Тарногский городок – это село на северо-востоке Вологодской области, центр Тарногского района.
Ландшафты этой части Вологодчины представляют собой сильно холмистую местность, пересечённую огромным количеством больших и малых оврагов, во многих из которых непересыхающие летом ручьи дают начало многочисленным речкам и рекам – левым притокам Сухоны, одного из истоков Северной Двины. Большое количество болот, как верховых, так и в топких низинах между холмами, которые практически невозможно «обвести» при прокладке полевых и лесных дорог, дополняют картину.
Неудивительно, что вопрос передвижения по угодьям для рыбаков, охотников и собирателей различных других даров леса у нас всегда был животрепещущим. Первые эксперименты по строительству собственного вездехода мы начали в 2012 году – с создания трёхколёсной машины на базе мотоцикла. Затем модернизации подвергся старый «газик», который был поставлен на колёса от армейского «Урала». А затем в нашей деревне (так местные жители называют Тарногу) появился первый вездеход-болотоход-«переломка», и мы поняли: «Это оно!»
Почему «переломка»? Для лёгких болотоходов эта конструкция и на сегодняшний день самая оптимальная по совокупности параметров. Она проста в изготовлении, надёжна и при грамотных расчётах имеет значительный запас прочности без излишнего увеличения массы вездехода. Строится такая машина из запчастей, которые доступны и дёшевы в самом отдалённом «медвежьем углу», а для пользователей этой техники это очень важно. И, наконец, по проходимости оптимально рассчитанная «переломка» не уступает, вездеходам, где управление реализуется бортовыми фрикционами, а где-то и превосходит их. При этом схема «переломки» дешевле, легче, проще в техобслуживании и намного ремонтопригоднее в полевых условиях.
На данный момент у нас есть две базовые модели, обе относятся к классу лёгких вездеходов. Трёхместная «Аврора А1» весом 600 кг и оптимальной грузоподъёмностью 300 кг, и А2 – 900 и 500 кг соответственно. С грузоподъёмностью болотохода – надо понимать, что в паспорте указана такая полезная нагрузка, которая не снижает проходимости вездехода на самых сложных грунтах, т. е. в болотах и в грязи. На грунтовых и полевых дорогах, когда нет распутицы, и на А1 можно нагрузить его собственный вес – многие, например, так вывозят металлолом, и машина прекрасно едет. Надо только помнить, что нагрузка увеличивает высоту центра тяжести, и на склонах, где легкогружёная машина спокойно проезжает, с перегрузом она же может перевернуться.
На обеих моделях мы сейчас ставим китайские двухтактники Loncin. На А1 – 18 л. с., на А2 – 30 л. с. для серийных машин, а на «гоночную» модификацию для трофи-рейдов и соревнований – 35 л. с. Трансмиссия при этом остаётся базовой. Именно на таком практически серийном, т. е. специально не подготовленном болотоходе «Аврора А2» мы в 2022 году выиграли чемпионат России по трофи-рейдам в классе машин с колёсами до 1300 мм. Там же были третьими в классе 1600 и в том же году заняли третье место на Кубке России.
Это более 100 км без поломок по самым сложным трассам, где борьба зачастую идёт не за «выиграть время», а за просто «доехать до финиша». Многие участники таких соревнований сходят с трассы по причине поломок. Поэтому такие соревнования и результаты, на них показанные, дают в первую очередь представление о надёжности и запасе прочности конструкции вездехода, а это очень важно для тех, кто их покупает. Особенно в труднодоступные таёжные и лесотундровые районы, где в связи с отдалённостью цивилизации и трудностью логистики надёжность техники выходит на первый план. Поэтому мы и участвуем в соревнованиях с 2019 года, и, не без гордости отмечу, постоянно в призах.
Ещё о конструктивных особенностях «Аврор». Мосты жёстко закреплены в полурамах, и функции подвески полностью выполняет резина низкого давления. Сама резина может быть как заводской, так и «обдирышами» – по желанию. Шарнирный узел имеет две степени свободы. Это полностью наша разработка, реализованная на шаровых опорах от «Волги». Рулевое управление на «Авроре А1» сначала было реечное, но мы от него отказались, и теперь на оба вездехода ставим гидропривод. Рейка в «переломках» – это чрезмерно большая нагрузка на руки водителя, плюс надёжность из-за больших усилий тоже оставляет желать лучшего. Гидроцилиндр полностью решает вопросы управления и ресурса. Сам вездеход снизу полностью защищён т. н. донным листом, поэтому обрыв шланга гидравлики практически исключён.
Трансмиссия – автомобильное сцепление с приводом поликлиновым ремнём. На А1 привод от коробки осуществляется усиленной сальниковой цепью с ресурсом не менее 2 лет при самой интенсивной эксплуатации. На имеющем большие габариты А2, где КПП стоит вдоль оси вездехода, все приводы карданные. Расход топлива при спокойной езде по средней сложности ландшафту, т. е. в оптимальном режиме, составляет ~2,5 л / 10 км, т. е. на баке проезжается ~100 км. При этом в малоснежные зимы, когда средняя толщина снега до полуметра, многие владельцы наших вездеходов эксплуатируют свою технику круглый год. Когда снег, грубо говоря, высотой до половины колеса, у вездехода есть ряд преимуществ перед снежиками.
Например, подъехать и вытащить какого-нибудь лося из заболоченной и заросшей кустарником низины на «Авроре» в разы проще. Тем более А2 имеет закрытую кабину, а на А1 тент тоже можно при желании поставить. Ширина А2 составляет 220 см, т. е. немного больше, чем у «Паджеро 4» или других подобных внедорожников. Его можно перевозить на обычном прицепе, поэтому такие машины становятся всё более популярными у людей, серьёзно занимающихся гусиной охотой, например. Весной по раскисшим полям или солончакам, осенью по верховым болотам возможности болотохода на порядок больше и шире, чем у любых квадроциклов. Про стоимость и доступность любых запчастей тоже не надо забывать.
Все статьи номера: Русский охотничий журнал, декабрь 2023