Алексей Михайлович – сын царя Михаила Фёдоровича, и отец императора Петра I. Родился царь 9 (19 по старому стилю) марта 1629 года.
Реформы Алексея Михайловича во многом определили основные направления петровских преобразований. Было усовершенствовано русское законодательство, проводились церковная реформа, реформа армии по европейскому образцу. Активно усваивались внешние формы западноевропейской культуры, возникали новые жанры литературы и искусства, появился профессиональный театр. Но, конечно же, для нас важным является то, что Алексей Михайлович был охотником и охотничьим писателем.
Во второй половине ХVII столетия придворная охота превратилась в постоянное занятие русских царей. На охоту тратились огромные средства, ее регламентировали четкие правила, у нее имелись свои традиции и атрибутика. Царь являлся законодателем охотничьей моды и эстетики, которым следовал весь двор.
В юности Алексей Михайлович если и не предпочитал, то и не отказывался от звериной ловли. Он охотился на медведей, лосей, волков, «осочил» лисиц. Все это требовало неутомимости, ловкости и силы, что трудно вяжется с привычным мешковатым внешним обликом государя. Однако на деле царь был хорошим всадником и неплохо управлялся с любой охотничьей снастью.
Охота на медведя едва не стоила жизни Алексею. Предание так описывает этот случай. Оставленный спутниками в звенигородских чащобах, царь вдруг натолкнулся на медведя. Гибель казалась неминуемой, когда неожиданно появился старец и отогнал свирепого зверя. Старец исчез, но вернувшийся в Савво-Сторожевский монастырь Алексей Михайлович по иконе преподобного Саввы, который якобы был писан иноком, его видевшим при жизни, опознал своего спасителя. То был Савва, ученик Сергия Радонежского. Царь был спасен заступничеством чудотворца.
Очень скоро Алексей Михайлович стал отдавать предпочтение соколиной охоте. В отличие от звериной, где удачливость и мастерство охотника определяются количеством и размерами добытых трофеев, в птичьей охоте почиталась красота полета и выучка птицы. «Красная потеха», начиная с обучения птиц и кончая главным действом – охотою, более всего отвечала эстетическим вкусам Алексея Михайловича.
Широк разброс мест охоты царя. То он ехал «тешиться за Москвою рекою на Хвилях», то промышлял «в Кунцовских заразех» (то есть в оврагах), то заглядывал «в рощу, что под Семеновским» или отправлялся мимо Коломенского на Борисовскую плотину. Это не считая мест дальних, Рогочева, Калязина и других.
Переполнявшие его во время охоты чувства обыкновенно были настолько сильными, что требовали выхода. Царь Алексей выплескивал их на бумагу, оставив нам прекрасные образцы тогдашнего красноречия. В своих письмах царь – настоящий поэт птичьей охоты. Он создал знаменитый «Урядник сокольничего пути», подлинный гимн своему увлечению. Чего стоит одно только вступление к «Уряднику»: «И зело потеха сия полевая утешает сердца печальныя, и забавляет веселием радостным, и веселит охотников сия птичья добыча», – восклицает автор, приглашая читателей усладиться особенностью и красотой полета каждой птицы.
Каждая строка предисловия не просто красива, она содержательна. Царь знает, о чем пишет. Красота полета сокола – в высоте и в стремительном, почти неуловимом для глаза падении на добычу, ударе и в новом крутом подъеме, новой «ставке» – нападении. Сокол «с великим верхом» – лучший сокол, оттого и «красносмотритель но... высоково сокола лет». Дермлиги (мелкие разновидности сокола), не давая опомниться своей добыче, атаковали ее сверху и снизу. То и была «дермлигова переласка», которая в суете и неутомимости своей казалась даже потешной...
Исследователи литературы охотно включают «Урядник» в число литературных памятников Древней Руси. В нем видят начала эстетические, слово художественное. Все справедливо. Но «Урядник» – это еще и целое мировоззрение, царский проект устроения мерного и благочинного мира. Это особенно ощутимо, когда выспренний тон предисловия сменяется вполне конкретным описанием церемонии посвящения в сокольничий чин. Для царя и его современников в строгом, соразмерном распорядке церемонии, когда каждый знает свое место и делает свое дело, и таится подлинная красота и честь для каждой вещи и каждого чина. Потому «Урядник» и далее не утрачивает своей праздничности – «красоту и удивление». Он лишь несколько меняет тональность.
Умер Алексей Михайлович 29 января 1676 года. Но до сих пор к его «Уряднику» поддерживается интерес не только ученых, но и увлеченных охотников.
Материал подготовлен с использованием источников: wikipedia, nkj.ru, vopvet.ru.