Тульская земля славится своими традициями оружейного производства. Но если мастер вкладывает душу в оформление оружия, то он становится настоящим художником, а его изделие – произведением искусства. Одним из таких самых известных современных российских мастеров-оружейников является туляк, гравёр экстра-класса Сергей Иванович Данилин.
Мечты сбываются…
С.И. Данилин родился в 1959 году в тульской сельской глубинке – деревне Фетисово Дубенского района. Учился в местной Ясеновской восьмилетней школе. Такое вот совпадение: как раз в это время там преподавал историю (а потом был и директором) мой дядя – страстный краевед-натуралист Юрий Иванович Овчинников, который почти 14 лет назад скончался. И в краеведческом альманахе «Дубна и дубенцы» С.И. Данилин отмечен как известнейший земляк…
О том, что было после завершения обучения в школе, вспоминает сам Сергей Иванович:
– Мечтал стать гравёром, вариантов было сначала два: Строгановское высшее художественное училище в Москве и аналог в Ленинграде – Мухинка. Пообщавшись с выпускниками, понял, что там гравировке не научат: не было, да и сейчас нет квалифицированных преподавателей. Кроме как в Тульском ЦКИБе (Центральное конструкторское исследовательское бюро спортивно-охотничьего оружия. – Д.О.), гравировке на высоком уровне научиться было негде. Повезло: приехав в Тулу, прошёл там по конкурсу на ученика гравёра…
В 1980 году Данилин окончил Школу оружейного мастерства при ЦКИБе и следующие десять лет трудился в этой организации художником-гравёром, выполняя десятки заказов оборонной промышленности по художественной отделке охотничьих ружей, в том числе и для первых лиц страны.
Узорный звон дамасской стали
В «перестроечные» годы оборонная промышленность в нашей стране переживала не лучшие времена. И в 1990 году Сергей Иванович открыл собственную мастерскую и занялся созданием авторского художественного холодного оружия. Как оказалось впоследствии, нашёл своё истинное призвание…
Вспоминает С.И. Данилин:
– После ЦКИБа продолжил совершенствовать мастерство – овладел самостоятельно множеством техник художественной обработки: изготовление дамаска, инкрустация, таушировка, резьба по дереву, кости, камню, всечка по дереву и другое. Довёл до совершенства резьбу барельефов в металле по принципу перспективных сокращений, инкрустацию в барельефе...
Вот лишь краткая характеристика его работ экспертами: «Творения Сергея Данилина – это действительно произведения искусства. Мастер использует сталь только высшего качества – как нержавеющую, так и дамасскую. Для рукояти используются твёрдые сорта древесины: морёный дуб, орех, берёзовый кап. Но уникальность творениям мастера придаёт декоративная обработка. Он применяет огромное разнообразие способов художественной обработки ножей: гравировку, чеканку, резьбу, травление, воронение и т. д.»
В 1998 году С.И. Данилин принят в Союз художников России и профессионально-творческий Союз художников России Международной федерации художников, а через год он становится также членом Гильдии мастеров-оружейников (буквально со дня её основания).
В 2008 году Сергей Иванович после соответствующей серьёзной аттестации высокой комиссией Министерства культуры России признан государственным экспертом по авторскому художественному холодному оружию с правом производства экспертиз культурных ценностей – художественно оформленных холодного и огнестрельного оружия.
С.И. Данилин награждён знаком Министерства культуры РФ «За достижения в культуре», медалью «300-летие начала государственного оружейного производства в городе Туле», знаками орденов Михаила Перхина и Франца Бирбаума, орденом «Карл Фаберже – придворный ювелир», знаком ордена «За заслуги» за значительный вклад в дело становления и развития Гильдии мастеров-оружейников, служение её интересам и высокие достижения в создании произведений оружейного искусства.
Лучший гравёр Европы
Работы этого замечательного художника и Мастера находятся в фондах Оружейной палаты музея-заповедника «Московский Кремль» и частных коллекциях.
Застать Сергея Ивановича в Туле практически невозможно: он лауреат и дипломант многих российских и зарубежных выставок. На сайте Гильдии мастеров-оружейников их можно насчитать около тридцати. В их числе выставки в Оружейной палате государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» (в том числе персональная ретроспективная выставка), Государственном Эрмитаже, Федеральном собрании Государственной Думы Российской Федерации, Российском фонде культуры, Центральном музее вооружённых сил, Центральном доме художника, Тульском государственном музее оружия, а также в городах Самаре, Саратове, Ижевске, в США, во Франции, в Германии и др.
В журнале «ПРОРЕЗ» искусствовед В. Яковлев так отзывается о С.И. Данилине:
«Оставаясь подлинным художественным шедевром, авторское оружие может быть в то же время и абсолютно функциональным. В этом легко убедиться, взяв в руки любой из ножей, созданных основоположником авторского оружия в России С. Данилиным. В произведениях этого замечательного художника яркие художественные образы прекрасно уживаются с исконным назначением изделия.
Работы гордости тульской оружейной школы – гравёра экстра-класса Сергея Данилина – поражают мастерством исполнения и абсолютным чувством формы. На выставке в Германии Данилина назвали лучшим гравёром Европы. Традиционно прекрасные рисовальщики итальянцы сильны в технике „булино“, но конёк тульской оружейной традиции – обронное гравирование – применяется ими довольно редко. А Данилин владеет оброном в совершенстве. И его работы очень живописны, он тонкий колорист…»
Я тоже убедился в некой поэтичности художественных образов, созданных С.И. Данилиным. В них преобладает природа – животный и растительный мир – в различных своих проявлениях. И в этих работах, прежде всего, чувствуется особый подход художника. Так, в серии «Дикие кошки», где представлены рыси, тигры, даже экзотические львы, преобладает пластика, причём как в изображении, так и в самом изделии – ноже. Умеренная агрессивность, даже некоторая умудрённость во взгляде присутствует у этих животных, а также в теме охоты в рисунках охотничьих собак, волков, медведей… Цветовое решение выходит на первый план, когда на ножах появляются птицы: ястреб-тетеревятник, несколько видов дроздов-рябинников… Всё это органично дополняется искусно выполненным растительным орнаментом, состоящим не только из традиционного переплетения виноградных лоз, стеблей других растений, но и тончайших линий лепестков прекрасных цветов…
Кому-то может показаться, что создание любого оружия – негуманное занятие. Но защита своего Отечества – дело благородное. И оно не будет эффективным без надёжного оружия. Да ещё высокохудожественно оформленного, которое просто приятно взять в руки, как культурную ценность. И нет конца мастерству Сергея Ивановича Данилина на этом благороднейшем и красивейшем поприще. К тому же есть у него и ножи для фруктов, и ножи для резки бумаги…
В своё время у меня была уникальная возможность ознакомиться с экспонатами боевого снаряжения древних монгольских воинов в Военном музее в Улан-Баторе и сравнить потом со снаряжением русских воинов тех времён, представленных в музее на Куликовом поле. Оружие тогда было преимущественно холодным. Так вот, русское вооружение внешне выгодно отличалось изяществом линий, художественностью исполнения и, если можно так выразиться, внешней красотой. Русские традиции в этом отношении живы и поныне. Особенно тульские.
Русский охотничий журнал, ноябрь 2017.