Охотничья компания, преобразовавшая Северную Америку

Охота: история и традиции
Охотничья компания, преобразовавшая Северную Америку

Сегодня исполнилось 350 лет со дня получения Королевского патента на монополию на пушную торговлю Компанией Гудзонова залива, сыгравшей ключевую роль в развитии и освоении северо-западной Канады.

Когда мы говорим о роли пушного промысла в освоении незаселённых пространств, мы, в первую очередь, вспоминаем экспансию Московского государства в Сибири. Однако, на территории Северной Америки, мы имеем дело с похожим явлением, хотя и значительно меньшим по масштабу. Однако, и в Сибири, и в Канаде усилиями охотников, пушных торговцев и следовавших за ними авантюристов, европейская цивилизация распространилась на земли, на тот момент, значительно превышающие площадь всех известных христианских стран в Старом Свете.

И на американском Севере ведущая роль в этом принадлежала Компании Гудзонова залива (Hudson Bay Company).

В первой половине XVII века монополию на торговлю мехом в Канаде де-факто имели французы. Два французских торговца, Пьер-Эспри Рэдиссон и Медард де Грозейльер (Médard de Chouart, Sieur des Groseilliers), шурин Рэдиссона, узнали от индейцев кри, что лучшие меха добываются северо-западнее озера Верхнее и дальше, у «замерзшего моря». Они предположили, что это был Гудзонов залив. Оба торговца обратились к правительству Франции за поддержкой для создания торгового поста в заливе. Французский губернатор, обеспокоенный возможной конкуренцией с привычным торговым путём через реку Святого Лаврентия, запретил все исследования в этом направлении. Но, как всегда, в человеческом обществе, победила жадность.

Охотничья компания, преобразовавшая Северную Америку

В 1659 году Рэдиссон и Грозейльер отправились в верховья бассейна Великих озер. Год спустя они вернулись с мехами премиум-класса, свидетельствующими о потенциале региона. Естественно, они были арестованы за торговлю без лицензии и оштрафованы, а их меха были конфискованы французским правительством.

В Северной Америке правят три короля – испанский, английский и французский, – решили Рэдиссон и Гросейллер и обратились к следующему. Английский комиссар из Бостона полковник Джордж Картрайт загорелся этой идеей и привез предприимчивых французов в Англию. Рэдиссон и Грозейльер прибыли в Лондон в 1665 году в разгар Великой чумы (ничего не напоминает?). В конце концов, спонсором их предприятия стал не кто иной, как принц Руперт. Принц Руперт также представил их королю Карлу II. В 1668 году английская экспедиция приобрела два корабля, Nonsuch и Eaglet, для изучения возможной торговли в Гудзоновом заливе.

Первый форт, форт Чарльза (Карла) был основан в 1668 году в устье реки Руперт. И форт, и река были названы в честь спонсора экспедиции, принца Руперта Рейнского, одного из главных инвесторов, который стал первым «губернатором» новой компании. После успешной торговой экспедиции 1668-69, Nonsuch вернулся в Англию с первым грузом меха, полученным в результате торговли в Гудзоновом заливе.

2 мая 1670 года по королевской грамоте короля Карла II были учреждены Компания Гудзонова залива и Хартия Земли Руперта. Хартия предоставила компании монополию на регион, осушенный всеми реками и ручьями, впадающими в Гудзонов залив в северной Канаде. Область была названа «Земля Руперта» в честь принца Руперта, первого губернатора компании, назначенного королем. Этот водосборный бассейн Гудзонова залива составляет 1,5 миллиона квадратных км, включая более трети территории современной Канады, и простирается до современных северо-центральных Соединенных Штатов. Конкретные границы были неизвестны в то время. Земля Руперта в конечном итоге станет крупнейшей «покупкой» земли в Канаде в 19 веке.

Охотничья компания, преобразовавшая Северную Америку

Компания установила шесть факторий в период с 1668 по 1717 год. Эти посты называются «факториями», потому что ими руководил фактор – «торговый агент, занимавшийся бизнесом по общим правилам» – то есть, в соответствии с голландскими операциями по торговле мехом в Новых Нидерландах. Принятием Стандарта торговли в XVIII веке, Компания обеспечила последовательное ценообразование по всей Земле Руперта. Валютной единицей была принята первоклассная выделанная бобровая шкура. К ней были привязаны цены всех торговых товаров. Стоимость шкур других животных тоже были установлены в значениях «выделанного бобра» (made beaver – МБ). Например, две шкуры выдры могли равняться 1 МБ.

Осенью и зимой туземные и европейские охотники заготавливали пушнину. Потом они путешествовали на каноэ и пешком до фортов, чтобы продать добычу. Прибытие индейских охотников было одним из самых ярких событий года, отмечаемых пышно и обстоятельно.

Успешно действующая на «заднем дворе» французской Канады торговая компания, естественно, не могла не вызвать зависти у соседей. Военные действия на территории Компании Гудзонова залива начались в 1686 году, и, де-факто, закончились только с заключением Утрехтского договора в 1713 году.

После слияния Компании Гудзонова Залива с Северо-Западной торговой компанией в 1821 году силовым решением британского правительства, чтобы положить конец недобросовестной конкуренции, объединенная территория их влияния достигла Тихого океана. Региональный штаб Компании в Форт-Джордж (Форт Астория) был переведен в Форт Ванкувер на северном берегу реки Колумбия.

В итоге, сфера влияния Компании охватывала 7 770 000 км 2 (3 000 000 кв. миль), и в ней работало 1500 постоянных сотрудников.

Компания также вела торговлю с Сандвичевыми островами (Гавайи), занимаясь перевозками в период с 1828 по 1859 год.

Охотничья компания, преобразовавшая Северную Америку

В течение 1820-х и 1830-х годов Hudson Bay Company контролировала почти все торговые операции на Тихоокеанском северо-западе, базируясь в штаб-квартире компании в Форт-Ванкувере на реке Колумбия. Территориальные претензии США к региону были приостановлены, коммерческие права на эксплуатацию – условно разделены между Соединенными Штатами и Великобританией через англо-американскую Конвенцию 1818 года, но политика компании осуществлялась через главного фактора Джона Маклафлина. Эффективная монополия компании на торговлю практически запрещала любое поселение в регионе.

В 1846 году Соединенные Штаты приобрели полную власть над всей территорией к югу от 49-й параллели. Маклафлин, который когда-то отвергал потенциальных поселенцев в качестве директора компании, затем приветствовал их, сидючи в своём универсальном магазине. Позднее этот человек был провозглашен «отцом Орегона».

В течение 1820-х и 1830-х годов трапперы Компании проникли на территорию Северной Калифорнии. Бригады охотников-промысловиков уходили на юг от форта Ванкувер, по так называемой тропе Сискийю, в Северную Калифорнию, в район залива Сан-Франциско, где компания управляла торговым постом в Йерба-Буэна (Сан-Франциско). Именно эти люди стали первопроходцами западных калифорнийских земель, достигнув их из южной Канады.

В 1863 году Международное финансовое общество приобрело контрольный пакет акций Компании. Взгляды новых владельцев на её бизнес были иными. Большинство новых акционеров были заинтересованы не в торговле мехом, а в спекуляциях с недвижимостью и экономическом развитии на Западе.

В 1869 году американское Правительство предложило Компании за её владения на территории Земли Принца Руперта десять миллионов канадских долларов. Но Правление компании проявило патриотизм и вернуло землю в Великобританию (правда, за кругленькую сумму в 300 000 фунтов стерлингов). Правительство передало эти территории Канаде. Компания также получила одну двадцатую площади своих бывших плодородных областей, открытых для поселения, и сохранила право собственности на земли, на которых она построила торговые заведения. Сделка, известная как «Акт о капитуляции», вступила в силу в следующем году. Получившаяся территория, теперь известная как Северо-Западные территории, была передана под канадскую юрисдикцию в соответствии с положениями Закона Руперта о земле 1868 года, принятым парламентом Соединенного Королевства. Договор позволил принять пятую провинцию, Манитобу, в Конфедерацию 15 июля 1870 года, в тот же день, когда сам договор вступил в силу.

Казалось, что звезда Компании Гудзонова залива закатилась навсегда.

Не тут-то было!

Торговые посты Компании во второй половине XIX века превратились в сеть наиболее передовых супермаркетов – и на самом деле, у Компании для этого было всё! Масштабное продвижение торговых сетей прервала только Первая Мировая война. Зато после неё Компания Гудзонова залива оживила свою деятельность по торговле мехом и недвижимостью, а также диверсифицировала свою деятельность, углубившись в нефтяной бизнес. Но это уже совсем другая история.

503