Ружьё Browning Superposed и его ипостаси

Оружие: история и традиции
Дата публикации:
просмотров: 1534
Комментарии:

Некоторое время назад коллега прислал мне фотографии и обратился с просьбой оценить оружие – безымянную бельгийку, которую продавал его знакомый и которую он хотел было купить.

Честно говоря, я стараюсь воздерживаться от оценок, тем более от оценок по фотографии, ибо в оружии (и уже тем более в старом и старинном) порой даже не модель и не состояние и сохранность (что, безусловно, важно) оказывают решающее влияние на конечную цену. Есть ещё такая штука, как провенанс. И порой этот самый провенанс в гораздо большей степени оказывает влияние на формирование цены продажи, нежели состояние ружья.

На только что завершившейся выставке IWA я обратился к Нику Хольту с просьбой высказать его оценку значимости и значения провенанса на примере недавно прозвучавшего заявления о выставлении на аукцион «ружья Хрущёва», вызвавшего массовый ажиотаж. (Кстати, один оружиевед в крайне резкой форме высказался по поводу очередного коллективного помешательства, возникшего на почве этого самого ружья, которое, на мой взгляд, опровергает тезис о том, что «только гриппом болеют все сразу, а с ума сходят поодиночке».) Ник Хольт сказал, что в случае если имеются документальные подтверждения того факта, что ружьё принадлежало известному лицу, как в данном случае, то это может увеличить аукционную цену ружья в два-три раза по сравнению с ценой аналогичного ружья-близнеца, но без провенанса.

Да и именитая марка оружия может стоить целое состояние, а может не стоить ничего. Это тоже информация из первых рук. На той же выставке IWA Марк Ньютон поведал мне печальную историю о том, как некий джентльмен обратился к нему с вопросом о цене принадлежащего ему ружья, купленного несколько лет назад. Марк был вынужден огорчить джентльмена, сказав ему, что, к сожалению, цена ружья известной марки указанного года выпуска меньше, чем цена комплектующих, из которых оно собрано.

В рамках данной статьи предлагаю рассмотреть с точки зрения коллекционной привлекательности ружьё Browning Superposed. Почему выбор пал на данную модель? Ответ на этот вопрос вы найдёте в конце материала.

Итак, ружьё Browning Superposed – это последнее детище Джона Мозеса Браунинга, скончавшегося в 1926 году. В 1920 году Браунинг задумал создать для охотников и стрелков надёжное и доступное по цене ружьё с вертикальным расположением стволов. В то время горизонталки пользовались огромной популярностью, которой ничто не угрожало, тем более что вертикалки европейского производства были крайне дороги и изготавливались исключительно на заказ.

Джон Браунинг был не только талантливым конструктором-оружейником, но ещё и искушённым бизнесменом. Он понимал, что для достижения намеченного им уровня качества изготовления и сборки ружья необходимы высококвалифицированные рабочие кадры. Им самим также была установлена предельная цена – 150 долларов, что было значительно меньше цены европейских вертикалок, но в то же время значительно выше цены классических горизонталок, продававшихся в США по цене менее 50 долларов.

Приступая к работе, Джон Браунинг хорошо знал достоинства и недостатки современных ему конструкций ружей с вертикальным расположением стволов и представлял, что и как можно улучшить. Процесс был небыстрым, лишь к 1926 году конструкторская часть работы была в основном завершена, после чего в патентное бюро была направлена заявка.

В своё время встал вопрос о том, где будет производиться данная модель ружья. У Джона Браунинга были давние и довольно прочные отношения с предприятием FN. На их мощностях было организовано производство нескольких моделей оружия Браунинга. После смерти Джона Браунинга, последовавшей 6 ноября 1926 года, работу по подготовке документации к организации производства ружья взял на себя его сын Вэл. Кроме того, нужно было решить и ряд конструкторских задач. Так, в частности, оставались проблемы с УСМ, работой селективных автоматических эжекторов, не до конца были проработаны геометрия ложи и вопросы отделки. Кроме того, ещё только предстояло найти решение уникальной системы крепления цевья, которая бы позволяла отсоединять стволы от ружья без снятия цевья. Производство началось лишь в 1931 году после решения всех конструкторских задач. Первоначально ружьё предлагалось в четырёх вариантах исполнения: Grade 1, Pigeon, Diana и Midas, которые отличались уровнем и сложностью гравировки и сортом ореха ложи. Розничная цена ружья варианта исполнения Grade 1 была 107 долларов 50 центов, старшие варианты исполнения продавались по цене от 175 до 374 долларов.

Базовый вариант исполнения Grade 1 комплектовался УСМ с двумя спусковыми крючками. За 137 долларов 50 центов можно было приобрести ружьё с одним спусковым крючком (селективным или нет) или с УСМ с двумя спусковыми крючками конструкции Вэла Браунинга, получившим название Twin-Single trigger. При первом нажатии на передний спусковой крючок происходит выстрел из нижнего ствола, при повторном – из верхнего. При первом нажатии на задний спусковой крючок происходит выстрел из верхнего ствола. При повторном – из нижнего.

Для своего времени это была революционная идея, но она, увы, не нашла понимания у охотников и стрелков, и очень скоро, после внедрения УСМ с одним селективным спусковым крючком, от УСМ конструкции Twin-Single trigger отказались.

В 1936 году компания вышла на рынок с моделью Lightning Superposed. Масса ружья 12-го калибра была 3,0 кг, в то время как масса «стандартного» варианта исполнения составляла 3,4 кг.

«Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя», – писал В.И. Ленин в статье «Партийная организация и партийная литература». Увы, мы не выбираем время нашего появления на свет. Это же утверждение справедливо и по отношению к оружию. Обстановка и настроения в обществе не благоприятствовали ружью Superposed. В экономике начался спад, превратившийся в мировой экономический кризис, продолжавшийся целое десятилетие. Чтобы сохранить конкурентоспособность и уровень продаж, компания была вынуждена снизить цены на модель Superposed. Так, в 1934 году Superposed Grade 1 в базовом варианте исполнения продавалось по цене 99 долларов 50 центов, в 1935 году цена была вынужденно снижена до 69 долларов 75 центов. Перед началом Второй мировой войны и до оккупации Бельгии Германией цена немного подросла (79 долларов 80 центов).

После окончания войны производство охотничьих и спортивных ружей на производственных мощностях FN возобновилось в 1948 году, но только в варианте исполнения Grade 1. Правда, цена ружья была уже другой – 241 доллар. В 1950-е годы линейка моделей Superposed пополнилась ружьями под патроны «Магнум», а также спортивными вариантами исполнения для круглого и траншейного стендов. Знатоки уверяют, что ружья, выпущенные в это время, представляют наибольший интерес для коллекционеров с точки зрения качества изготовления.

В 1949 году появилось ружьё 20-го калибра, через десять лет – 28-го и .410 калибров. Вот только 16-му калибру не повезло. Для этого калибра конструкторская документация никогда не разрабатывалась.

В 1960-е годы цена на «браунинги» значительно выросла, что объяснялось активизацией борьбы профсоюзов за защиту прав рабочих. Так, в 1969 году базовый вариант исполнения модификации Superposed Grade 1 стоил уже 435 долларов. Компания стала искать пути и возможности для снижения производственных издержек. Решения были найдены, но они носили скорее косметический характер. Например, была оптимизирована форма рукояти. И сейчас особый интерес для коллекционеров представляют как раз «неоптимизированные» экземпляры ружей.

В 1970-е годы мир захлестнула волна инфляции – к 1976 году цена ружья модификации Grade 1 поднялась до 1100 долларов. Начался поиск альтернативных производственных площадок. Счастливой картой, выпавшей компании Browning, стал перевод производства в Японию. Цена ружья японского производства не превышала 400 долларов.

И тогда менеджмент компании принял стратегическое решение: модель Superposed должна выпускаться в ограниченном количестве в премиальном исполнении. В 1977 году было объявлено, что ружьё будет выпускаться в четырёх вариантах исполнения от Р1 до Р4 и что более высокий уровень будет характеризоваться более высокой степенью изысканности гравировки, большим количеством драгоценных металлов, использованных для всечки, и более высоким сортом ореха ложи. Цены на эти варианты исполнения варьировались от трёх до шести тысяч долларов. Выпуск этих вариантов исполнения ружья продолжался до 1985 года. После 1985 года и по настоящее время выпуск модели Superposed производится исключительно под заказ. Более того, в работе «спеццеха» компании Browning произошло разделение на два направления: B15 и В25. В чём заключается отличие, расскажу в одном из ближайших номеров журнала.

Поскольку спрос на модель Superposed не снижался, в 1985 году компания Browning предложила новую модель В125 – первое поколение вертикалки, адаптированной к новым технологическим и производственным возможностям. Технологии развивались, вместе с ними рос и модельный ряд. В 1991 году появилась модель В325, на рубеже нового тысячелетия – В425, в 2004 году – В425, в 2011 году – В725. Но это уже другая история и, как заметил мой коллега, другие ружья: «Это ружья для поколения, которое не только не держало в руках охотничьего оружия „Золотого“ или „Серебряного“ века, но даже и не знает о нём».

А сейчас вы узнаете ответ на вопрос, почему именно ружьё Browning Superposed стало темой этой статьи. Вашему вниманию предлагается отрывок из книги «Ружья Хемингуэя», написанной Стивом Хелсли, Роджером Сангером и Сильвио Калаби. (Публикуется с разрешения правообладателя.)

Эрнест Хемингуэй. Фото Ллойда Арнольда / Архив Президентской библиотеки Джона Ф. Кеннеди

«Есть информация о том, что Эрнест Хемингуэй владел по меньшей мере двумя ружьями модели Browning Superposed. Первое – из одной из ранних серий – было, вероятно, получено через третьи руки от Вэла Браунинга. Сохранилась фотография Эрнеста Хемингуэя с этим ружьём, датированная 1939 годом. Сам Хемингуэй рассказывал, что выиграл это ружьё на одном из европейских турниров по садочной стрельбе, опередив Бена Галлахера. Известно, что Галлахер был хорошо знаком с Вэлом Браунингом, поэтому можно предположить, что это ружьё было передано Вэлом Браунингом через Бена Галлахера в оргкомитет турнира в качестве награды за победу. К сожалению, нет никакой информации ни о заводском номере ружья, ни о его дальнейшей судьбе. После возращения Хемингуэя в США в 1958 году ружьё бесследно исчезло.

Судьба второго ружья прослеживается гораздо полнее. Охотничье ружьё Browning Superposed 12-го калибра, заводской номер 19532, с двумя спусковыми крючками, стволы длиной 71 см. Ружьё было изготовлено в Бельгии и продано в оружейный магазин в городе Фремонт (штат Небраска) 26 октября 1949 года за 195 долларов 20 центов.

В 1956 году Эрнест Хемингуэй жил в отеле „Ритц“ в Париже (он предпочитал именно этот отель во время своих частых поездок в столицу Франции) и подарил это ружьё Клоду Декоберу, с которым у него сложились дружеские отношения.

Однажды, вспоминает Декобер, Хемингуэй пригласил его к себе в номер, показал 12 ружей, хранившихся там, и спросил: „Клод, какое ружьё ты бы выбрал для себя?“ Клод, не увлекавшийся ни стрельбой, ни охотой, показал на ружьё с длинными стволами и сказал: „Вот это!“ Тогда Эрнест Хемингуэй взял ружьё, положил его в кофр и подарил Клоду Декоберу. Передавая ружьё, Хемингуэй сказал: „Клод, я дарю тебе это ружьё с одним условием. Ты не должен продавать это ружьё или отдать его кому-то. Храни его. “Это ружьё – символ грядущих сражений, которые тебе неизбежно предстоят в жизни“. Вместе с ружьём Клод Декобер получил записку от Эрнеста Хемингуэя со следующим текстом: „От старинного друга Эрнеста Хемингуэя. Париж. 9 декабря 1956 года“.

Через некоторое время Хемингуэй отвёз Клода Декобера в оружейную мастерскую в Париже, где ему укоротили приклад и уменьшили усилие на спусковом крючке. По воспоминаниям Клода, он вместе с Эрнестом Хемингуэем ездил в Исси-ле-Мулино (во время проведения Олимпийских игр в Париже в 1924 году там проходили соревнования по стендовой стрельбе), где они вместе стреляли по голубям.

Клод Декобер выполнил обещание: он сохранил ружьё, подаренное ему Эрнестом Хемингуэем. Для него это ружьё по-прежнему остаётся символом борьбы с жизненными невзгодами, которые нужно решительно и мужественно преодолевать. Ведь только благодаря настойчивости и решительности Сантьяго из повести Эрнеста Хемингуэя „Старик и море“ удалось поймать гигантского марлина. Эта повесть принесла Хемингуэю Пулитцеровскую премию за 1953 год и Нобелевскую премию в области литературы в 1954 году».

Как вы понимаете, если вдруг это ружьё будет когда-нибудь продаваться, то материальное выражение провенанса будет в несколько раз выше цены самого ружья. Но это вовсе не означает, что рядовой любитель оружия лишён возможности иметь в своей коллекции ружьё Superposed. Так, в одном из московских оружейных магазинов есть пять ружей Browning B25, изготовленных в 1970-е годы: четыре спортивных (два для круга и два для траншеи) и одно в охотничьем исполнении. Да, они лишены излишнего украшательства, но это ведь рабочие ружья. И цены, если сравнивать с ценами на современное оружие, вполне доступны. Ну, конечно, сначала они должны будут побывать в заботливых руках настоящего мастера, чтобы потом долго радовать своего нового владельца. Ну, про настоящие ружья вы уже знаете.

Русский охотничий журнал, апрель 2019 г.

1534

Похожие статьи