В 2017 г. произошло эпохальное событие в охотничье-рыболовной коммерции: компания Джонни Морриса Bass Pro Shops купила за 5 миллиардов долларов сдающую позиции империю Cabela’s. Процесс интеграции двух гигантов займёт немало времени, пока центры функционируют под двумя торговыми марками.
Cabela’s был основан в 1961 г. Диком, Мэри и Джимом Кабела и надолго стал признанным лидером в торговле товарами охотничье-рыболовной тематики; именно этот монстр ритейла создал изумительный формат, в котором торговые залы, оформленные в охотничье-рыболовной стилистике, наполнили таксидермические чучела зверей, птиц, рыб, причём оформление и ассортимент всех этих огромных супермагазинов были локализованы – от Аляски до Флориды.
Но Америка – это соревнование амбиций, это конкуренция неуёмных, это шанс «кто был ничем, тот станет всем», кто «своею собственной рукой» ухватит Бога за бороду и попадёт из грязи в князи...
В 1972 г. молодой Джонни Моррис, после окончания университета профессионально занявшийся спортивной рыбалкой, упросил отца, владельца алкогольного магазинчика в городе Спрингфилд, штат Миссури, уступить ему в подвальном помещении небольшую полку для торговли блёснами. Из своих поездок на соревнования по спортивному рыболовству он привозил местные приманки, проверенные им «в деле», и никто из его покупателей тогда не мог себе представить, какая фантастическая империя вырастет из этого подвальчика... Ныне Джонни Моррис – владелец двух сотен огромных коммерческих центров в США и Канаде, куда ходят «как на праздник» 200 миллионов покупателей в год. Я был в этих ошеломительных центрах на Аляске (когда в 2014 г. в Анкоридже открылись почти одновременно и Bass Pro, и Cabela’s), под Чикаго, в городке Фоксборо под Бостоном (фотографии – из этих центров). Эти огромные «храмы природолюбов» мгновенно узнаваемы своей милейшей духу лесного бродяги стилистикой. Они различны по размерам – от 6 тыс. кв. м до 30 тыс. кв. м, – и у всех есть своё лицо. Где-то самым большим экспонатом стал подвешенный под потолком настоящий самолёт, где-то – чучело кита, и везде – «в образах и картинах» местная охотничье-рыболовная фауна и ихтиофауна.
Мне удалось договориться об интервью с Эдом Катбертсоном, генеральным управляющим Bass Pro в Фоксборо под Бостоном. Эд меня любезно принял, ответил на вопросы и провёл экскурсию по магазину, его складам и подсобкам.
Bass Pro Shop в Фоксборо был открыт в 2007 г., его площадь – около 14 000 кв. м, и около миллиона посетителей он привечает ежегодно. Товаров в центре – на 7 млн долларов, от катеров до карабинов и от бесконечного камуфляжного «прикида» до шеренг удилищ и приманок. Кстати, Эд назвал мне количество наименований выставленного товара: рыболовство – 22 тыс., охота – 12 тыс. Спрашиваю: сколько из общей массы произведено в США? Эд смущается: 10–20%, не более... Китай, спрашиваю? Он, в основном, отвечает Эд.
В центре 200 человек персонала, из них 30% работает постоянно, 70% – на неполном рабочем дне (до 30 часов в неделю считается неполным рабочим днём). Наплыв посетителей непостоянен, а у персонала свой жизненный цикл – и эти два фактора обеспечивают обеим сторонам взаимовыгодные условия сотрудничества.
На интернет-торговлю приходится примерно 15% оборота, по интернету можно заказать любой товар, но огнестрельное оружие продаётся только резидентам штата (у штатов – свои законы, кроме федеральных), и для получения заказанного ствола нужно всё же наведаться в магазин – предъявить background check, оформляемый в полиции. Но благодаря размещённым по стране распределительным центрам свой заказ вы получите через 2 дня: конкуренты типа Amazon не позволяют прохлаждаться...
Кто конкуренты, спрашиваю, и каково к ним отношение компании? Ответ чисто американский: конкуренция – благо, ибо держит в форме и побуждает постоянно совершенствоваться. Хотя сейчас компания стала бесспорным лидером рынка, ей приходится конкурировать не только с гигантами типа L.L.Bean, но и с семейными магазинчиками, называемыми в Штатах «мама с папой».
Bass Pro – частная компания, Forbes оценил состояние её владельца на начало 2019 г. в 5 млрд долл. Но Джонни Моррис не почивает на лаврах – по-прежнему главный заводила. Эд демонстрирует неуёмные фантазии шефа: в одной из секций гипермаркета, магазине повседневных товаров, который должен напоминать о лавках первопроходцев, скрипящие половые доски, а в небольшом прудике с водопадом, в котором по колено в воде стоит задумчивый таксидермический лось, плавает настоящая форель с добрый килограмм...
Компания владеет также ресторанами и кафе в своих центрах, оформленными в общем стиле, и рекреационными комплексами, главный из которых – Big Cedar Lodge на берегу большого озера, с изумительными лоджами, 4 ресторанами и 5 бассейнами на территории почти 2 тыс. га, куда приезжает более 1 млн посетителей в год.
Миссия
В Америке большой бизнес невозможен без общественного служения. Компания Джонни Морриса ежегодно жертвует миллионы долларов на сохранение живой природы, а список спонсируемых ею общественных организаций насчитывает сотни малых и больших некоммерческих объединений, ибо того требует и пассионарная натура страстного природолюба Джонни Морриса, и логика его бизнеса.
Американские подростки от 8 до 12 лет проводят втрое больше времени с гаджетами и перед мониторами, чем на лоне природы – и Джон Моррис совершенно с этим не согласен. Поэтому он собирает и раздаёт через общественные организации 50 тыс. удилищ с катушками школоте, чтоб та не сидела за гаджетами, а дышала дивным воздухом живой природы. Эд показывает мне зал для семинаров и мероприятий, проводимых компанией: не западло гиганту ритейла возиться со школотой и домохозяйками, вовлекая новые слои урбанизированного населения в леса и поля – и таки да, выращивая своих новых клиентов. Разумеется, прудик у торгового центра, где пацан или пацанка могут поймать свою первую рыбку, можно считать стратегическим маркетинговым ходом: так «выращивают» своих будущих покупателей, – но масштаб природоохранной деятельности Джонни Морриса выходит далеко за пределы рационального «промоушена». Просто человечище, создавший такую империю, думает не только о наживе и EBITDA, но и будущем своих 4 детей и множества внуков – и будущем дивной природы горячо любимого отечества.
Открыть бесконечность обаяния дикой природы тем, кто заблудился в каменных джунглях и электронных гаджетах, содействовать охране природы и защищать права добропорядочных природопользователей – три кита философии и бизнес-практики Джонни Морриса.
Совместно с более чем 250 национальными некоммерческими организациями Bass Pro и Cabela’s участвуют в многочисленных локальных проектах природоохранных мероприятий по всей стране. Цель – приумножение количества дичи и рыбы, расширение общедоступных угодий, регенерация экологически неблагополучных территорий. Так, Национальная федерация дикой индейки получила от Bass Pro Shops 1 млн долларов – в поддержку её биотехнических мероприятий на территории в 1,5 млн га, планов привлечения 1,5 млн новых охотников и открытия доступа к угодьям в 200 тыс. га за 10 лет. Компания Джонни Морриса жертвует на защиту болотных территорий Луизианы и миграционные коридоры гусей и уток, посадки лесов и зарыбление водоёмов (например, выпуск молоди осетра в озеро Мичиган), охранные мероприятия в Бристольском заливе (Аляска) для сбережения 60-миллионных стад нерки, заходящих в реки залива на нерест. Лодочные центры Bass Pro Shops провели месячник очистки озёр в июле: волонтёры собирали мусор в акваториях и по берегам, получая в награду фирменные пластиковые фляги для воды; подобные мероприятия проводятся компанией совместно с некоммерческими организациями регулярно. Организованные компанией дни здоровья – Outdoor Days, во время которых можно было половить рыбу, покататься на каяках, пострелять из лука, заняться скалолазанием и пр. – в 2018 г. посетили 300 тыс. человек.
Специальные программы компания осуществляет для ветеранов армии и флота, притом что в Штатах для защитников родины много льгот при получении лицензий и пр. А когда ураган Флоренс обрушился на восточное побережье, лодочный завод Джонни Морриса оперативно предоставил 125 лодок Tracker для спасателей.
Лодки
В каждом центре – зал катеров и лодок, во многих – мастерские по обслуживанию плавсредств и моторов. Кстати, фирма не брезгует заниматься починкой удилищ и катушек, создавая долговременные связи с клиентами.
Джонни Моррис ещё в 1970-е наладил производство рыболовных катеров и лодок, и в 1978 г. начала выпускаться лодка Bass Tracker, ставшая на 40 лет самой популярной рыболовной лодкой страны. Продаётся «в пакете» – включая трейлер, бензиновый и электрический моторы. Чудная посудина – я ловил с неё лососей на Аляске, – только это не для «большой воды», а для рек и невеликих озёр. Но делает фирма лодки и катера на любой вкус и для любых стихий...
Ныне White River Marine Group Джонни Морриса – лидер рынка катеров и лодок для охоты и рыбалки в Северной Америке, с 2010 г. – крупнейший производитель этой продукции в мире.
По данным Американской ассоциации спортивного рыболовства, ежегодно американские рыболовы и владельцы маломерных судов обеспечивают 1,5 млрд долл. на нужды природоохранных мероприятий, собираемых в виде целевых налогов, лицензий и пожертвований.
Диво дивное
Но самое эффектное создание Джонни Морриса – это открытые в сентябре 2017 г. в его родном Спрингфилде национальный музей Wonders of Wildlife («Дивная дикая природа») и океанариум. Музей больше знаменитого Смитсонианского музея дикой природы в Вашингтоне. Wonders of Wildlife – некоммерческое предприятие.
Джонни Моррис не поскупился: затея обошлась ему в 300 млн долл., общая площадь – 35 тыс. кв. м, и на них вольготно себя чувствуют 35 тыс. живых рыб, птиц и зверей – и 4 миллиона ежегодных посетителей этого храма поклонников живой природы...
Чудо это можно посмотреть на сайте www.wondersofwildlife.org. Центр стал невероятно успешным – одним из лучших развлекательных центров Штатов, – и среди предлагаемых утех есть даже погружение с акулами...
Джонни Моррис – живая легенда американского охотничье-рыболовного ритейла. Его слова в адрес Cabela’s и Bass Pro патриотичны, как патриотичен каждый истинный обожатель родной природы: «История каждой из компаний могла состояться только в Америке, стала возможной благодаря уникальной системе американского свободного предпринимательства».
Из России с любовью
Разменяв восьмой десяток, Джонни Моррис не стал домоседом. В сентябре 2018 г. он с сыном рыбачил на нашем Дальнем Востоке: четыре дня ни одной поклёвки, и тут Господь Бог спохватился... Легендарный таймень попался легендарному подвижнику – и Джонни не говорит, в каких местах нашего необъятного Дальнего Востока...
Итак, вот вам инструкция, как, начав с полки привозного товара в подвальчике магазина, стать миллиардером – владельцем торговой империи с 200 торговыми центрами и парой сотен миллионов благодарных клиентов. Дерзайте.
Русский охотничий журнал, март 2019 г.