Сегодня исполняется 208 лет со дня рождения Егора Дриянского, русского охотничьего писателя.
Егор Эдуардович Дриянский родился 17 (5) мая 1812, в селе Кошары, Конотопского уезда Черниговской губернии. Русский и украинский охотничий писатель, писавший на русском языке, страстный охотник.
Егор Дриянский происходил из дворянской семьи. Образование получал в Нежинском лицее. Впервые опубликовался в 1850 году в «Москвитянине» с повестью из украинского быта «Одарка Квочка», носящей, как и последующее творчество, ощутимое влияние Н. В. Гоголя. Примкнув к кружку так называемой молодой редакции «Москвитянина», возглавляемого А. Н. Островским, Дриянский до конца дней сохранил привязанность к драматургу (сопровождал его в поездках на Волгу; был управителем его имения Щелыково).
В конце жизни был практически нищим. «Милый Миша, – писал А. Н. Островский брату в декабре 1872, – Егор Эдуардович Дриянский при последнем издыхании: нужда, сырые квартиры сломили его железное здоровье и довели до лютой чахотки. В темном углу, за Пресней, без куска хлеба, без копейки денег умирает автор „Одарки Квочки“, „Квартета“, „Туза“, „Паныча“, „Конфетки“ и пр., таких произведений, которые во всякой, даже богатой литературе были бы на виду, а у нас прошли незамеченными и не доставили творцу-художнику ничего, кроме горя. Теперь уж поздно бранить его за непрактичность, за хохлацкое, упрямство, за неуменье показать товар лицом; теперь надо помочь ему. Сделай милость, напиши кому-нибудь из членов Литературного фонда, чтобы поспешили помощью несчастному Дриянскому (формальности на этот раз можно и обойти)…».
Перу Дриянского принадлежат: роман «Туз» (1867), пьеса из провинциального быта «Комедия в комедии» (1855), детектив «Изумруд Сердоликович» (1863), повести «Квартет» (1858), «Амазонка» (1860), автобиографическая повесть «Конфетка» (1863, опубл. в «Современнике») и др. Лучшее его произведение – «Записки мелкотравчатого» (1857) – живописная панорама «отъезжего поля», показывающая охотников-дворян, крестьян, красоту среднерусской природы и поэзию псовой охоты.
Первый вариант «Записок» появился в журнале «Москвитянин» № 2 за 1851 год под названием «Мелкотравчатые. Очерк из охотничьей жизни». Автор прислал в редакцию «Москвитянина» из Раненбурга. Книга посвящена псовой охоте. Она настолько точно отражала технологию охоты, ее поэзию и мифологию, философию и психологию, что вскоре стала непререкаемым авторитетом для охотников при разрешении их профессиональных споров.
По мнению Н. Ю. Анофриева, автора «Русской охотничьей библиографии» (1905), «Знаменитая у охотников повесть … написана замечательно живо, прекрасным охотничьим и литературным языком и считается образцом рассказов о псовой охоте. Эта повесть – лучшая настольная книга каждого охотника». По прошествии многих лет «Записки мелкотравчатого» высоко оценивали И. А. Бунин, М. М. Пришвин, А. М. Ремизов. Известный историк литературы П. Е. Щеголев утверждал: «не только охотничья книга, а еще общечеловеческая и художественная … написана пером первоклассного мастера» (1930).
Помимо большой художественной и познавательной ценности, «Записки» Дриянского имеют также ценность мемуарного источника. Значительную часть книги занимает описание имения Братовка Раненбургского уезда (ныне с. Братовка Чаплыгинского района). Действующие лица целиком взяты из жизни. В частности, под именем Алеева в романе воспроизведен образ Алексея Николаевича Кареева, владельца Братовки, одного из заводчиков знаменитой породы русских борзых собак, широко известной в XIX в. среди охотников под названием «кареевской». В. Леонтьев в книге «Охотник» (СПб., 1995) пишет: "Охотники-помещики не являются, впрочем, главными героями «Записок мелкотравчатого». В основе книги – как ее главное сюжетное звено, как ее главный герой – находится ловчий Феопен, неподражаемо живой и типичный, выписанный во всей своей своеобразной талантливости. Феопен – такой же одухотворенный литературный герой, каковы, например, Ермолай И.С. Тургенева или Ерошка Л.Н. Толстого... Дриянский даже не изменил имени Феопена – ловчего кареевской охоты".
Источник: lounb.ru