«Русские мастера»: нож как искусство

Ножи и инструменты
Дата публикации:
просмотров: 950
Комментарии:
«Русские мастера»: нож как искусство

Нет такого мужчины, кого оставил бы равнодушным хороший нож. Это генетическое, с тех немыслимо давних пор, когда каменные и костяные отщепы заложили один из краеугольных кирпичиков в фундамент человеческой истории.

Являясь на протяжении тысячелетий самым верным спутником человека, нож, конечно же, не мог оставаться просто орудием: погоня за совершенством функциональности и естественная тяга каждого настоящего мастера к красоте превратили ножевое ремесло в искусство ещё на заре современной цивилизации. Закон перехода количества в качество имеет и обратную силу: с развитием технологий именно искусство начинает диктовать моду массовому изделию. Нож не исключение.

«Русские мастера»: нож как искусство

Проект «Русские мастера» шире, нежели просто собрать в одном месте лучшие авторские ножи лучших мастеров России (и не только России). Постоянная кропотливая работа и анализ геометрии и материалов, технологий и дизайна дают возможность определить вектор развития именно русского ножевого искусства, следовать ему и предугадывать его направление. Используя проверенные длительной практикой критерии и наработки, мы создаём собственные проекты, и после обкатки опытных образцов реализуем их у тех мастеров, кого считаем лучшими в данной конкретной нише, будь то слесарные работы, ковка, художественное литьё или гравировка, всечка, резьба, работы по коже… Кузнец Сергей Бобков, Илья Куликов, художница Светлана Астафьева, сборщик Роман Гончаров, Сергей Ермилов – работа с такими Мастерами является тем путём, которым, по нашему мнению, и создаётся хороший нож, совершенный в каждой линии и детали. Можно вырезать вычурный профиль, забить всё самой искусной гравировкой, инкрустировать ручку моржового зуба драгметаллами, украсить ножны лучшей кожи тиснением… но это будет в лучшем случае бижутерия, китч, прельстить которым можно разве что человека со вкусом первобытного папуаса.

«Русские мастера»: нож как искусство

Настоящее ножевое мастерство – это, как и в любом другом искусстве, умение отсечь всё лишнее. Мастер-ножевик всегда должен быть немного художником, немного скульптором, но главное, чтобы его изделие было прежде всего ножом. Неважно, будет ли это «полочник» мозаичного дамаска с инкрустацией и накладками мамонтовой кости на подставке из эбена или махагони, традиционный «якут» в ножнах тиснёной кожи, подарочный доборный кинжал, ультрасовременный «универсал» из японской порошковой стали или складные ножи Игоря Гичкина и Сергея Петрухина – проект «Русские мастера» в любой категории отбирает прежде всего рабочие ножи. «Нож должен оставаться ножом!» – мы уверены: именно это путь развития ножевой культуры.

«Русские мастера»: нож как искусство

Да, есть нюансы – и если вы покупаете в подарок дорогой художественный дамаск Бобкова или Сергея Тихомирова, вы просто обязаны знать и сообщить будущему владельцу, что эти художественные стали плохо держат боковую нагрузку и при попытке разделать лося лезвие с высокой вероятностью будет выкрашиваться… Массовое представление о ноже сейчас формируется кухонной «нержавейкой», но, как говорил мой дед-сапожник: «Что не ржавеет – то не режет!» Для многих лучших ножевых сталей, особенно «быстрорезов», этот принцип актуален и сейчас – поэтому работа классным ножом предполагает и соответствующий уход за ним. Но даже «универсалом» из сверхвысокоуглеродистой, высокохромистой коррозионностойкой COWRI-X с твёрдостью 64 не следует рубить уголки и режущие кромки (РК) других ножей с целью выяснения, «у кого лучше». Нож – инструмент намного менее универсальный, чем топор, и гораздо более тонкий. Хороший клинок безусловно предполагает грамотное использование. Главное – скажите заранее, что вы ищете: рабочий инструмент, которым без заточки можно пару лет обваливать туши на промысле, или «нож спорщика» – рубить гвозди, уголки и РК ножей конкурентов: такие модели тоже есть.

«Русские мастера»: нож как искусство

И к вопросу о серийности. Серийность – это всегда ремесло, а «Русские мастера» видит свой путь прежде всего в искусстве – в непрерывном поиске совершенства. Поэтому практически все наши изделия уникальны. Да, мы можем выпустить бюджетную модель мелкой серией (10–20 штук), но каждый нож в ней всё равно будет отличаться деталями: накладками, рисунком, ножнами и пр. Так что это всегда много уникального ручного труда, а если говорить об авторских моделях верхней ценовой категории… У нас был один проект с Ильёй Куликовым, на реализацию которого ушёл год работы! Именно работы, а не откладывания « в долгий ящик», поскольку тот нож вобрал в себя очень большое количество художественных технологий. Но даже выбирая себе недорогой рабочий нож, вы можете быть уверены, что становитесь обладателем не просто отличного рабочего инструмента, но произведения искусства, другого которого в природе нет.

На острие клинка, апрель 2018 г.

950

Похожие статьи