодочка практически симметрична, с одинаково острыми носом и кормой. Подъездки бывают одноместные и двухместные. У последних иногда на заводе, а иногда уже самими охотниками часть кормы отрезается для установки транца под лёгкий мотор 3–5 л/с. Такой двухместный подъездок на воде развивает скорость до 7–8 км/ч и может использоваться как вполне самостоятельное средство передвижения в плавнях.
Самое главное – для чего такие лодки? Их основное предназначение – охота в камышах лиманов и меляков, там, где много водной растительности, а глубина колеблется от «по колено» до практически нуля. Малый вес и плоское дно позволяют лодке проходить практически по грязи, где воды едва пять сантиметров. Благодаря острым носу и корме подъездок проходит в самом густом камыше, а на вечёрке достаточно в облюбованном месте заехать в стенку камыша – и всё, лодка и вы естественным образом замаскированы. В отличие от казанок, «крымов» и пр. эти лодки неширокие и камыш в стороны разваливают значительно меньше. В общем, вся сущность такой лодки заключена в названии: подъездок – для того чтобы подъезжать на места охоты. Причём, замечу, это главное их свойство и предназначение – подъезжать в места, для других типов лодок (особенно для мощных моторок, ну, вы понимаете) недоступные.
Правда, для того чтобы комфортно и безопасно охотиться с подъездка, нужна определённая сноровка, которая вырабатывается только практикой. Во-первых, управление. На распашных вёслах передвигаться в камышах, узких протоках, по зарослям кувшинки, чилима и другой водной растительности затруднительно. Также практически бесполезны вёсла там, где глубина меньше ширины лопасти, а ведь часто именно такие места привлекают на кормёжку утиные стаи.
Поэтому основной способ привести подъездок в движение – это шест. Шестом толкаются на меляках и в протоках (от берега), им же гребут на местах, где до дна уже не достать. Всё это делается стоя и для неопытного человека представляет определённую сложность. Во-первых, несмотря на плоское дно, подъездок всё-таки значительно менее устойчив, чем казанка. Он гораздо легче, короче и уже. Кренится он с борта на борт очень легко в пределах где-то 10–15 градусов, может, даже больше в зависимости от габаритов. Дальше кренить его уже сложно, потому что для этого надо оторвать часть дна лодки от поверхности воды, но и таких углов достаточно, чтобы потерять равновесие и полететь в воду. Это первая сложность.
Дальше – даже самые лёгкие стеклопластиковые модели сравнительно «тупы» на управление. А смотреть на отчаянные усилия неопытного человека, под которым крутится из стороны в сторону дощатый подъездок, бывает просто нестерпимо. Поэтому надо перед самостоятельным плаванием усвоить, что лодка эта набирает скорость медленно и так же медленно реагирует на все управляющие действия, т. е. толкания шестом под углом к оси лодки и линии движения.
Для начала советую освоить именно медленное прямолинейное движение. В лодке надо стоять широко, для начала практически поперёк. Если толкаетесь справа, то левая нога должна быть немного впереди. Колени чуть согнуты, чтобы парировать неожиданные крены. Само отталкивание, т. е. приложение усилия к шесту, это не мгновенное действие, а наоборот, медленное. Тут не давят на шест сразу всем весом. Надо почувствовать, как и куда лодка пошла. Шест длинный, обычно метра 2 и больше, и в процессе одного толчка по нему перебирают руками два, а то и три раза, в зависимости от глубины. Также в процессе толчка вектор приложения усилия может меняться – для корректировки движения подъездка. Описывать в деталях процесс сложно и громоздко, главное, запомнить, что это очень инерционное управление: приложили небольшое, но постоянное усилие, и ждёте последствий, чтобы при необходимости скорректировать движение.
Чтобы направить лодку по дуге, надо помнить, что в зависимости от веса запаздывание начала самого поворота от управляющего толчка (от кормы или под корму) составит 1–2 секунды и больше. Поэтому сначала новички крутятся на подъездке. Хотят повернуть, а лодка, как им кажется, не поворачивает. Они ещё больше вбок давят. Ещё… И тут лодка начинает, наконец, поворачивать – гораздо больше, чем было надо, – и чтобы этот поворот остановить, новичок, разумеется всё повторяет, только теперь в другую сторону. В общем, если вам впервые предложат охоту с подъездка, найдите время и спокойное место, чтобы хотя бы полчаса потренироваться и попробовать все возможности этой лодочки. А возможности на самом деле значительные: шест в умелых руках позволяет по относительно чистой воде, без растительности «ковром» и с глубиной от 20 см и больше, идти в одиночку со скоростью до 3–4 км/ч. Что значительно расширяет охотничьи возможности в любом лимане.
Также очень осторожно надо отнестись к стрельбе с подъездка, если раньше такого опыта не было. Тут вылететь за борт бывает ещё проще, чем при толкании по мелякам. Поэтому сначала рекомендуется стрелять сидя поперёк лодки на банке или лишь немного с неё привстав. Соответственно, и лодку по отношению к чучелам ставьте так, чтобы основные налёты были или в лоб, или поперёк оси лодки, но не вдоль одного борта. Очень помогает поначалу зачалить лодку за один, а лучше за два шеста, воткнутых в дно в широкой части прямо к борту. Борт привязывается к шесту так, чтобы шест не давал лодке крениться. Это на порядок повышает устойчивость, главное, проверять, чтобы узлы не ослабли и в самый ответственный момент борт не проскользнул вдоль шеста.
Теперь о том, открытый или закрытый подъездок удобнее и практичнее. Для зарослей камыша практичнее закрытый: в открытый при проталкивании через камыш будет насыпаться столько мусора, что к концу охоты дна не будет видно. Открытые предпочтительнее под мотор и для более глубоких мест.
Что обязательно иметь с собой в подъездке. Во-первых, запасной шест – это всегда! Он используется намного чаще, чем можно предположить, поскольку по неопытности засадить в ил шест так, что его потом просто не успеваешь достать и он вырывается из рук, дело совершенно обычное. Вещи все всегда в гермоупаковках. Ружьё – в плавающем чехле. Спасжилеты – это не обсуждается. Поскольку основные охоты у нас уже в холодное время года, то с собой всегда желательно иметь сухой аварийный комплект одежды: термобельё и ветрозащиту. Ну а самое главное правило, которое помнить всегда, – никогда не торопиться: спешка часто является причиной нежелательных происшествий. Всё надо делать не торопясь и осмотрительно. Даже если увидели вдалеке гусей и надо, кажется, срочно спрятаться в камыш, до которого ещё далековато… На самом деле гуси гарантированно шарахнутся от суеты на воде и от людских силуэтов в лодке. А вот если вместо авральных скачек просто лечь в такой ситуации на дно подъездка, то с высокой вероятностью гуси как шли, так и налетят на выстрел. Это тоже имейте в виду.
Все статьи номера: Русский охотничий журнал, сентябрь 2021