Созданием на досуге средств транспорта не просто повышенной, а именно вездеходной проходимости я занимаюсь уже довольно продолжительное время. Всё началось с простого: в гараже стоял мотоцикл «Днепр», и первым проектом стал квадроцикл на его базе, который в итоге не устроил из-за неполного (только заднего) привода.
Следующей «самоделкой» была «Ока» на колёсах от сельхозтехники, но и она имела лишь передний привод, что также было совсем не достаточно для нашей весьма пересечённой Кировской области. Для уверенных поездок на рыбалки и охоты в любой бесснежный сезон нужно было что-то другое. С учётом прошлых проектов понемногу вырисовывалось универсальное вездеходное средство транспорта: проходимость, рессорная подвеска, крыша над головой, комфорт, перевозка 4 человек с охотничье-рыбацким багажом. Далее рассматривались разные варианты: «переломка» на колёсах-обдирышах; на гусеничном ходу; на роликовом ходу. Мы с товарищами пересмотрели множество проектов, пока не нашли уже почти готовое решение автора Андрея Бородина из Пензы. И вот что в итоге получилось…
Рама интегрированная: передняя часть от УАЗа, задняя – вращающаяся задняя тележка на жёстко закреплённом на раме шаре. Для разгрузки подвески установлены продольные реактивные тяги, передающие нагрузку от задних колёс на упорный шарнир и разгружающие тем самым задние рессоры от скручивания. Получился треугольный рычаг А(V)-образная конструкция. Нагрузка распределяется следующим образом: колёса – мост – рессоры – продольная труба – тракторный шарнир – рама. Задний мост продольно не гуляет, только вращается. Сами мосты – от ГАЗ-66 с блокировками. Передняя подвеска классическая рессорная от ГАЗ-66 или УАЗа. Двигатель поначалу был взят ВАЗ 1,3 л (в дальнейшем заменён на 1,5 л), он установлен продольно.
КПП 4-ступенчатая (в дальнейшем была заменена на пятиступку), дифференциал заварен. Один привод идёт на раздатку ГАЗ-69, второй – через муфту на лебёдку. Т. к. двигатель вместе с коробкой развёрнут (установлен продольно), коробка получилась справа от водителя, почти у пассажирского сиденья. Тут встал вопрос с переключением передач. Он был решён посредством системы рычагов. Сама кулиса расположена там, где и должна быть, – рядом с водителем. От кулисы вправо уходят два рычага (для передних и задних передач), дальше на шарнире уходит вниз и снова на шарнире в обратную сторону к КПП. Согласен, механизм получился непростой, но проще пока никто не предложил. Да, передачи переключать непривычно, но это только первое время.
Что ещё? Тормозная система ГТЦ ГАЗ-66. Для лебёдки взяли главную пару шестерёнок от УАЗа 5.125 (41 зуб) с диаметром намоточного вала 10 см. Крутящий момент получился равен 653 кгм, 48 об/мин. при усилии на первом витке 13 060 кг (13 тонн), скорость намотки – 0,9 км/ч.
Внешний вид пензенского прототипа полностью устраивал, решили придать такой же и нашему вездеходу: две недели работы болгарка-сварочник, сварочник-болгарка – и вот уже вездеход едет в покраску. Теперь у него совсем другой вид! Дальше встал вопрос с проводкой. Старую (родную) долой, новую делали по принципу «всё должно быть просто»: только реле, никаких микросхем, т. к. автомобиль планировалось использовать не только по бездорожью, но и для преодоления глубоких бродов. Всю проводку переложили заново, всё лишнее убрали или провели по крыше. Оставили головной свет, габариты, поворотники, печку. В салон установили «торпеду» от «Бычка» (ЗИЛ): она более брутально выглядит. Печку, кстати, от него же, так что теперь даже при –25 в машине жарко.
Дальше – ходовые испытания. Так как потенциал у машины явно был, но опыта управления подобными агрегатами не было, решили начать с малого – проверить «Зверя» на управляемость и ходовые качества. Но, как это часто случается, небольшое приключение превратилось в весёлое мероприятие. Итак, по порядку. Созвонились с товарищем Лёхой (Run), договорились о встрече. Выехал из дома – и сразу первая поломка: сорвался шланг и тосол брызнул во все стороны, я из машины вылетел быстрее, чем понял, что случилось. Соединил, долил воды, и в путь. Встретились с Лёхой и его товарищами на трёх подготовленных машинах и все вместе поехали в самую грязь. Подъехали к первой засаде. 3 дороги: одна прямо через лужу с торфом и 2 объездных. На вопрос «куда» – уверенный ответ: «Давай по прямой!» Страшно… А что делать? Врубаю понижайку и со второй передачи ныряю прямо в это болото, думал, всё, там и останемся. Какой там! «Зверь» прёт как танк, проехали как по асфальту. Проходимость у детища – просто зашкаливающая: три подготовленных для бездорожья машины просто не решились за нами ехать. А мы и дальше выбирали только самое месиво...
Выехали на ровную дорогу – и тут опять «нежданчик»: вырвало кардан. Посмотрели, подумали… и просто его сняли, решили дальше ехать на одном переднем приводе и на обратном пути в первой же засаде посадили. «Лебедиться» не за что, ближайшая берёзка – метрах так в 300. Отправились домой за якорем. (Ребятам на джипах стало неинтересно, и они уехали, а зря.) Прихватили с собой кардан, думали, соберём – какой там… Размолотило всё по полной. Якорь и трос на плечо и пешочком обратно до машины. Всего-то три километра, якорь так-то лёгкий, всего килограммов 16 будет, трос столько же. Пока дошли, уже стемнело, дорога скользкая, пару раз чуть не упали – слышно нас было далеко...
Наконец дошли. Попытались использовать якорь – не получается, выдёргивает, а забить его (якорь) нечем. Решили лебедиться за кусты… и порвали трос! Но в итоге всё-таки за кусты и вытащились. Дальше картина маслом: темно, Лёха бежит перед машиной и показывает, куда ехать, т. к. если остановиться, то сразу снова бы сели. Так и кружили по полю. Лёха впереди загзагами, я следом за ним. Наконец, ровная дорога. Домой приехали полпервого ночи, а выехали в 18:00. Итого: проделанный путь 15 км, из них 5 по ровной дороге, остальные там, где она в принципе отсутствует.
По машине этот пробный пробег показал следующее: слабые тормоза, перегревается двигатель, ненадёжно закреплены патрубки, коробка КПП гудит, ну и порвали кардан. И «Зверь» снова поехал в гараж. Начали с тормозов: разобрали всю тормозную систему и выяснили, что тормозные цилиндры требуют ремонта, а главный тормозной так и вовсе на выброс. Основной поставили от ГАЗ-24, а дополнительные (распределение по контурам) – от ГАЗ-53. Все тормозные цилиндры перебрали, проверили – работают. Пришла очередь решать проблему с перегревом двигателя. Два вентилятора с охлаждением явно не справлялись. Пришлось ставить новый расширительный бачок, все патрубки переложить и закрепить, а также поставить новые вентиляторы и запитать их от датчика на радиаторе.
Принудительное включение на всякий случай вывели на тумблер. С карданом всё оказалось сложнее: от моста шёл кардан от 66-го, далее вваренный кардан от УАЗа, потом через шлицевую систему переход на кардан от УАЗа и к раздатке. Вырвало кардан потому, что ход шлицевого соединения был 45 мм, а ход заднего моста при трогании с места – от 40 до 50 мм. Решили удлинить шлицевое соединение карданов до 90 мм. Заодно укрепили задний мост для исключения его хождения при трогании.
На выходные назначили было новые испытания, вот только с погодой не везло: три недели было сухо. Наконец, с вечера прошёл дождь, и мы решили проверить, как поведёт себя «Зверь» на суглинистой дороге. Оказалось, всё ему нипочём, едет, но опять отказали тормоза. Всё остальное отработало на отлично. Максимальная скорость оказалась 45–50 км/ч, минимальная – 5–7 км/ч, а может, и ниже: пешком обогнать можно. Правда, из-за того, что кузов жёстко, без подушек приварен к раме, присутствовала некоторая болтанка на скорости: немного некомфортно. Поворачивать тоже тяжко, радиус разворота – 6–8 м. В идеале нужно ставить ГУР, а также смотреть, что можно сделать с углом поворота. Проверили машину и на спущенных колёсах: из-за веса (примерно 2 тонны) пятно контакта увеличивается на 2–3 см с каждой стороны.
И ещё немного о зимней эксплуатации. По достаточно плотному снегу глубиной примерно сантиметров 40–50 решили своим ходом через поле доехать до трассы, а там уже – на эвакуатор и в гараж. Оказалось, по ровной поверхности «Зверь» идёт километров 20–30. Но всё-таки ему тяжко: веса не хватает для продавливания снега, но и на поверхности не держится. На зиму однозначно надо ставить «обдирыши» на КРАЗовской резине и дисках (они почти готовы). На родных «летних» колёсах в низинах пришлось немного побуксовать, но в итоге 12 километров по чистому полю одолели без проблем. Только в одном месте пришлось пробивать «туда-сюда» дорогу в низине со снегом глубиной сантиметров под 80–90.
Русский охотничий журнал, октябрь 2017