Имя Антона Малышева известно большинству любителей и ценителей складных ножей, особенно ценящих органичное сочетание высокой художественности и неповторимости дизайна с функциональностью лучших «утилитарных» моделей. Примечательно, что, как и у многих именитых ножевых мастеров, начало трудовой деятельности Антона никак не предвещало такой известности…
По образованию инженер-строитель, причём технолог, т. е. специалист, почти никак с дизайном не связанный, Антон с детства любил рисовать. А по специальности так ни дня и не проработал – сразу по окончании высшего образования его трудовая деятельность была связана с графикой, цифровыми иллюстрациями и веб-дизайном. Потом перешёл на работу в крупную производственную компанию, в которой уже начал заниматься промышленным дизайном, в т. ч. дверной фурнитуры, что было бы просто невозможно без освоения 3D-проектирования.
Каким образом Антон Малышев стал заниматься ножевым дизайном? Этот путь характерен для многих современных российских мастеров. Человек приходит в магазин ножей, смотрит: «Ничего не нравится… Может, в таком случае самому попробовать? Ведь я примерно этим и занимаюсь – создаю формы, которые эстетичны и функциональны одновременно. Почему бы не попытаться самому и с ножами?» Вот так он и начал заниматься проектированием, а заодно и производством ножей. Получалось неплохо, поэтому с Антоном быстро начали сотрудничать многие ведущие компании, в том числе CKF (Custom Knife Factory), для которой Антон разрабатывал модели в премиум-сегменте. Наиболее известны, наверное, такие его ножи, как «Сухой», «Эльф», «Гарза», «Грач», «Теграл», PeaceDuke, SSE, «Векша», «Бауги» и другие. Конечно, как говорит сам Антон, ему сильно помогло общение с коллегами по цеху – ножевыми мастерами, влиться в среду которых получилось благодаря специализированным выставкам и интернету. В частности, мастер многое почерпнул от Алексея Коныгина, особенно по технологиям производства.
Что для Малышева главное в ноже? Безусловно, его функциональность. При любых раскладах и стоимости нож обязан оставаться ножом, и им должно быть удобно совершать весь тот набор действий, для которых складные ножи everyday carry предназначены. Это, например, порезать хлеб, колбасу, вскрыть упаковку посылки или пачку чипсов ребёнку. При случае использовать как разделочный нож или шкуросъём. Хотя по необходимости Антон разрабатывает и специализированные модели складных «скиннеров», но эта работа по силам и почти любому «универсалу». Это его концепция: нож – это в первую очередь нож! Сложить, грубо говоря, можно что угодно, но если на Западе, в частности в США и Канаде, многие мастера-штучники, видимо, в угоду рынку увлечены моделями, которые с точки зрения функциональности иначе как вычурными не назовёшь, то любой нож дизайна Малышева независимо от стоимости будет удобно лежать в руке, качественно резать, его будет удобно точить и носить. Это главное.
Трудно ли придумывать новое, ведь нож – очень консервативный инструмент? Вопрос многогранный. С одной стороны, действительно, нож по сей день остаётся рукоятью и лезвием, габариты и размеры которых практически не меняются, как не меняются габариты и форма кисти человека – от момента, когда первые пещерные люди научились надёжно закреплять первые кремнёвые «лезвия» в деревяшках-рукоятях. С другой, безусловно, эволюция материалов и технологий сильно изменила и продолжает менять геометрию и толщину лезвия, спусков, рукояти и других элементов ножа. Малышев работает практически со всеми материалами – от дамасков ручной ковки до предельно утилитарных недорогих сталей типа Elmax. Накладки на рукояти – весь спектр, включая тимаскус. Вот дерево не очень любит, хотя из хорошего, обязательно стабилизированного массива и делает рукояти, в частности на штучные охотничьи ножи собственного производства.
Да, конечно, занимаясь дизайном, Антону захотелось попробовать реализовать свои проекты и в металле. Для этого пришлось обзавестись небольшой мастерской. Сейчас он в ней изготавливает «кастомы» по оригинальным проектам. Как вообще создаётся новый нож? Антон говорит, что садишься – и рисуешь. Например, в восточном стиле: прорабатываешь линии, форму клинка – исходя из граничных условий, конечно. Нож не должен быть слишком толстым, чтобы удобно лежал в кармане; должен легко открываться и закрываться одной рукой; должен быть удобным для реза, наконец. Также в программе сразу учитываются характеристики пружины и подшипника, габариты механизма и другие технические детали. Когда проект готов, он печатается на 3D-принтере, собирается – и получается практически полная пластиковая копия будущего прототипа. В зависимости от того, насколько получилось удобно и «в стиле», вносятся правки. И так, пока не понравится.
Что для Малышева ножевой дизайн? В премиум-классе, конечно, это искусство. Искусство совмещать видение художника с утилитарностью готового изделия. Насколько это правильно, наверное, могут сказать те, кто пользуется его ножами.
Все статьи номера: На острие клинка, №10 2022