После нескольких лет «цифровой революции» в фотографии наступил период затишья и стабилизации. Новое поколение людей с камерами уже даже и не представляет себе, как можно снимать и не видеть результат тут же.
Цифровой компакт занял в фотографии господствующие позиции, хотя и испытывает сильное давление со стороны мобильных телефонов. Но при этом сохранилась и ниша зеркальных камер со сменными объективами – и они не воспринимаются, слава богу, как техника профессионала или любителя ретро. У них все еще есть плюсы, которые в конечном счете сводятся к одному: снимки получаются более совершенными как технически, так и художественно. Качество картинки сменных объективов все еще труднодостижимо, оптическое зумирование дает гораздо лучший результат, чем электронное.
В компактах используется метод наводки на резкость по контрасту, в «зеркалках» – фазовый метод. Не углубляясь в их разбор, можно сказать одно: по скорости фокусировки, а значит быстродействию и скорости реакции «зеркалки» до сих пор далеко впереди компактов.
И это при том что не всегда используется и характерный для «зеркалок» видоискатель – современные «зеркалки» могут снимать, особенно видео, в режиме LiveView, когда фотограф рассматривает картинку на мониторе, а не в видоискателе. А как раз сложный по конструкции видоискатель, с шахтой зеркала и массивной пентапризмой – главная причина той «габаритности», которая является основным недостатком «зеркалок».
Именно поэтому соблазн соединить плюсы компакта и «зеркалки», избежав их минусов, был велик – и наконец ему поддались и инженеры компании Nikon..
Результатом стала серия камер Nikon 1 со сменными объективами, и первая камера в этой серии J1 по какому-то высшему закону оказалась несколько похожей на камеры, с которых компания стартовала в начале прошлого века, – на клоны германской «Лейки» (у нас они были «Зоркими» и «Фэдами»). К ней даже можно приобрести кожаный футляр в классическом стиле.
Что отличает эту линию от всех известных компактов? Главное – подбором объектива можно собрать камеру под задачу. Будь это спутник туриста (пейзажи, архитектура, люди, интерьеры) или «фотоснайпер» (фотоохота с телеобъективом). В первом случае используется объектив 10-30 мм F/3.5-5.6 VR, во втором – 30-110 мм F/3.8-5.6 VR. Если нужны универсальность и более широкие возможности для видео, то доступен габаритный десятикратный зум 10-100 мм; для минималистов же можно поставить «блинчик» – маленький широкоугольный и светосильный фикс-объектив.
Владелец любой зеркальной камеры Nikon может использовать на J1 (через переходник FT1) почти всю никоновскую оптику с сохранением для большинства современных объективов возможности автофокусировки, что дает почти неограниченные возможности в теледиапазоне (обычные для «зеркалок» диапазоны фокусных расстояний служат в системе Nikon 1 телеобъективами, а длиннофокусные – «супертеле»).
Что дает концепция «беззеркалки» по сравнению с компактами, которые, честно говоря, чуть поменьше и полегче при тех же параметрах?
В Nikon 1 J1 применяется комбинированная система наводки на резкость, сочетающая и фазовую, и контрастную, поэтому скорость фокусировки высока. Даже не просто высока: по некоторым сообщениям, это самая быстрая камера в мире, что очень существенно, если вы снимаете скоростные сюжеты (типа спортивных). Кроме метода фокусировки, это достигается и новой электронной «начинкой» – матрицей и процессором. В камерах есть кроме электронного также и механический затвор.
Тем, кто знаком с зеркальными камерами, перейти к камере Nikon 1 J1 будет совсем не сложно – общие принципы управления примерно те же. Но пользователь найдет много нового в возможностях камеры в видеосъемке и в трудноопределимой области на стыке фотографии и видео. В принципе, это еще и полноценная видеокамера, даже со стереозвуком, но не только; например, можно получать высококачественные снимки, не прерывая видеосъемку; это замечательно, потому что обычная выкадровка из ролика всегда вызывает разочарование: все же кадр видео – не фото на стену. Для видео – своя спусковая кнопка. Есть уникальная замедленная съемка, есть интервальная (камера ставится на штатив).
Реализован крайне полезный режим, принцип которого унаследован у видеорегистраторов: съемка ведется постоянно, начиная с касания спусковой кнопки, еще до ее нажатия. Благодаря этому можно получить кадры не только самого события, если вы, конечно, успели на него среагировать, а и нескольких моментов до него. Это очень полезная способность для тех, у кого на снимке от прыгуна в воду остается только фонтан брызг (я именно такой фотограф).
Как фотокамера Nikon 1 J1 – это… А что тут можно сказать нового? Это Nikon! Качество фотографий отличное, различить съемку, сделанную этой камерой, и «зеркалкой» с аналогичной пиксельностью практически невозможно. А по габаритам отличие существенное, и особенно это чувствуется, когда камеру надо носить на шее целый день. Но вот запасной аккумулятор, похоже, стоит постоянно иметь: заряд примерно на 230 кадров, и он может израсходоваться совсем незаметно.
Кадрирование J1 ведется только по экранчику монитора, большому, четкому и яркому, как в большинстве компактов, и сейчас это норма. Но серия Nikon 1 развивается, и у недавно вышедшей «старшей сестры» камеры V1 есть электронный видоискатель. Это иногда удобно, особенно для тех, у кого плохо со зрением; также у V1 есть «башмак» для подключения аксессуаров, в первую очередь – вспышек (у J1 вспышка только встроенная). Но V1 подороже, чуть побольше размером, и (это уже личное мнение) мне больше нравится классический дизайн J1. Возможно, это инпринтинг – когда мне было 7 лет, я снимал камерой «Зоркий» – и тут явно есть что-то общее.