Второе пришествие камуфляжа

Одежда
Второе пришествие камуфляжа

Охотников, как, в общем-то, и всех остальных людей, тоже встречают по одежке. Предметом, вызывавшим у охотников вполне естественный интерес, а подчас и зависть, на рубеже 80-90-х годов прошлого века в России, безусловно, был камуфляж.

Носили его счастливчики – те, кто привозил из армии или доставал где-то «по случаю». За прошедшее с тех пор время гардероб российского охотника существенно изменился. Правда, и сегодня интерес к камуфляжу достаточно велик. Но уже не к простому, а к цифровому. А это, как говорят в Одессе, «две большие разницы».

Камуфляж, как и многие другие новации, в охотничий быт пришел из армии. Но при том что войны происходили во все века с пугающей регулярностью, на первый взгляд может показаться странным, что люди военные задумались о необходимости маскировочной одежды сравнительно недавно – немногим более века назад. Но только на первый. Воевали-то все больше в рукопашную, а как еще отличить своего от чужого в пылу сражения, если не по цвету мундира?!

А потом в 1899-1902 годах случилась англо-бурская война за независимость Трансвааля. Колониальные войска, заметные издалека из-за своих красивых красных мундиров, начали нести большие потери. Стало понятно, что с этим надо что-то делать. Решение нашлось: армию переодели в форму цвета хаки (на персидском языке это означает «цвет пыли»). В общем, не было бы счастья, да несчастье помогло.

История умалчивает о том, почему такая форма была названа на языке заклятых врагов (в переводе с французкого «camouflage» означает «маскировка»). Возможно, представители старой доброй Англии пытались таким образом дистанцироваться от инновации, которая шла несколько вразрез с пресловутым рыцарским духом, а может, были какие-то другие причины. Главное, камуфляж появился, и началась история его стремительного развития.

Второе пришествие камуфляжаЕстественно, вспомнили про защитный окрас некоторых животных, появившийся в результате приспособления к окружающей среде. Их, кстати, довольно много. Скажем, «подгонять» окраску тела под цвет обстановки умеет не только хамелеон, но и осьминог, кальмар, камбала. А обезьяны гверецы успешно используют более сложный – «расчленяющий» – камуфляж: их белый хвост, перекинутый через черное тело во время сна, разрушает контуры фигуры при взгляде со стороны.

Эти и другие факты вошли в книгу американского художника Эббота Тайера «Окраска в животном мире» (Coloration in the Animal Kingdom), выпущенную в 1909 году. Для ученых описанные в ней принципы стали основой создания теории научной мимикрии, для военных – отправной точкой в разработке вариантов военного камуфляжа. Поначалу ограничивались однотонным камуфляжем или маскировкой с отдельными цветными пятнами. А в 1939 году французский художник русского происхождения Владимир Баранов-Россинэ запатентовал пятнистую военную форму (т. н. «пуантилистически-динамичный камуфляж»). И пошло-поехало. Камуфляж стали делать однотонным и с рисунком (как мелким, так и крупным), светлым, темным, контрастным. Дальше остальных продвинулась немецкая армия, использовавшая во время Второй мировой войны почти 30 различных цветов камуфляжа. Некоторые из них (например, камуфляж «березка») успешно «перекочевали» в Советскую армию и актуальны по сей день.

Не осталось в стороне от камуфляжа и гражданское общество. Любопытно, что носить его в 60-е годы ХХ века стали от противного – выражая таким образом негативное отношение к военным конфликтам. Протестные настроения забылись, а интерес к камуфляжу сохранился: мало кто из именитых дизайнеров не «поиграл» с ним в своих коллекциях. А уж расцветки под леопарда или зебру (тоже, между прочим, разновидности камуфляжа), кажется, навсегда прописались в Домах моды всего мира. Взяли камуфляж на вооружение и представители целого ряда субкультур – риветхеды, готы, панки, киберпанки, сталкеры и т. д.

Ну а охотникам обратить внимание на камуфляж, как говорится, сам Бог велел. Нет, конечно, они и раньше, собираясь на охоту, прибегали к маскировке – и в шкуры заворачивались, и пучками травы себя украшали, но этот, выражаясь современным языком, самострок, конечно, не шел ни в какое сравнение с одеждой фирменной.

Второе пришествие камуфляжаТо, что универсального камуфляжа не существует, достаточно быстро стало понятно и военным, и охотникам. Каждая расцветка «работает» только в условиях конкретной местности, причем с поправкой на время года. Камуфляж при всем его многообразии можно разделить на несколько больших групп: «лес», «пустыня», «джунгли», «буш», «зима» и т. д. Главное – подобрать именно то, что нужно для конкретной ситуации. И при этом знать достоинства и недостатки своего камуфляжа, ведь искусство маскировки в первую очередь зависит от самого человека и только во вторую – от камуфляжа.

Казалось бы, в перспективе – эксперименты с кроем, тканями, мембранами, фурнитурой и т. п., но нет – впереди была революция. Именно так эксперты дружно охарактеризовали «цифровой» камуфляж, созданный в 1984 году для войск НАТО. (Любопытно, кстати, что США и Канада до сих пор спорят о том, кому же из них принадлежит первенство в его разработке.) На ткань попробовали нанести рисунок, похожий на конфигурацию пикселей на экране монитора, и оказалось, что он делает передвижение человека практически незаметным.

И началось второе пришествие камуфляжа как в армейскую, так и в охотничью одежду. Первыми достоинства «цифры» оценили американские производители.

Самым известным, несомненно, является бренд Sitka Gear. Компания была основана в 2005 году двумя друзьями-охотниками Джейсоном Хейрстоном и Джонатаном Хартом. Поохотившись в горах и придя к выводу, что «хорошие люди не должны так страдать в своей охотничьей экипировке», они занялись разработкой одежды, способной эффективно противостоять всем природным капризам. О том, как им удалось вывести компанию в лидеры рынка, мы подробно расскажем в следующем номере журнала.

Не остались в стороне от инноваций и европейские производители, хотя в целом, заметим к слову, камуфляж пользуется большей популярностью в Америке и у нас, нежели в Европе. Больших успехов в этом направлении добилась датская компания F. Engel, выпускающая охотничью одежду под брендом Deerhunter. Все коллекции разрабатываются на основе многолетнего охотничьего опыта ее специалистов, а тесты проводятся в условиях реальных (в т. ч. непростых) охот.

Второе пришествие камуфляжа

Главные отличия марки Deerhunter – специальный покрой одежды, сочетающий «цивильный» внешний вид с удобством эксплуатации на охоте; использование самых современных материалов, мембран, утеплителей, фурнитуры; пристальное внимание к деталям. Одна из коллекций Deerhunter – Recon - имеет непосредственное отношение к теме этой статьи. В ее основе – цифровой камуфляж Equipt ®. Он представляет собой постоянно изменяющийся рисунок на ткани без конкретного изображения. «Пикселированность» легко подстраивается под нужный фон – открытую равнину, лес и т. д. Подобно хамелеону, человек в костюме такой расцветки способен полностью сливаться с пейзажем.

Естественно, в костюме соблюден принцип многослойности – сочетание различных элементов коллекции (в нее кроме нескольких видов брюк и курток вошли также перчатки, маска, бейсболка) позволяет экипироваться для разных сезонов и погодных условий в диапазоне температур от -30° до +15°С. Цены, кстати, вполне приемлемые: компания F. Engel последовательно стремится обеспечивать оптимальное соотношение стоимости и качества. Отзывы пользователей вполне позитивные.

Русский охотничий журнал

418