Нужен ли на охоте нож?

Ножи и инструменты
Дата публикации:
просмотров: 987
Комментарии: 0

В фильме «Особенности национальной охоты» финский актёр Вилле Хаапасало сказал очень правильные слова: «Красиво охотились на Руси!» А что теперь?

Я уже лет пятнадцать езжу на охоту. Бывал в очень разных компаниях. Гонял лосиков с псковскими мужичками, очень юморными, открытыми, но разговаривающими исключительно ненормативной лексикой, безо всякой злобы, буднично. Они вообще не охотятся в нашем понимании, а просто заготавливают мясо, без всяких церемоний, для них это обыденная работа. Охотился с питерскими охотниками. Здесь всё построже, без вольностей: народ интеллигентный, дисциплинированный, случайных людей нет, все не раз проверенные, если кто-то накануне немного перебрал свою «норму», на номер не встаёт, идёт дышать свежим воздухом в загон. А если кто-то пропустит лося на своём месте, получит «леща» прикладом по заднице.

А недавно меня пригласили на так называемую VIP-охоту от клуба «Старый охотник». Я по простоте душевной спросил, может, мне взять своих собак, могу пойти с ними в загон. На что мне сказали: не надо, в загон пойдут егеря, мы будем стоять на номерах. Съехались солидные мужики на крутых джипах, некоторые со своими шофёрами, чтобы после охоты можно было «накатить» по сто пятьдесят. Выдали всем новенькие малиновые жилеты, охотовед провёл по всем правилам инструктаж и лично расставил всех на номера. Взяли двух лосей, провели фотосессию, и я уже думал, пора разделывать сохатых и выносить мясо. Но всю эту работу взяли на себя опять же егеря и привезли на вездеходе уже разделанных лосей прямо к нашим машинам.

Дальше было построение. Конечно, гимны в честь святого Губерта на охотничьих рожках не играли (нам это чуждо), но поблагодарили егерей, наградили отличившихся дипломами и памятными медалями «За меткий выстрел». Ну а дальше приступили к трапезе «на кровях». И тогда я задумался, что, к примеру, на такой охоте нож нужен, собственно, только для того, чтобы порезать печёнку, лучок, хлеб, сало или солёные огурцы. Значит, в такой тусовке можно «порисоваться» – не с откровенно рабочим ножом, а с ножом авторским, более дорогим. К слову, мой старинный друг, ювелир по профессии, увидев мои работы в магазине «Старый охотник», предложил «ченч»: давай ты мне подаришь свой нож, а я тебе сделаю что-нибудь по ювелирке. Я ему говорю: «Но ведь это ножи на подарки, они вроде как не рабочие!» На что он ответил: «А я с твоим „подарком“ просто понтоваться буду». Замечу сразу, «подарочный» вовсе не значит, что ножом нельзя ничего делать. Клинки на ножах, сделанные из булата от известного кузнеца Игоря Пампухи, имеют отличные рабочие качества.

У меня две легавые собаки, а как вы знаете, с ними охотятся на болотную и боровую дичь. Весной на вальдшнепиной тяге они незаменимы для отыскания упавшей птицы. Каждой весной мы приходим на известную только нам опушку леса в Новгородской глубинке. Пока я собираю ружьё и курю, мой курцхаар Кроша перегрызает ветку от какого-нибудь дерева, подходит, кладет её к моим ногам и, сделав придурочный вид, начинает подскуливать, мол, давай поиграем. Я закидываю ветку куда подальше, он находит и приносит опять, требуя продолжения. Вторая собака, дратхаар Соня, тем временем ходит невдалеке и роет ямки – ищет мышей. Короче, все маются дурью. Но стоит начаться тяге, Кроша без всякой команды садится у меня в ногах и уже не трогается с места, пока не прогремит выстрел. Соня тоже перестаёт копаться в земле и слушает звуки леса. Она ещё собака молодая, поэтому слышит подлёт вальдшнепа первой, помогая мне вовремя увидеть птицу и прицелиться. В весенних сумерках даже с фонариком упавшую птицу запросто можно потерять. Осенью без собак трудно отыскать тетеревиные выводки или те же высыпки куликов. Вопрос: а на такой охоте нужен нож? Да, в общем-то, не особо. На тетеревином току в шалаше он просто будет мешать, да и подскакивать к глухарю в темноте на болоте гораздо удобнее без него. В последнее время даже охотники среднего достатка могут себе позволить снять вскладчину коттедж или выезжают на вполне благоустроенные охотничьи базы, где есть кухня с газовой плитой, горячая вода, практически городские условия быта. Если есть желание приготовить шулёмку из добытой дичи, для этого не надо разводить костёр в лесу, тащить туда котёл, картошку, специи – всё это теперь делается на базе, а там есть кухонные ножи.

Когда смотришь на канале «Охота и рыбалка», как сейчас ездят на сафари, тоже невольно задумываешься, а зачем там охотнику нож. Впереди идёт трекер (следопыт по-нашему), рядом пи-эйч (проводник), который подскажет клиенту, в кого можно стрелять, и подстрахует его в случае чего. При удачном исходе дела охотнику остаётся провести фотосессию и выпить « на кровях», потому что тушу разделает специально обученный персонал и перенесёт трофеи к машине (рога, шкуру). Само мясо охотнику чаще всего не надо.

Все мы знаем, что штучное, редкое ружьё всегда является предметом гордости для любого владельца, но ведь и нож не последняя вещь в снаряжении охотника. К тому же редко кто покупает ружья, сделанные под заказ, это очень дорого, чаще ориентируются на готовую продукцию известных оружейных фирм и здесь уже выбирают ту или иную модель по своим финансовым возможностям. А вот нож вполне доступно сделать на заказ, подчеркнув тем самым свою индивидуальность и вкус. И в этом я не вижу проявления какого-то снобизма. Охота должна быть красивой, за эту красоту мы её и любим, соответственно, и вещи, которые мы берём, могут быть вовсе не рядовые. Охота – это праздник, по крайней мере, для городского охотника, а на праздник в рабочих штанах не приходят.

Не только в старину, но и в наше время охотники всё чаще начинают ценить эстетику самого процесса и всё больше обращают внимание не только на функциональность, но и на красоту своего оружия. Нож постепенно становится охотничьим аксессуаром. Когда-то были придворные великокняжеские охоты: у большинства их участников оружие было очень дорогим и богато украшенным, а пользовались они им редко. Многие из этих предметов мы сейчас можем увидеть в музеях. Поэтому в последнее время я стал делать, а иногда и брать с собой на «лёгкую» охоту так называемые нерабочие ножи, что называется, для души: друзьям-товарищам показать, похвастать, да и вдруг кому-то понравится, себе такой закажут.

Безусловно, самое важное в любом ноже – это клинок, поэтому, даже если ножом не предполагается разделывать тушу лося или кабана, клинок должен быть отменных рабочих качеств. Я уже упомянул кузнеца Игоря Пампуху. В сообществе знатоков и любителей авторского холодного оружия его представлять не надо. В последние годы он много времени уделяет изготовлению клинков из булатной стали. Ну, рубить гвозди я ими, конечно, не стал (совершенно идиотский критерий оценки клинка), но стекло они царапают. Давняя дружба сложилась у меня с кузнецом из Тулы Сергеем Епишкиным. С каждым годом он придумывает новые схемы горновой сварки многослойного металла, и его дамаск удивляет красотой и разнообразием узора. С моим земляком из Питера кузнецом Алексеем Елагиным мы сделали уже две серии ножей по пять штук: «Охота» и «Ножи для пляжной охоты» (см. спецвыпуск журнала «Оружие» за 2014 год). Алексей создаёт свой неповторимый авторский дамаск. Мне особенно нравится металл, который он называет «Чертополох» и «Орхидея».

В своих работах я часто использую технику скримшоу. Это своего рода гравировка на кости, роге буйвола или другом природном материале – перламутре, твёрдых породах дерева или камня. Рисунок наносится мелкими точками или штрихами, а после заполняется несмываемыми красками. На металле эта техника называется «булино». В основном изображаю сюжеты охоты, чаще с подружейными собаками. Несколько ножей посвящены моей любимой охоте на вальдшнепа на весенней тяге и по пролётной утке осенью.

Рукояти ножей сделаны из бивня мамонта. Это дорогой, но самый благородный материал, который используется для работы в технике скримшоу. На него можно нанести мельчайшие, почти незаметные глазом точки, передавая различные оттенки от серого до чёрного цветов. Это позволяет разработать рисунок детально и более реалистично. При работе на бивне моржа или роге буйвола рисунок получается погрубее из-за свойств этих материалов.

Рукоять ножа «Охота на фазана» (по заказу мастерской-студии «Петроград») сделана как раз из рога буйвола.

Это очень интересный материал для работы в технике скримшоу. Все художники привыкли работать на светлом фоне и для передачи объёма изображения рисуют «тени». Здесь всё наоборот: надо рисовать «блики», а это очень непривычно. В одной из своих первых работ я сбился и стал рисовать белые «тени» на чёрном фоне. Получился негатив, как на фотоплёнке. Пришлось весь рисунок снимать напильниками, наждачкой и заново полировать поверхность рога. Такое бывает, когда заказы идут один за другим, то на белой кости, то на чёрном роге. Не успеваешь переключиться. Один плюс: на роге буйвола точки от иглы сразу становятся белыми. Чтобы проявить рисунок, не обязательно часто втирать белую краску, и так всё видно. На кости, чтобы увидеть, как идёт работа, чёрную краску надо втирать достаточно часто, что сильно замедляет процесс.

К этому ножу вспоминается охота на разводного фазана в Ленинградской области, куда меня пригласили, потому что больше ни у кого в компании охотников не было легавых собак. Выехали в поле. Егерь привёз фазанов в фанерных ящиках. Перед тем как начать их выпускать, попросил убрать собак в машину, чтобы те не погнались за птицей и не отогнали её далеко. Я подумал про себя: что это за охота такая? Да мы через полчаса всех птиц перебьём! Но я был очень наивен. Фазаны обладают феноменальной способностью моментально скрываться, плотно залегать и, если надо, быстро бегать, не поднимаясь на крыло. Наша команда прочёсывала местность с двумя собаками часов шесть, до темноты. Из двенадцати выпущенных фазанов взяли всего двух, и то второго собаки выставили, когда я возвращался к машине, хорошо, не разрядил ружьё раньше времени. Кстати, за всю охоту никто своими ножами так и не воспользовался.

«Охота с лайками на медведя» и «Дела таёжные» (ножи мастерской-студии «Петроград») по картинам Татьяны Данчуровой делались на бивне моржа.

Это материал неоднородный: снаружи – дентин, белый и довольно прочный, а под ним лежит пульпа, она желтоватого цвета и имеет пористую структуру. Но, как ни странно, именно пульпа удачно передала фактуру снега, ноздреватого, рыхлого, как в природе. Очень интересно, на мой взгляд, сочетается узор на клинке первого ножа, напоминающий изморозь, с темой самого рисунка. Клинок – это работа В. Матвеева, из дамасской стали с никелем. На втором ноже – клинок из булата с травлёным рисунком. Сразу признаюсь, на медведя я никогда не ходил, да и охота на берлоге сейчас запрещена.

Фирма «Солдат удачи» попросила украсить рукоять ножа и предложила тему «Долгая полярная ночь». Естественно, на ум сразу пришла известная песенка Кола Бельды «Чукча в чуме ждёт рассвета…», но, подбирая материал, я обнаружил в песне ошибку: чукчи живут не в чумах, а в ярангах, а там где они охотятся, ставят балки (ударение на «и»). Ну, примерно это я и изобразил на рукоятке.

Интересно, что только чукчам, инуитам и алеутам разрешено охотиться на китов, без этого они просто не смогут прожить. За год можно добыть сто животных, но использовать огнестрельное оружие на такой охоте запрещено. Кита настигают на лодках и бьют гарпунами, на концы которых привязаны большие поплавки, чтобы он не смог занырнуть. Охота очень рискованная: кит запросто может перевернуть лодку, а в ледяной воде человек больше пяти минут не живёт. Чукчи – мужественные охотники, и многочисленным острословам, которые высмеивают их в анекдотах, я бы посоветовал сходить с ними на морскую охоту. Боюсь, после этого чукчи придумают новые анекдоты про «белого человека».

Для своих любимых ножей я не поленился и сделал «зачётную» коробку из наборного дерева с резьбой. Там ножи хранятся в межсезонье.

Я начал эту статью с провокационного вопроса, чтобы сразу заинтересовать читателя: кто это там сомневается в необходимости ножа на охоте? Есть много видов охоты без ружья, но любой охотник без ножа на охоту не выйдет, даже если он вряд ли понадобится. А вот какой нож взять с собой – это каждый решит для себя сам. Я люблю брать на охоту красивые ножи.

P.S. Когда я предложил эту статью главному редактору М.А. Кречмару, он сказал: «Да, я помню вашу предыдущую статью в нашем журнале, там ещё были ножи с голыми женщинами». Забавно, но именно такие работы как-то лучше запоминаются. Поэтому и к этой статье добавлю фотографию ножа из серии «Ножи для пляжной охоты».

Не знаю, стоит ли брать такой нож на охоту (может, кого-то он будет сильно отвлекать), но если очень хочется похвастаться перед друзьями, то можно прихватить…

Русский охотничий журнал, октябрь 2016 г.

987