Кузнец-легенда

Ножи и инструменты
Кузнец-легенда

Ушёл в прошлое XX век, унося с собой и великие стройки, и победоносное шествие человека по просторам космоса, и мечты писателей-фантастов; и гудки заводов-гигантов, и трудовые победы обыкновенного рабочего человека, и научные открытия, плодами которых мы пользуемся до сих пор, не думая об уплаченной цене.

Время потерь и обретений, время героических свершений, незаметного величия обычного человека, стремящегося к знаниям, обладающего особой смелостью и решимостью первопроходца. Конечно, это были люди идеи, во многом новаторы в разных сферах жизни, науки и производства, в том числе, например, и в кузнечном деле.

Одной из наиболее значительных фигур отечественного кузнечного искусства ХХ в. был Вячеслав Иванович Басов. К сожалению, имя этого выдающегося мастера практически забыто. Разного рода политические и общественные коллизии, потрясшие нашу страну в ХХ веке, времена перестройки и новый мир глобальной цифровизации и потребления практически похоронили имена большинства ремесленников прошлых лет, которых и было-то не так много. Можно сказать, что нам решительно повезло в том, что идеи Вячеслава Ивановича до сих пор живы, в основном благодаря трудам энтузиастов и нескольких учеников, продолжающих новаторские идеи учителя. Это лишний раз доказывает, насколько значителен был вклад мастера в кузнечное искусство и как важны его достижения для современности. Попробуем восстановить и описать основные вехи его творческого пути.

Кузнец-легендаЖизнь и деятельность кузнеца Вячеслава Ивановича Басова все современные специалисты в один голос оценивают как путь учёного-энтузиаста. Он был в своём деле глубоко увлечённым человеком, заражавшим энтузиазмом учеников и последователей. Сфера его интересов – возрождение старых кузнечных технологий, опыты по воссозданию секретов булатных и дамасских сталей, организация подготовки кузнецов на базе Суздальского художественно-реставрационного училища. В небольшом биографическом очерке одного суздальского печатного издания мы находим довольно интересную хронологию жизнеописания Басова. Вячеслав Иванович Басов родился 22 сентября 1939 года в городе Серпухове в семье художника-оформителя. С ранних школьных лет его интересовала история и творчество. Он вспоминал, как восхищался коваными решётками в Серпухове и Москве, как мечтал научиться ковать. После окончания школы работал на заводе, где построил собственную первую кузницу. За свою жизнь Вячеслав Иванович построил 22 кузницы. Интерес к металлу и кузнечному делу он пронёс через всю жизнь.

Из Серпухова В.И. Басов с женой и сыном переехали во Владимирскую область. С 1970 года Вячеслав Иванович работал во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике реставратором металла, принимал участие в реставрации знаменитых памятников кузнечного, оружейного и ремесленного искусства. Он вспоминал, что в музее была его самая любимая кузница. Именно в ней он начал опыты по воссозданию секретов булатных сталей. С 1977 года и до конца жизни он всё своё время отдавал булату, изучению и пропаганде старых художественных технологий обработки металла. В течение этого времени В.И. Басов провёл более 600 плавок булата. В исследованиях и описаниях тайн булата ему помогали сотрудники лаборатории НИИ ДПИ, Днепроспецстали. Не только с металлургами, но и с учёными-археологами консультировался В.И. Басов. Неоднократно он встречался с доктором исторических наук археологом Б.А. Колчиным, занимавшимся металлургией Древней Руси, изучал труды знаменитого археолога В.А. Городцова. Как говорил сам Вячеслав Иванович: «Я учился всю жизнь». Особенно его интересовало древнерусское холодное оружие. С большим энтузиазмом он начинает изготовление по старым образцам своих булатов, ножей, топоров, мечей.

В 1980 году В.И. Басов начал работать в Суздальском художественно-реставрационном училище, где принял участие в организации специализации «Реставрация металла». Из стен СХРУ вышли известные ныне кузнецы и оружейники, которые считают В.И. Басова своим учителем. Вячеслав Иванович был очень увлекающимся человеком, заражал своими идеями учеников. Учениками В.И. Басова были первые преподаватели специализации «Реставрация архитектурного металла». Именно он заложил основы программ подготовки реставраторов архитектурного металла, по которым и сегодня работает целое отделение. Даже горны в кузнечной мастерской училища были в своё время построены В.И. Басовым. Позже Вячеслав Иванович начал сотрудничать с Ижевским металлургическим заводом «Ижсталь», где продолжил свои опыты по изготовлению разных сортов булата. Последние годы жизни Вячеслав Иванович Басов провёл в Красноярской области, где и умер после тяжёлой операции в 2003 году.

Очень точно и ёмко о Басове высказался современный мастер кузнечного дела Л.Б.Архангельский: «Думаю, что не ошибусь, начав отсчёт возрождения российского оружейного дела с Вячеслава Ивановича Басова – самобытного кузнеца, исследователя и пропагандиста булатной и дамасской стали». Изучая жизненный и творческий путь Вячеслава Ивановича, хотелось бы отметить одну важнейшую особенность: кузнечное дело мастер рассматривал через призму взаимосвязи кузнечной практики с теоретической металлургией и историческими традициями и данными.

Он начинал свой путь именно как реставратор исторического оружия, а следовательно, пристально изучал перед работой доступные теоретические и, прежде всего, исторические источники. Также он упоминал, что многие знания и навыки были получены им именно в ходе изучения исторического оружия и предметов быта и работы над ними. Реставрируя историческое оружие, Вячеслав Иванович заново открывал приёмы и методы старых мастеров, а также изобретал новые, руководствуясь полученным опытом. Именно синтез научного поиска и пытливости ума, а также умение систематизировать и синтезировать новое на основе старого сделали возможными все те открытия, которые мастеру удалось совершить. Он был прежде всего учёным, идущим от теории к практике; изучая основы, он перерабатывал их уже в кузнице, вдыхая новые формы и свойства в металл.

Кузнец-легендаКак мы уже упоминали, в начале пути Вячеслав Иванович снискал признание как художник-реставратор. Среди всего объёма работ, выполненных мастером во время его реставрационной деятельности, были глобальные проекты, имевшие большую историческую значимость. Прежде всего, знаменитый слюдяной выносной фонарь холмогорской работы, сделанный по заказу первого суздальского митрополита Иллариона в 1683 году. Высота фонаря около 2,5 м, диаметр тулова более 2 м, вес около 170 кг и три слюдяных малых фонаря весом по 45 кг.

Мастер, стремясь воссоздать подлинный облик фонаря, ездил во время своего отпуска в Карелию, где ещё со времён Ивана Грозного добывается слюда «Мусковит», восстанавливал по ветхим рисункам его причудливые узоры. Уже одно это говорит нам о чрезвычайно глубоком научно-эвристическом подходе мастера к работе. Ещё одна уникальная его работа – ремонт и расчистка знаменитых «Златых врат» Суздальского Рождественского собора. Реставрация особой «Золотой кладовой» Суздальского музея – во время монтировки экспозиции «Золотой кладовой» прямо в зале В. Басов отреставрировал 315 предметов из золота и серебра. Из них особо следует выделить икону «Корсунская Богоматерь» – вклад Бориса Годунова, водосвятную чашу серебряную – единственный на Руси вклад Ивана Ивановича Шуйского.

Упоминание уже только этих работ не оставляет сомнений в разносторонности знаний, умений и навыков мастера. Наряду с академическим научным подходом и творческим мышлением, глубокими познаниями в целом ряде вопросов, важнейшим качеством мастера является, прежде всего, преданность кузнечному делу, его постоянная каждодневная и многолетняя кузнечная практика. Вячеслав Иванович отличался поразительной работоспособностью и мог находиться в кузнице целыми днями. В одной из бесед он как-то упомянул, что за свою кузнечную практику сделал более десяти тысяч ножей, несколько сотен мечей, а будучи во Владимирской области, отковал в кузнице четыре тысячи топоров. Это был практик, изучающий металл в работе. Не библиотеки или художественные мастерские были его домом, а кузница. В каком бы городе или другом месте он ни жил, именно в кузнице его можно было найти. В беседах он упоминал, что именно трудолюбие открыло перед ним многие закрытые двери в кузнечном искусстве.

В середине семидесятых годов Вячеслав Иванович выплавил тигельным способом несколько сортов булата – литой узорчатой стали. По его собственным словам, в сотрудничестве с профессиональными металлургами он провёл около двухсот опытных плавок – больше, чем легендарный П.П. Аносов. Примерно в это же время на телевидении вышла серия репортажей о суздальском энтузиасте; вышли и статьи о его самобытном таланте, которые способствовали возрождению в России массового интереса к булату. Можно сказать, что он был той искрой, из которой вновь разгорелось пламя интереса к старинным клинковым технологиям. Конечно, чтобы пламя разгорелось, искра должна упасть в среду, годную и готовую к воспламенению. Так и случилось. Он был настоящим лидером. И не столь важно, перенял ли тот или иной мастер у Басова какой-то конкретный рецепт или навык. Важно то, что бывшие с ним рядом ученики и мастера от одного лишь разговора с ним загорались жаждой изготовить что-то выдающееся: им как будто становилось легче работать, зная, что они не одиноки в своих усилиях и идеях.

Пятнадцать лет ушло у В.И. Басова на изучение научных, исторических трудов и систематизацию знаний в этой области, полученных в процессе многочисленных плавок. Он описал результаты своих экспериментальных работ по изучению старинных технологий получения изделий из булатных и дамасских сталей и возможности применения их в современном производстве.

Вячеславом Ивановичем исследованы следующие аспекты. Древнейшая, основная технология получения булата. Половецкий булат. Булат с недорасплавом железных частиц с дополнительной естественной кристаллизацией, так называемые иранские фаранды. Булат со смазанной комбинированной структурой. Суперуглеродистый булат на чистой основе. Легированные булаты. Булаты на «грязной» основе, т. е. с химически несовместимыми частицами. Булат на серной основе (во время плавки вместо углерода добавляется специально 12–15% серы). Получение булата с заданными свойствами и химсоставом непосредственно из руды, минуя доменный процесс. Получение суперуглеродистого булата с «алмазной» структурой. Получение булатов из любой марки стали. Получение булатов из чугуна. Получение булатов из металлолома (без знания химсостава. Все эти аспекты касаются лишь его любимого детища – булатной стали и технологий её получения. А сколько вопросов им было поднято и решено касаемо дамасской технологии и свойств углеродистых сталей….

Кузнец-легенда

За всю свою плодотворную жизнь Вячеслав Иванович поднял огромное количество вопросов, привнеся огромный вклад в кузнечное искусство. Причём делал он это с открытой душой, не считая свои открытия какими-то фамильными секретами. По отзывам современников, Вячеслава Ивановича отличали такие черты, как открытость, оптимизм и жизнерадостность. Его путь вовсе не был лёгким. Бывало, его не признавали деятели науки вплоть до рукоприкладства, обманывали чиновники. В жизни мастера были и тёмные полосы. Однако это никак не сказалось на его характере и неутомимом поиске истины в своём деле. Просматривая видеоматериалы, отснятые в кузнице мастера, поневоле удивляешься той лёгкости, с которой он напрямую говорит о каких-то авторских идеях и открытиях, делится на ходу кузнечными тонкостями и тут же, усевшись передохнуть, вдруг запоёт чистым молодым голосом народную песню со счастливой улыбкой. Думается, что именно таким и может быть по-настоящему преданный делу человек и мастер.

У Вячеслава Ивановича было не так много последователей. Наверное, дело в его потрясающей работоспособности и увлечённости. У него просто не было времени на создание своей школы. К сожалению, далеко не все мастера имеют возможность передавать знания другим. Как у постоянно пребывающего в процессе творческого труда человека, у него были ученики, работающие рядом. На сегодняшний день удалось найти лишь одного из его учеников – Александра Бычкова – и дистанционно пообщаться с ним. Александр до сих пор занимается кузнечным делом. Однако дело мастера живо, всё новые энтузиасты торят путь в кузнечный мир, получая свой булат, выковывают причудливые узоры дамаска и совершенствуют свойства углеродистых сталей. Есть ли в мире порошковой металлургии и прокатных сталей место кузнечному искусству? Нам думается, что оно всегда будет, пока в мастерах горит желание работать с металлом и создавать причудливые узоры своими руками.

Все статьи номера: Русский охотничий журнал, июль 2024

952
Adblock detector