Шалаш, чом, чум

Охота: история и традиции
Шалаш, чом, чум

«Здесь [охотники] начинают с того, что строят просторный шалаш: укрепив в снегу длинные шесты в наклонном положении, обтягивают их домашним холстом, который сперва покрывают хвоёю, а потом скалою [сколотой с дерева еловой корой, – прим. авт.], чтобы сырость и влага не проникали в шалаш. Вверху оставляется незакрытое ничем пространство для освещения шалаша и выхода из него дыму; шкуры убитых зверей сушат над этим же отверстием».

М. Михайлов «Промыслы зырян Устьсысольского и Яренского уездов Вологодской губернии», 1851 год

Издревле в Коми крае основной статьёй доходов для большинства населения много веков подряд оставались охотничий и рыбный промыслы, к которым всё без исключения мужское население приобщалось с детства. А потому обязательным навыком для всех было умение сравнительно комфортно налаживать походный быт и строить временное жилище, способное укрыть промышленника от непогоды и холода даже в самые лютые морозы.

Наряду с постоянным охотничьим жильём – избушкой «пывсян» или «вэр керка», коми с древнейших времён использовали различные варианты быстровозводимых временных построек, способных обеспечить относительно комфортное проживание на протяжении нескольких дней. Большинство из этих построек не были оригинальными и известны среди финских и угорских народов – жителей тайги, вероятно, ещё со времён существования единой финно-угорской общности. Однако в то время, когда у одних народов такие укрытия утратили свою актуальность и практически исчезли, у коми – исконных охотников, каждый год совершавших ради хорошего промысла марши на сотни километров, – необходимость в такого рода постройках сохранялась довольно долго.

Шалаш, чом, чумЛёгкий односкатный шалаш, крытый хвоей. Финно-угорский этнопарк Республики Коми

Как мы видим из представленного выше описания, упомянутый М. Михайловым шалаш представлял собой тип постройки, который в России принято называть словом «чум». При этом мало кто знает, что данное название конического шалаша, крытого берёстой, оленьими шкурами или еловой корой, пришло в русский язык из коми языка. Произошло это, вероятнее всего, в период активного освоения Сибири в XVI–XVII веках, когда многие коми термины из быта зырянских проводников-следопытов и выходцев из Коми края перекочевали в язык новых сибирских поселенцев, а через них – и в разговорный язык населения Московского царства.

По одной из версий, русское слово «чум» происходит от коми слова «чом», которым коми-зыряне обозначали целый ряд лёгких построек и укрытий, отличавшихся по конструкции от избы «керки» или избушки-баньки «пывсян». Этим же термином обозначался и лёгкий крытый конусообразный шалаш из жердей, с описания которого мы начали наше повествование и который стал последнее время так популярен в связи с повсеместным интересом к культуре и быту кочевых малочисленных народов тайги и тундры. Данный тип временной промысловой постройки, широко известный всем финским и угорским народам, в старину, вероятно, был весьма широко распространён среди коми охотников на довольно обширной территории. В XIX – нач. XX вв. использование таких укрытий отмечалось среди охотников на Верхней Вычегде, на Печоре, Локчиме, в Прилузье, и т. д.

Шалаш, чом, чумЧом на сенокосных угодиях. Верхневычегодские коми. 1906 г. Фото Сергея Сергеля

Вот как описывал в 1899 году процесс строительства такого чума ученик Вологодской духовной семинарии Александр Попов, житель Лоемской волости (Прилузье): «Срубают несколько рах [жердей], разоставляют их на окружности, около полторы сажени в диаметре. Вверху все эти рахи сводят и соединяют кольцом из черёмуховых или еловых виц, причём наклон рах в одну сторону бывает больше. Потом приставляют ещё несколько колов так, чтобы промежутки между ними были не более двух четвертей; всё это покрывают еловой и пихтовой корой. Вверху оставляют отверстие для прохода дыма. Чтобы кора, когда высохнет, не скорчилась, кладут берёзовые тяжёлые чурки или копья. На более прямой стороне устраивается вход вышиною аршина два и с аршин шириною. Вход этот закрывается приставляющимися досками. У самого входа раскладывается огонь».

Помимо конусообразного шалаша-чума простейшим среди традиционных укрытий являлся односкатный шалаш из веток, известный среди русского населения под названием «балаган». Каркас такого шалаша представлял собой поперечную перекладину, установленную на две опорки с развилками на концах либо привязанную к соседним деревьям, на которую под углом укладывались тонкие жерди, формировавшие наклонную «стенку». Сверху каркас покрывался холстом, берёзовой либо еловой корой, хвоей или дёрном. При этом вторая «стена» отсутствовала: на её месте разводили костёр, тепло которого, отражаясь от стенки шалаша, согревало находившегося внутри охотника.

Шалаш, чом, чумЧом промышленников-рыбаков коми на озере Донты. Фото Верхневычегодской экспедиции 1930 года

Такой шалаш был, как правило, небольшим и рассчитанным на одного человека. Если же охотников было несколько и требовалось более вместительное укрытие для ночлега, то в этом случае строился более крупный двускатный шалаш уже с двумя наклонными стенками, а костёр-нодья разводился в центре шалаша. Такие укрытия на 5–6 человек для ночлега на одну ночь промысловые партии возводили во время традиционной загонной охоты на лосей и оленей в феврале – марте, когда стадо приходилось догонять по несколько суток кряду.

Более сложным вариантом такого рода шалаша-балагана являлся стационарный чом – временное жилище, представлявшее из себя трёхстенную срубную постройку из колотых брёвен, плах или мелкого леса, крытую сверху тёсом или еловой корой. Зимой на крышу и стены такого чома для тепла дополнительно сгребался слой снега. На земляной пол, расчищенный, насколько это было возможно, от снега, укладывались плотным слоем сено или хвоя, которые затем покрывались шкурами и меховыми одеялами, в которые заворачивались охотники. Напротив открытой стороны чома, как и в случае с шалашом, раскладывался костёр-нодья, позволявший, как писали об этом путешественники и этнографы XIX века, безбедно ночевать даже в сильные морозы при условии, что огонь будет гореть всю ночь. Между костром и спящими в целях безопасности в обязательном порядке укладывалось бревно. На ночлег в таком чоме укладывались вдоль боковых стен, головой к центральной стене и ногами к огню.

Шалаш, чом, чумЧом. Реконструкция. Финно-угорский этнопарк Республики Коми

Если охотничья промысловая партия была достаточно многочисленной либо если на ночлег собирались сразу две партии, то в этом случае возводились сразу два чома, почти примыкавших открытыми сторонами друг к другу. В этом случае нодья раскладывалась в центре получившейся сдвоенной конструкции, отдавая тепло сразу в обе стороны.

Чомы всех вышеописанных конструкций ставились в местах рыбного промысла, на сенокосных угодьях, а также в местах регулярных ночёвок охотничьих партий на пути следования к основной промысловой территории. Люди старшего поколения ещё помнят подобные укрытия, доживавшие свой век на сенокосных лугах. В наши дни традиция использования подобных временных построек у коми практически исчезла. Тому поспособствовал целый ряд причин, от сокращения числа промышленников вследствие изменения типа хозяйства и до развития скоростной снегоходной техники и средств передвижения, позволяющих существенно сократить время нахождения промышленника в пути и, как следствие, исчезновение необходимости иметь большое количество временных становищ. Поэтому многие типы интересных традиционных построек сохранились лишь в рассказах стариков да на редких фотографиях прошлого века.

Шалаш, чом, чумЧом

Русский охотничий журнал, июнь 2019 г.

4305
Adblock detector