26 апреля – день рождения Джона Джеймса Одюбона, страстного охотника, натуралиста, создателя первой общественной природоохранной организации, художника.
Джон Джеймс Одюбон родился на Острове Невезения – Гаити, на сахарной плантации своего отца, французского морского офицера Жана Одюбона. Отец не был обвенчан с его матерью (с которой вообще не всё понятно – одни источники называют домработницу Жанну Рабин, другие – некую даму с плантации в Луизиане). Но все сходятся на одном – его мать умерла, когда маленькому Жану было несколько месяцев от роду.
По возвращению во Францию отец и его супруга, на которой бравый офицер был женат задолго до своих американских приключений, усыновили маленького Жана и дочь старшено Одюбона от другой женщины – Муге.
Жан Одюбон с юности обожал природу, птиц, охоту и рыбалку. Вокруг грохотала революционная Франция, а он совершал экскурсии по лесам и полям, собирал различные диковины, яйца и гнёзда птиц, и делал первые наброски дикой природы. В 1803 году, в 18 лет, Жан Одюбон собрался иммигрировать в США, дабы избежать призыва в наполеоновскую армию. Тогда он получил (не без помощи любящего отца) фальшивый паспорт и изменил свое имя на «Джон Джеймс Одюбон».
По прибытию в Нью-Йорк, Одюбон заболел желтой лихорадкой. Капитан корабля поместил его в пансионат, которым управляли квакерские женщины. Они вылечили Одюбона и научили его английскому языку. Одюбон жил в двухэтажном каменном доме, в районе, который он считал раем. «Охота, рыбалка, рисование и музыка занимали каждое мое мгновение».
Заметим, и охотой, и рыбалкой, тогда можно было заниматься в самом Нью-Йорке…
Одюбон приступил к изучению американских птиц, решив проиллюстрировать свои наблюдения в более реалистичной манере, чем большинство художников того времени. Он первым на Американском континенте стал заниматься чем-то похожим на кольцевание, чтобы отслеживать перемещения птиц и их закономерности.
После кратковременного вояжа во Францию, где он получил от отца разрешение жениться на Люси Бейквелл, Одюбон возобновил исследования птиц и создал свой собственный музей природы. Комната Одюбона была полна птичьих яиц, чучел енотов и опоссумов, рыб, змей и других существ. Он стал опытным таксидермистом и препаратором.
В 1808 году Одюбон переехал в Кентукки. Через шесть месяцев он женился на Люси Бэйквелл. У них было два сына: Виктор Гиффорд (1809–1860) и Джон Вудхаус Одюбон (1812–1862); и две дочери, которые умерли еще молодыми. Оба сына в конечном итоге помогли опубликовать работы своего отца. Джон Вудхаус Одюбон, вслед за отцом, стал натуралистом, писателем и художником.
Из-за растущей напряженности в отношениях с англичанами, Джефферсон в 1808 году распорядился ввести эмбарго на британскую торговлю, что негативно отразилось на торговом бизнесе Одюбона. В 1810 году Одюбон перенес свой бизнес на запад, в менее конкурентоспособный район Хендерсон, штат Кентукки. Он и его маленькая семья заняли заброшенную бревенчатую хижину. В полях и лесах Одюбон носил типичную приграничную одежду и мокасины, на его поясе были «сумка для пуль, рог бизона, наполненный порохом, нож и томагавк».
Для того, чтобы прокормить семью, Одюбон постоянно охотился и рыбачил: бизнес шел медленно. Он вёл настоящую жизнь западного пионера, жителя пограничья. Во время путешествия по реке Огайо с грузом товаров, Одюбон присоединился к охотничьим отрядам индейцев. Одюбон любил стрельбу и восхищался мастерством стрелков из Кентукки и «регуляторов», гражданских адвокатов, которые устанавливали на границе Кентукки социальную справедливость. В своих путевых заметках он утверждает, что встретил Даниэля Буна.
Через некоторое время такого существования, Одюбон, в итоге, пришёл к выводу, что бизнес – не для него. Он покончил с торговлей, решил заняться орнитологией и рисованием, а также вернуться к Люси и их сыну в Кентукки. Его компаньон согласился выплатить Одюбону 3000 долларов США (что эквивалентно 46 098 долларам США в 2019 году)
Во время визита в Филадельфию в 1812 году после объявления Конгрессом войны против Великобритании Одюбон стал американским гражданином и вынужден был отказаться от французского гражданства.
Одюбон некоторое время работал первым оплачиваемым сотрудником Общества Западной истории, ныне известного как Музей естественной истории Цинтинатти. Затем он отправился на юг, по Миссисипи, с ружьём, коробкой с краской и помощником Джозефом Мэйсоном, который оставался с ним с октября 1820 года по август 1822 года и рисовал фон в виде растений и пейзажей для многих иллюстраций Одюбона. Джон Джеймс был полон решимости найти и нарисовать всех птиц Северной Америки. Он назвал свою будущую работу «Птицы Америки».
Джон много работал, и пытался рисовать по иллюстрации каждый день. Рисуя новооткрытой техникой, он решил, что его ранние работы уступают в качестве новым – и безжалостно перерисовал их. Кроме того, он нанял охотников, чтобы собирать образцы птиц для своего проекта.
В возрасте 41 года в 1826 году, при поддержке своей жены (которая, судя по всему, была «моторчиком» его семьи) Одюбон увёз свою растущую коллекцию работ в Англию. Письма с рекомендациями для выдающихся англичан сыграли свою роль. «Я был принят здесь таким образом, которого нельзя было ожидать во время моих самых восторженных надежд».
Одюбон встретил большое признание, совершив поездку с иллюстрациями и лекциями по Англии и Шотландии. Он собрал достаточно денег, чтобы начать публиковать свои «Птицы Америки». Эта монументальная работа состоит из 435 гравюр c 497 видами птиц в натуральную величину, выполненных из гравированных медных пластин различных размеров в зависимости от размера изображения. Они были напечатаны на листах размером около 39 на 26 дюймов (660 мм). Всего в работе содержится описание чуть более 700 видов птиц Северной Америки.
Все тревоги и страхи, которые омрачали его работу в начале, прошли. Современный французский критик написал: «Волшебная сила перенесла нас в леса, по которым так много лет ходил этот гениальный человек. И ученые, и невежественные люди, в равной степени были поражены реальным и ощутимым видением Нового Света».
Американский натуралист стал широко известен и во Франции, завоевав короля и Двор в качестве подписчиков. «Птицы Америки» приобрели огромную популярность в эпоху романтизма в Европе и сыграли огромную роль в развитии широкого интереса к дикой природе в цивилизованных странах.
Одюбон вернулся в Америку в 1829 году. Здесь он снова много охотился и отправлял ценные шкуры зверей своим британским друзьям. Членом Американской академии искусств и наук он был избран в 1830 году.
В течение 1830-х годов Одюбон продолжал экспедиции в Северной Америке. Один из его собеседников написал в газетной статье: «Мистер Одюбон - самый восторженный и неутомимый человек, которого я когда-либо знал ... Мистер Одюбон не был удручен ни жарой, ни усталостью, ни неудачей ... он вставал каждое утро в 3 часа и выходил ... до часа дня. Затем он рисовал остаток дня, а потом возвращался вечером на поле - такова рутина, которой он придерживался неделями и месяцами».
В 1841 году, закончив орнитологические очерки, Одюбон вернулся со своей семьей в Соединенные Штаты. Он купил поместье на реке Гудзон в северной части Манхэттена. (Приблизительно 20-акровое поместье стало известно как «Парк Одюбон» в 1860-х годах, когда вдова Одюбона начала распродавать участки поместья).
Одюбон также совершил несколько экскурсий на запад, где он надеялся зарисовать пропущенные им западные виды, но его здоровье стало ухудшаться. Он умер в своем семейном доме в северном Манхэттене 27 января 1851 года.
Заключительная работа Одюбона касалась млекопитающих; он подготовил труд «Живородящие четвероногие Северной Америки» (1845–1849) в сотрудничестве со своим хорошим другом, преподобным Джоном Бахманом из Чарльстона, Южная Каролина, который предоставил большую часть научного текста. Его сын, Джон Вудхаус Одюбон, нарисовал большинство иллюстраций. Работа была завершена сыновьями Одюбона, а второй том опубликован посмертно в 1851 году.
В честь Одюбона названы двадцать шесть национальных парков, памятников природы и памятных мест в Северной Америке, а также самое авторитетное общество по охране и изучению птиц в мире.