«На лодках зыряне выезжают в осеннее лесованье и считают удачей, если успеют водою добраться до места охоты… Но далеко не всегда удаётся охотникам добраться до места на лодках. Зима иногда вдруг подкрадётся и своим дыханием заморозит реки, покрыв их льдом. Лодки – в сторону, и на сцену выступают нарты».
А. Круглов. Лесные люди (1886 г.)
Коми край неспроста принято именовать родиной лыж. Действительно: обломок древнейшей в мире лыжи возрастом около 8 тыс. лет найден в районе деревни Синдор Княжпогостского района Республики Коми, на территории легендарного археологического памятника – Висского торфяника. Там же было найдено множество других деревянных артефактов, среди которых – фрагмент древнейших ручных нарт, назначение которых у северных охотников сохранилось без изменений на протяжении нескольких тысяч лет.
Обычно, когда речь заходит о нартах, в сознании современного обывателя всплывают образы летящей по тундре оленьей или собачьей упряжки. Но что такое ручные нарты? Уже из названия следует, что это те нарты, которые приходится таскать вручную, иными словами, перемещение которых осуществляется в основном за счёт мускульной силы человека, как правило – охотника-промысловика. Именно об этом виде нарт и пойдёт речь ниже.
«У меня ноги искривились от сокращения долгих путей... У меня горб вырос от перетаскивания длинных нарт...».
Из старинной свадебной песни коми
Короткие двухкопыльные нарты Музей археологии и этнографии Сыктывкарского Государственного университета имени П.Сорокина
Ещё сравнительно недавно, в первой половине XXвека, смысл приведённых выше слов старинной песни, описывавшей тяготы охотничьего промыслового быта, был понятен каждому жителю Коми края. Промысловый охотничий сезон у коми длился почти полгода, с начала осени и заканчивая ранней весной, а потому необходимость доставки грузов к местам промысла являлась важной составляющей промысловой деятельности. Насколько важной, можно понять, если учесть, что промысловые участки находились на расстоянии до 500 км от мест постоянного проживания охотников, а иногда и дальше (в том случае, если последние решали идти в промысловую экспедицию в Зауралье, богатое пушным зверем).
Конечно, при наличии водного пути часть расстояния старались преодолеть на лодках. Но если удобных рек поблизости не было или если слишком рано ударившие заморозки сковывали воду ледяной коркой, то всю необходимую поклажу и провизию приходилось доставлять на ручных нартах.
Что же представляли собой традиционные ручные нарты коми? Известный этнограф и путешественник XIX века Флегонт Арсеньев в своей заметке «Зыряне и их охотничьи промыслы» (1873 г.) описывал их так: «Нарты – особенного устройства узкие и длинные сани. Они делаются из двух тоненьких полозков, шириною каждый не более двух вершков (около 9 см). Передние концы полозков загнуты кверху, как и у обыкновенных саней. В полозья укрепляются по четыре копыла, длинною каждый в аршин, и они связаны между собою посредством тоненьких черёмуховых вязок. На эти вязки кладётся вдоль нарт тоненькая дощечка, повыше которой делаются на копылы нащепы, т. е. тоненькие еловые жерди, расщеплённые против копылов, которые в эти щели и надеваются. Дощечка укрепляется к нащепам посредством тоненьких, переплетённых между собою верёвок. К передним концам полозков прикрепляется в горизонтальном положении тоненькая черёмуховая дуга, к которой привязывается поводок для таскания нарт. Такое устройство делает нарты чрезвычайно лёгкими и удобными на поворотах – два качества, необходимые для того, чтобы можно было увезти больше тяжести и при этом по такой местности, где нет ни дороги, ни тропинки».
Помимо лёгкости и удобства на поворотах знаменитый этнограф не упомянул ещё два очень важных свойства охотничьих нарт: простоту в изготовлении и поразительную прочность и живучесть на фоне кажущейся хлипкости конструкции. Благодаря этой самой простоте нарты строились из имеющихся подручных материалов иногда буквально за несколько дней перед отправкой на промысел или, если это было необходимо, непосредственно в лесу. Конструкция нарт отличалась тем, что практически не имела жёстких соединений. Шиповые соединения скрепляются при помощи кожаных шнуров и по сути своей чем-то напоминают строение суставов, усиленных эластичными мышцами и связками, подвижность которых в то же время обеспечивает больший запас прочности и надёжности.
В зависимости от расстояния, на которое предстояло идти промысловой партии, использовалось два типа нарт: короткие и более длинные. Конструкционно эти два типа различались только количеством копылов – опорных столбиков-стоек, перпендикулярно закреплённых в полозьях и удерживающих конструкцию нарт. Если на коротких нартах длиной 2–2,5 метра количество копылов на каждой стороне составляло от двух до трёх штук, то на длинных, длина которых могла достигать 4–4,5 метров, их число доходило до пяти. Грузоподъёмность длинных нарт, по разным упоминаниям, достигала 160–200 кг, в то время как вес самих нарт не превышал 20 кг.
Из наиболее интересных деталей конструкции нарт следует отметить упомянутую Арсеньевым «тоненькую черёмуховую дугу», или «баран», которая служила защитным бампером при столкновения нарт с деревом при самопроизвольном движении вниз под гору. К ней же прикреплялись и основные «органы управления»: ременная упряжь для человека и одной-двух охотничьих собак и шест-оглобля, который дополнительно крепился к первому копылу и играл роль руля.
Процесс доставки грузов к месту промысла на ручных нартах являлся занятием крайне непростым и тяжёлым. Недаром о какой-либо простой работе коми говорили: «Эта работа не нарты таскать!» И действительно, несмотря на упомянутую выше грузоподъёмность длинных нарт до 200 кг, продвижение даже с гораздо меньшим грузом в 120–130 кг было тяжёлой работой. По этой причине охотникам иногда приходилось оставлять часть своей ноши (особенно на участках с длительным подъёмом в гору) и впрягаться в нарты по двое, перенося таким образом груз в два приёма. В связи с этим у коми ещё в стародавние времена сформировалось основное правило, известное ныне всем современным альпинистам и профессиональным путешественникам: не брать в поход ничего лишнего, даже если речь идёт о весе в несколько граммов.
Помимо умения выдерживать большие физические нагрузки, немаловажную роль играли специальные навыки обращения с нартами, которые особенно были важны при подъёме в гору и спуске. Ведь в случае неосторожного или необдуманного манёвра тяжёлые гружёные нарты срывались и скатывались по склону, «убегая» на значительное расстояние, а при неудачном стечении обстоятельств могли ещё и удариться со всего маху о встречное дерево. В такой ситуации охотникам приходилось как минимум вновь затрачивать массу сил на подъём тяжёлого груза вверх по склону, а иногда и дополнительно заниматься ремонтом нарт.
Продвижение каравана охотничьей партии с нартами всегда осуществлялось в определённом порядке, сложившемся за столетия на основе опыта многих поколений промышленников. Флегонт Арсеньев описывал его так: «Зыряне в назначенный день двигаются в следующем порядке: передовой охотник идёт на лыжах налегке, ему всех тяжелее, потому что приходится пробивать целик; по его лыжнице следуют товарищи уже с какой-нибудь ношей; в заключение везут нарты, наполненные остатками провизии и добычей. За нартами бредут собаки по следу, уже довольно убитому ходоками, так что снег на лыжнице их сдерживает и они идут без затруднения».
С появлением в арсенале охотников-промысловиков мотосаней и мотобуксировщиков необходимость использования ручных нарт постепенно сошла на нет. И лишь в некоторых далёких уголках Коми, где ещё сохранилась память о прежних традициях и способах охоты, нет-нет да и встретятся на дальней промысловой избушке изготовленные по старинной, веками отработанной технологии ручные нарты – скромный в своей простоте и гениальный в своей технологичности символ ушедшей эпохи.
Русский охотничий журнал, сентябрь 2019 г.