Итак. Как я пришёл к тому, что мне нужен микроавтобус?
Всегда при выезде на рыбалку (наверное, и охоту тоже), хочется взять побольше вещей для удобства и комфорта быта на природе, при этом, не особо задумываясь, куда и как это положить. А ещё в обыденной жизни всегда нужно что-то перевезти большое, габаритное. А если и работа связана с этим, то самое время покупать микроавтобус.
Это я и сделал в 2004 году, купив Volkswagen Transporter Т4. Не стал переделывать и оформлять как грузопассажирский, хотя такая возможность была. Но салон всё же усовершенствовал: снял половину перегородки между грузовым отсеком и кабиной, поставил три «рундука» – самодельные сиденья. Два по краям, сзади над арками задних колёс. А один по центру, примыкающим к перегородке, разделяющей грузовой отсек с кабиной. Чтобы было понятно, что получилось: мы ездили на нём на чемпионат России по мормышке всемером! Со всеми бурами, ящиками и прочей амуницией, и ещё оставалось свободное место. При этом, несмотря на отсутствие фирменных сидений, никто на комфорт не жаловался. Наоборот, хвалили за рационализаторство.
А задняя дверь-«хлопушка» – это вообще отдельная песня! Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной, когда открыта «хлопушка». Пробеги доходили до 10 тыс. км в месяц. Естественно, при такой эксплуатации приходится вкладываться в расходники и обслуживание. Никогда не «тяну до последнего», чтобы не стоять на дороге с протянутой рукой. Но и такое иногда бывало. Всё то же самое может случаться и с любым авто б/у, у которого кончается ресурс деталей, не предполагаемых к замене на весь срок эксплуатации. Небольшой по объёму и мощности двухлитровый бензиновый двигатель выдержал все издевательства с моей стороны, потому что… питался газом. Проблем с заправками в нашей Псковской области нет, поэтому газ при таких пробегах – актуальное топливо.
Несущий кузов у Transporter Т4 тех времён сделан из довольно толстого металла и отлично справляется с нагрузками до полутора тонн. Отличная проходимость по сравнению с одноклассниками определяется не только высоким клиренсом, отсутствием длинных свесов и передним приводом, но и задними рычагами. Практически невозможно вывесить заднюю ось на неровностях бездорожья, поскольку задние колёса не соединены балкой! Да, колёса… Практически сразу перестал покупать резину с маркировкой С. На Т4 она не нужна, и это подтверждает не только мой опыт. На обычной резине машина едет мягче, а подвеска служит дольше, значительно дольше.
Этот Transporter служил верой и правдой до 2011 года, пока не появилась потребность в ещё большем автомобиле. Следующим микроавтобусом стал трёхлетний Opel Movano (H2L3) с пробегом 78 тыс. км. Это тот же Renault Master, только шильдик и экстерьер немного другие. Кузов, шасси, подвеска – всё одинаковое. Так получается, что коммерческий автотранспорт разрабатывается и производится несколькими брендами на совместной основе – иначе невыгодно, наверное.
Бессмысленно сравнивать Transporter Т4 и Opel Movano. Объём перевозимых грузов, вещей, людей больше в два раза. При этом управляемость и проходимость «Опеля» ненамного отличается от «Транспортёра». Короткие свесы и высокий клиренс вкупе с хорошей резиной позволяют заезжать туда, куда не всякий паркетник сунется. А тяговитый 2,5-литровый турбодизель помогает на трассе обгонять не только фуры, но и скоростные легковушки-кроссоверы.
На бездорожье – первая передача, это как полноценная «понижайка». На второй передаче он уверенно едет в песчаную гору на холостых оборотах, при этом не зарывается! Заходя в «багажник», понимаешь всю прелесть микроавтобуса таких размеров. Помимо снастей и вещей в большом количестве, в нём помещалось (в разное время) трое мужчин, живущих с комфортом, лучше, чем в палатке, которую надо ставить, иногда поздно вечером и в непогоду; три трёхметровых лодки, полностью накачанные, ну и так далее.
По работе: две тонны мебели – вполне комфортная езда и работа подвески. На топливе не экономлю, заправляюсь только на проверенных заправках, и бак сто литров только способствует такому подходу. Хотя этот двигатель может переварить любое дизельное топливо. Плановое ТО, прописанное в сервисной книжке, я НЕ ДЕЛАЮ. А делаю внеплановое ТО – перед зимой, перед дальними поездками и по показаниям системы. Замена масла немцами рекомендуется через 30 тыс. км – это они очень погорячились. Датчик начинает требовать этого к 20 тыс. км, а воздушный фильтр приходится менять чаще, когда чувствительно меняется тяга. Поскольку автомобилем занимается «семейный доктор» с самого начала эксплуатации, то, естественно, я прислушиваюсь к его рекомендациям.
…Высоко сижу, далеко гляжу, а ещё – быстро еду! Да, многих это удивляет, но скоростные параметры этих машин на высоте. Это не хвастовство, это факт: средняя скорость при езде на дальние расстояния выше, чем на легковой машине (у меня же)! А комфорт водителя?! Ночная езда вообще отдельная тема. У меня не получается так же быстро ездить на легковушке ночью. На высоком микроавтобусе меньше слепит свет встречных фар, а длинная база придаёт устойчивости на обгонах и неровностях дороги.
Да, в городе, особенно в мегаполисе, наверное, сложнее и дороже эксплуатация такого большого авто. Коммерческий автомобиль не зря так называется: вы можете извлекать из его эксплуатации выгоду. А можно и так, как сделал мой знакомый: он регулярно путешествует на Renault Master, предварительно загрузив в него спальную зону, кухню, бытовую технику и кучу вещей. 220 В в автобусе он себе тоже обеспечил.
Понятно, что, если рыбалка или охота сопряжена с бездорожьем, джип нужнее. Но насколько часто вы забираетесь на нём в настоящую грязь?! На Transporter я неоднократно заезжал в такие дебри, где, встретив меня, водители «буханок» и уазиков, удивлялись: как я попал сюда?! А на Opel Movano переезжал вброд небольшую речушку с выходом на глиссирование. По факту, любой грузовой микроавтобус можно недорого превратить в жилой дом на колёсах для двух-трёх человек.
А ещё большим плюсом микроавтобусов является их ресурс. Запас прочности всего, что может сломаться, в разы больше, чем у легковых авто. Сроки межсервисного ТО намного длиннее, так же как и эксплуатация «трущихся» расходников. Амортизаторы… я не менял их ни разу за весь срок эксплуатации. Ступичные подшипники – один раз в 200 тыс. км. Шаровые опоры – ходят 60–80 тыс. км. Да, иногда приходится менять то, что по проекту эксплуатации авто вообще не предполагалось менять.
Кузов оцинкован, но кое-где благодаря дорогам и песку с солью появляется ржавчина. Есть небольшая «фирменная» болезнь – задние суппорты, которые раз в год приходится снимать, чистить, смазывать. Поскольку они не защищены от грязи, тормозные колодки закисают и перестают разжиматься. Но это мелочи по сравнению с тем, сколько тратят люди на обслуживание и ремонт современных джипов. И если вам не надо таскать длинномер более 3 метров, то выгоднее покупать размер H2L2: такой вариант наиболее оптимален и по городу, и по трассе, и в лесу.
Все статьи номера: Русский охотничий журнал, декабрь 2021