Немного об истории духовых манков

Манки

Устройство современного манка на утку или гуся известно многим – ствол, горн, тоновая доска, язычок, пробка… Достаточно просто. Как сказал один американский охотник, «далеко не ракетостроение». Но долгий путь к этому простому, как кажется сейчас, устройству начался более ста пятидесяти лет назад.

За это время духовые манки стали еще и предметом коллекционирования, об истории и совершенствования их конструкций, развития, о мастерах и других фактах собрано много сведений, существует даже специальная литература. Стоимость старинных манков может доходить до нескольких тысяч долларов, а антиквары и простые собиратели ценят манки уже не только за их рабочие качества, но и за историю их изобретения, изготовления. История манков – это история охотников, энтузиастов-предпринимателей, которые, совершенствуя свои приспособления для охоты, изобретали новые манки, дорабатывали их, делали на заказ, на продажу, а некоторые из них стали известными мастерами, передав свое мастерство потомкам и основав семейный бизнес.

Одним из первых свидетельств о манках для охоты на уток знатоки считают картину «Стрельба по диким уткам». У одного из охотников виден манок, очень похожий на «Тонки Пинчер» – из двух выпуклых дощечек с медным язычком между ними и с хомутиком, а иногда и с металлическим горном или деревянным бочонком, скрепляющим всю конструкцию. Картина датирована 1854 годом. Манки типа «Тонки Пинчер» – это те самые пластмассовые манки, которые продавались в наших охотничьих магазинах. Звук их не очень похож на кряковую утку, скорее он напоминает хриплые голоса нырков. Американцы шутят, что язычок манка и дощечки частенько прикусывали язык охотника, поэтому «Тонки Пинчер» («Язык пинчера») и не стал настолько популярным.

В 1870 году Элам Фишер получил патент на модель «Тонки Пинчер». Еще многие годы этот манок был востребован, но потом окончательно был вытеснен новыми манками, которые имели совершенно другую конструкцию

В 1863 году Фред Аллен из штата Иллинойс сделает первые прообразы современных манков. Что его натолкнуло на этот путь – трудно сказать. Может быть, конструкция мундштуков духовых инструментов? Это были манки с прямой тоновой доской и изогнутым язычком. В 1880 году в печати появляется первая реклама манков Фреда Аллена. Его первая популярная модель была сделана с металлическим мундштуком. Но в дальнейшем он заменил металлический мундштук, от которого очень мерзли губы охотников, на деревянный.

В 1870 году Чарли Граббс из штата Арканзас первым занялся изготовлением и продажей манков как бизнесом.

За 85 лет своей жизни Граббс был рыбаком, гидом, испробовал много других профессий, но не переставал делать манки и деревянные чучела. Начинал он свою карьеру «коллмейкера» буквально с перочинным ножом и несколькими ручными инструментами, сотрудничал с разными партнерами, были времена, когда его манки точили копировальные токарные станки на передовом в то время производстве, были времена и похуже. Сохранился каталог спортивных товаров Граббса 1928 года, где Чарли предлагал манки, чучела уток и другие охотничьи товары – ему было уже 80 лет.

В 1885 году Дэвид Фуллер запатентовал первый гусиный манок.Уроженец Нью-Йорка, он по профессии был продавцом, и, наверное, профессия обеспечила ему место в истории духовых манков. Гусиные манки Фуллера были сделаны из латуни с самшитовым горном. В 1903 году он запатентовал комбинированный манок на гуся и на утку. Важным компонентом в нем был винт, который вынимался из ствола и менял звук манка. Многие из его манков продавались через каталоги, по почте.

1889 – Чарли Граббс издал первый каталог своих манков.

1903 – Август Кулмейер патентует манок с изогнутой доской и прямым язычком, и с этого момента манки приобретают привычный для нас современный вид.

Филип Сэнфорд Олт из Иллинойса начал свой бизнес в 1904 году. История гласит, что вначале он переоборудовал под производство старый курятник. Невозможно подсчитать, сколько было сделано манков за более чем столетнюю историю его фирмы. Сам он прожил 80 лет. В начале он много экспериментировал с тональными досками и язычками – многие историки именно ему приписывают первое использование изогнутой тональной доски и прямого язычка. Даже называют его отцом современных манков. Его знаменитый утиный манок D-2 стал самым популярным из всех времен. То же самое можно сказать, наверное, и о его гусином манке A-50.

Манок D-2 был сделан из твердой резины, и вскоре после некоторых изменений его стали называть «Черный жезл смерти». Для того времени он был очень эффективным. Много манков из этой серии сохранилось до наших дней.

D-2 претерпел несколько изменений, была версия «Замочная скважина» – отверстие в горне было в виде скважины. Это было вызвано технологическими требованиями при производстве, но охотники нашли в этом некоторые плюсы для звука.

D-2 сначала оказался очень популярен в Арканзасе, а позже эти манки стали покупать и в других регионах. Охотники подрезали и изменяли форму тональной доски, экспериментировали с язычками, настраивая их так, как это было необходимо для их условий охоты. Со временем твердая резина теряла свои свойства, и горн начинал плохо держаться в бочонке – его просто вставляли с обратной стороны, потому что «бочонок» был симметричен. Многие производители и сейчас копируют этот манок, делая его из современных материалов. Некоторые охотники разыскивают старые резиновые D-2, считая их лучше современных аналогов, поэтому не так давно появилась полная копия «Черного жезла смерти» из твердой резины, но… белого цвета.

Ранние манки Олта были сделаны из резины, но позднее он также выпустил несколько моделей из дерева и акрила.

1909 – Чарльз Пердью получает патент на первый манок на ворону. Известный резчик по дереву из Иллинойса был также опытным производителем манков. Он начал их делать еще в конце XIX века и за долгие годы сделал множество манков, которые были настоящими произведениями искусства. Он украшал их резьбой в виде ружейной насечки, вырезал на бочках изображения уток, имена и инициалы своих заказчиков, в некоторых конструкциях использовал цветные пластиковые мундштуки. Его манки пользуются огромным спросом у коллекционеров. После его смерти в 1963 году его сын Хэддон продолжил семейный бизнес.

Говоря о старых мастерах, нельзя не упомянуть семью Глодо. Основателем династии был Виктор Глодо. Его влияние на развитие конструкции манков трудно переоценить. Многочисленные родственники его продолжали семейные традиции, и сейчас даже знатоки-коллекционеры вряд ли смогут с уверенностью сказать, был ли манок сделан самим Виктором или кем-то из его огромного клана. Манки были оригинальной конструкции, которую и сейчас называют «Глодо-стиль».

Кен Мартин пожил в Иллинойсе, в Арканзасе, поработал фермером, сварщиком, работал на пароходах и начал строгать свои первые манки еще в 30-х годах. Тогда было трудно найти толковый гусиный манок, а Мартин был родом из Канады и кое-что соображал в гусиной охоте. Большинство манков он делал из ореха и ламината. Его манки на гуся были хорошо настроены и неплохо продавались. Но полноценное производство он начал только в 60-х годах. Его манки назывались «Оливковая ветвь», и лучшим признанием служит то, что многие фирмы в той или иной форме копировали его модели.

Один из старейших мастеров Арканзаса Джеймс Тиллман Бэкхарт был охотником-промышленником, лодочным мастером, гидом и некоторое время жил в палатке на берегу озера, пока не стал принимать охотников-спортсменов в своем плавучем доме на Большом озере, что на северо-востоке Арканзаса. Бэкхарт делал манки в стиле «Rellfoot». А все, что он делал, он делал по-своему и добивался самого лучшего качества. Сейчас нет достоверных данных, но считают, что Бэкхарт начал делать манки в начале ХХ века и продолжал до 20-х годов. Его манки отличались изысканным дизайном и стилем, а также славились длинной тоновой доской и металлическими язычками с большим содержанием серебра. Первые модели имели четыре боковые панели, украшенные мелкой резной насечкой.

Чарльз Дито из штата Иллинойс, как и многие его коллеги, был фермером, егерем, занимался промыслом дичи, был гидом по охоте на водоплавающих и предпринимателем. Он получил ряд патентов на чучела для охоты, а после этого занялся еще и производством манков.

Манки Дито очень напоминали изделия его друга Фреда Аллена. Он экспериментировал с твердой резиной и был одним из первых, кто использовал этот материал для манков. Одно из самых редких его изделий – цельнометаллический манок на утку и гуся. Одна из самых известных – модель «Эврика». Чарльз Дито лично собирал и настраивал манки, пока не потерял одну руку при стрельбе.

1935 – Федеральным законом запрещено использовать живых птиц в качестве подсадных. В предшествующие годы наблюдалось резкое снижение численности водоплавающей дичи – это было следствием нескольких засушливых сезонов и сильнейшего охотничьего пресса. Ведь многие охотники использовали подсадных уток и гусей, приманивая большое количество водоплавающей дичи, и вели стрельбу по стаям на воде, используя ружья 10-го и 8-го калибра. Этот запрет послужил мощным стимулом для развития производств манков в Соединенных Штатах.

1936 – Проведен первый чемпионат среди манщиков. Победителем стал Том Вэлш, который не использовал манки и пользовался только своим голосом. Это случилось в первый и последний раз за всю историю чемпионатов. В последующих чемпионатах побеждали уже спортсмены с манками. Имена победителей и названия манков становились известны всей стране. Многие охотники встали за токарку, чтобы сделать свой манок, отточить умение манить на охоте и победить в очередных соревнованиях.

Одну из самых популярных и известных у нас фирм Faulks основали отец и сын Кларенс и Дадли Фолк на юго-западе Луизианы. Кларенс по прозвищу «Патин» был траппером и местным гидом. Он начал продавать свои изделия охотникам еще в 30-х годах, а его сын Дадли вошел в бизнес, когда еще учился в школе. К началу 50-х они работали вместе. Дад создал целую линейку манков и начал участвовать в выставках и соревнованиях. Он участвовал, побеждал и был судьей на многих соревнованиях и чемпионатах манщиков. Был героем публикаций и телешоу, спонсором и преподавателем на семинарах по игре на манках. Даже вел семинар в государственном университете Луизианы. Дад Фолк разработал манок с мягким хрипловатым звуком, который использовался в затопленных лесах Луизианы, где громкий звук был не нужен.

Сейчас его потомки продолжают семейный бизнес.

«Дак Коммандер». В 1972 году Фил Робертсон создает свой манок под названием «Дак Коммандер». Мастер родился в небогатой семье, где было семеро детей, в местечке Вивиан штата Луизиана. Дом стоял на берегу озера, и при скромном семейном доходе охота была главным средством пропитания. Еще в школе Фил попал в общегосударственные спортивные рейтинги по футболу и бейсболу, что дало ему возможность учиться в техническом университете Луизианы на футбольную стипендию. Получив степень бакалавра в области физкультуры и степень магистра в области преподавания, он несколько лет работал учителем в школах Луизианы. Через некоторое время, несмотря на признание его хорошим педагогом, он решил, что лучше будет тратить свое время и таланты в лесу. К тому времени он был женат, у него родились четыре сына. Фил стал думать, как совместить свою страсть к охоте и рыбалке с возможностью зарабатывать и содержать семью.

Он не был доволен теми манками, которые тогда продавались. Поэтому стал экспериментировать и добиваться звука в точности как у утки. В первый год, когда Фил Робертсон отказался от своей преподавательской карьеры, он вырезал и продал манков на 8000 долларов. В тот же год он получил патент на этот манок и в 1973 году зарегистрировал фирму. В первые годы Фил сам убеждал магазины взять его манки на продажу. Часто это было безуспешно. Его жена Кей и сыновья помогали ему в этом бизнесе. При этом они продолжали ловить рыбу – как для себя, так и на продажу.

Сейчас «Дак Коммандер» – многомиллионный бизнес с большим производством. Кроме манков семья Робертсонов выпустила несколько видеофильмов об охоте, а также всякую сопутствующую и рекламную продукцию. О семье Фила снят популярный сериал, в котором они сыграли самих себя. Управлением фирмы занимается Вилли – сын Фила, большинство детей, внуков и их жен работают там же. Сам Фил до сих пор ставит сети и ловит рыбу с детьми и внуками. «Кто-то ведь должен делать и эту работу?» – говорит он.

Истории «коллмейкеров», с одной стороны, очень похожи. Все они были в первую очередь охотниками, многие занимались промыслом гусей и уток, заготавливали их на продажу, пока это не было запрещено. Стремление сделать лучше, качественнее, предпринимательство и свободная конкуренция двигала их по пути к совершенству. Но у них были разные условия охоты: открытая вода или затопленный лес, рисовые чеки или поймы рек, поэтому и требования к манкам отличались. Где-то нужен был манок с громким пронзительным звуком, способным подманить уток с дальнего расстояния, где-то, наоборот, тихий, хриплый, более натуральный – для уговоров вблизи. Это и сформировало стили звучания и местные особенности конструкций.

 

«Русский охотничий журнал», апрель, 2016

5872
Adblock detector