Россия – удивительная страна. Конечно, этот вывод не содержит ничего нового, но я предлагаю посмотреть на него с позиций ножевого ремесла.
Только наша страна может похвастаться огромным разнообразием этнических ножей, сосчитать которые вот так сразу, наверное, не сможет ни один этнограф или коллекционер, и я в том числе. Зная, что не справлюсь с этой задачей, я даже браться за неё не буду. Оставим этот вопрос открытым, чтобы каждый из читателей попробовал подсчитать сам.
Не менее удивительным для меня является тот факт, что многие из этнических ножей не утратили своего первоначального назначения. Не предстали перед нами туристической безделушкой, которую покупают вместе с магнитиком на холодильник и, так же как и магнитик, водружают до поры до времени на стену или книжную полку, откуда она в дальнейшем переезжает в дальние закрома или чулан. Нет, наши ножи – это в первую очередь рабочий инструмент, в большинстве своём не имеющий аналогов среди фабричных изделий как российских производителей, так и западных.
Даже сейчас, в эпоху глобализации и возможности наладить контакты с самыми отдалёнными уголками нашей Родины, остаются неузнанные ножи, неизвестные широкой публике мастера и самобытные примеры изготовления. В этой заметке я немного расскажу об одном из таких ножей. Это бичак. Его, конечно, нельзя назвать открытием для ножевого сообщества: этот нож уже был описан и про него даже снят фильм (в дополнение к этой статье рекомендую ознакомиться с видео на YouTube по запросу «БИЧАК – балкарский нож. Документальный фильм»). И всё же про этот нож ещё есть что сказать.
Изначально было сложно остановиться на чём-то одном, потому что мне как историку интересно и описать археологические находки, связанные с бичаком, и рассказать о том, где, кроме Кавказа, ещё встречаются на раскопках подобные ножи. Как сейчас, так и тогда были люди, которые могли себе позволить больше, чем другие. Как мастера тех эпох удовлетворяли их запросы? Интересно рассказать об истории этого ножа в более близкое для нас время конца XIX–XX веков, постараться описать этот период в лицах, рассказать о мастерах, чьи имена ещё сохранились, по возможности продемонстрировать их изделия. Но, увы, формат статьи не позволит всё это уместить на странице, поэтому дальнейший рассказ будет о том, о чём я достаточно компетентно могу говорить от собственного лица, не привлекая дополнительную литературу и другие источники. А об истории карачаево-балкарского ножа бичака постараюсь рассказать в дальнейших публикациях.
Сейчас же поговорим о том, что представляет собой бичак в нынешней своей ипостаси. Медиашторм, в который мы попали сегодня, накрывает нас волнами таргетной рекламы, всяческий Instagram подсовывает всё новые и новые ножевые магазины и всё новых и новых мастеров. В том числе массу предложений мы можем встретить и по карачаево-балкарскому ножу. Конечно, я, как человек любопытный, попробовал некоторые изделия на тему бичака. Ножи сделаны старательно, с любовью. Но всё равно чего-то мне не хватало. Где-то грубые, где-то требующие откровенного вмешательства и доводки, эти ножи, в итоге доведённые до удовлетворяющего меня состояния, были мною раздарены.
Но один нож я всё же оставил. Он был куплен в обход интернета в салоне «Марто», который находится в Нальчике. Что мне понравилось в ножах из «Марто», так это сочетание промышленного производства с эстетикой этнического ножа. Я говорю о «тёплых» натуральных материалах, таких как дерево или рог тура или буйвола. Это, кстати, традиционный материал для рукоятей ножей, кинжалов и шашек на Кавказе. При этом эти традиционные материалы сочетаются с клинками из Elmax, N690, K340, М-390, CPS125V и других сталей премиального сегмента. Также мастера, работающие для «Марто», не избегают сотрудничества с мастерами из других регионов, и можно встретить бичак, изготовленный для «Марто», с клинками, выкованными кузнецами Японии или Англии.
Владелец салона, Марат Текуев, представляет собой истинного фаната ножей и особый пиетет питает к бичаку. Он может долго рассказывать о том, как правильно должны быть изготовлены клинок бичака, его рукоять или уникальные, характерные только для карачаево-балкарского бичака ножны. Ножны у бичака действительно особые – с открытым окончанием, чтобы предотвратить загрязнение и возникновение сырости, а кроме того, разборные: кожаная часть легко отделяется от деревянного тела. Они заслуживают в глазах Марата не меньшего внимания, чем сам нож.
Вокруг Марата работает целая артель мастеров, между собой никак не связанная, но так или иначе дополняющая друг друга. Единственное, что всех их объединяет, это высокое качество изделий. При этом у каждого из мастеров есть свой почерк, и, запомнив его однажды, после уже не перепутаешь.
Немаловажный фактор – разнообразие. Бичаки для «Марто» делают не только из разных материалов, но и в разных ценовых диапазонах. Свой нож у «Марто» могут найти как люди, не готовые к солидным тратам, так и ценители изделий класса люкс, изготовленных в единственном экземпляре.
Я много сказал о салоне «Марто», его владельце и команде. Но ещё больше тёплых впечатлений и слов осталось у меня на душе. Может быть, поделюсь ими в следующий раз.