«Призрак» и «Тьма»

Нарезное оружие: Германия

Традиция украшать оружие существовала во все времена. Так, при раскопках в южной Месопотамии были найдены изготовленные еще в III тысячелетии до н.э. кинжалы и боевые доспехи с изображениями животных и людей, выполненными в различных техниках, в т. ч. с гравировкой. Современные мастера, сохранив верность традициям, значительно расширили тематику и техники декорирования оружия, подняв его до уровня подлинного произведения искусства.

Помимо прочего, в давние времена довольно часто орнаменты, украшавшие оружие, носили магический характер. Они должны были создавать незримую связь оружия и его владельца, придавать последнему уверенность в победе во время сражений и в успехе на охотах. Эта незримая связь часто проявлялась и в одушевлении оружия, к которому его владелец обращался в трудную минуту. Достаточно вспомнить «Песнь о Роланде», повествующую о трагедии разгрома басками арьергарда отступающей армии короля Карла в 778 году. Граф Роланд, предчувствуя неизбежную смерть, обращается со словами прощания к мечу Дюрандалю и рогу Олифану.

Рыцарское оружие вообще составляло особый класс: оно в руках владельцев принимало участие не только в сражениях, но и присутствовало на церковных обрядах и даже освящалось. Порой оружие хранили в сокровищницах монастырей под алтарями и на могилах бывших владетелей. Происхождение уникальных образцов рыцарского оружия нередко приписывали сверхъестественным силам, некоторые мечи наделяли волшебными качествами.

Что касается огнестрельного оружия в целом и ручного в частности, то отношение к нему было сугубо отрицательным, ибо такое оружие противоречило самому духу рыцарства и представлениям о чести. Сохранившиеся образцы ручного огнестрельного оружия, датируемые до XVI века, изготовлены весьма грубо и практически лишены какой-либо отделки, т. к., по распространенному в то время мнению, подобное оружие предназначалось только для использования рядовыми солдатами. Однако в начале XVI века, когда ружья и пистолеты оказались востребованы высшими слоями общества, ситуация изменилась, что сразу же отразилось на оформлении. Правда, когда в конце XVIII века появились дуэльные пистолеты, вновь возобладал функциональный подход к оценке свойств и качеств оружия, поэтому с этого времени с украшениями стало выпускаться только подарочное оружие.

Наиболее популярными формами декорирования огнестрельного оружия в середине XVI века были инкрустация шпоном и аппликация с применением различных материалов. Наиболее распространенными были гравированные и порой окрашенные кость и олений рог, хотя нередко также использовались перламутр, черепаший панцирь, медь, латунь, серебро, золото и слоновая кость. Иногда ложа оказывалась практически полностью скрытой под украшениями. На текстуру дерева ложи стали обращать внимание только в XVII веке и начали использовать ее в качестве элемента украшения. Для ложи чаще всего использовали древесину вишни, ореха, эбенового дерева. Первоначально декорировалось боевое оружие, и лишь затем начали украшать оружие охотничье. В качестве сюжетов для гравировки и резьбы по дереву использовались символы и образы античности, религиозные аллегории, охотничьи сцены, орнаменты. При этом гравировка на охотничьем оружии была достаточно строгой.

Начиная с XVI столетия во многих странах Европы, а особенно в Германии, Франции, Фландрии и Италии, стали формироваться библиотеки эскизов для гравировки. Эти листы вместе с гравюрами других типов широко циркулировали и использовались в качестве базиса для всех видов украшений. Первые специальные эскизы для декорирования огнестрельного оружия датируются 1570 годом, но сохранившиеся экземпляры, относящиеся к этому времени, крайне редки. В начале XVII века появилась книга эскизов оружейника Жана Энекина, работавшего на Людовика XIII, за которой последовала серия подобных трудов.

Постепенно стали формироваться школы и направления в гравировке охотничьих ружей. Однако даже в середине XIX века гравировка все еще носила исключительно вспомогательный, технический характер. В книге «Ружье» В.В. Гринер писал: «Гравировка должна скрывать все сочленения и смычки, для чего подходит всякий хорошо исполненный рисунок».

Лучшим ствольным материалом для дорогих ружей в то время был букетный дамаск. Именно в качестве поддержки узору дамаска возник классический английский стиль: гравировка арабесками и букетами роз на замочной доске.

Имел свои особенности и немецкий (или, точнее сказать, немецко-австрийский) стиль гравировки. Вплоть до настоящего времени мастерами в Германии и Австрии широко используется орнамент из листьев дуба. Классическими элементами считаются также листья репейника и винограда. Характерными особенностями немецкого стиля являются высокий рельеф, сложность композиций (многофигурность и многоплановость сюжетов гравировки), точность изображения, сочетание различных техник – гравировки с выбранным фоном, плоскостной гравировки, чеканки и всечки драгоценных металлов.

Плоскостная гравировка сводится к следующим операциям: на поверхность колодки ружья мастер наносит рисунок. Затем с помощью резцов и штихелей создается впечатление тонкого рисунка пером. Гравировка с выбранным фоном отличается тем, что фон, который окружает изображение, понижается, а затем делается матовым или штриховым при помощи специальных инструментов. Чтобы создать красочный эффект при художественной отделке узлов и частей оружия, применяются драгоценные металлы – серебро и золото.

Мы живем в мире массового сознания, массовой культуры, массового производства и массового потребления. Охотничье оружие не является исключением: покидая завод, оно в подавляющем большинстве случаев предназначено для массового покупателя. Особая связь охотника с оружием, подобная тому, что была у средневекового рыцаря, возможна лишь, если оружию был придан личностный образ, пусть даже только в виде инициалов владельца.

Впрочем, многие владельцы оружия хотят обладать не просто персонализированными, а уникальными образцами с индивидуальной гравировкой, которая отображала бы пристрастия охотника или коллекционера, предназначение оружия или представляла бы собой подлинное произведение искусства. Однако возникает вопрос: где проходит грань между гравировкой, украшающей оружие, и гравировкой, превращающей оружие в такое произведение прикладного искусства? Не утрачивает ли оружие с высокохудожественной отделкой часть своей функциональности, превращаясь в предмет коллекционирования и инвестиций? Цена отделки ружья может достигать трех четвертей от цены ружья в целом, а время выполнения гравером своей работы достигать двух и более лет.

Карабины Mauser всегда высоко ценились охотниками. И даже отсутствие не то что высокохудожественной, а какой-либо гравировки вообще не влияло на выбор. На военном оружии гравировка вряд ли уместна (если речь, конечно, не идет об оружии, изготовленном для особого случая), а что касается охотничьих карабинов Mauser, то генеральный директор компании Торстен Манн признал: «Наш покупатель – скорее, классический охотник, человек консервативных убеждений, для него важен не столько дизайн, сколько функциональность».

И все же руководство компании Mauser пришло к выводу, что карабины с высоким уровнем художественного оформления будут также востребованы охотниками. Выпуск таких карабинов начался, когда была запущена в производство модель Mauser M 03. В 2012 году изготовленные на заказ карабины с эксклюзивной гравировкой были выделены в особую категорию – Meisterklasse.

К работе были привлечены Хендрик Фрюхауф, Роланд Шмидт, Дитер Штюблер, Ральф Зальцман, Ева Рауш. Мастера используют все стили гравировки, что делает каждую неповторимой и уникальной. Кроме того, в зависимости от художественного замысла мастера дополняют работу резьбой по дереву (для карабинов категории Meisterklasse подбирается элитный орех высшего качества) и декоративными элементами, которые, как, например, в случае с карабином M 03 American Eagle, выполнены из бивня мамонта.

Рассказ об уникальных гравировках карабинов Mauser следует начать с парного карабина M 03 Ghost («Призрак») и M 03 Darkness («Тьма»). Почему была выбрана именно эта тема? Интересное совпадение: 1898 год – год, когда карабин Маузера был принят на вооружение, и в этом же самом году англичане приступили к строительству железнодорожного моста через реку Цаво (строительство ветки от озера Виктория до порта Момбаса началось в 1895 году). Проект возглавил подполковник инженерных войск Джон Генри Паттерсон. Хотя ему было 32 года, он уже считался опытным охотником на тигров (Паттерсон приехал в Африку сразу после службы в Индии).

Вскоре после появления Паттерсона начали исчезать рабочие. Виновниками пропаж были два кенийских льва, получивших клички Призрак и Тьма. В книге «Людоеды Цаво» Паттерсон писал: «Два жадных и свирепых льва-людоеда появились в округе и в течение девяти месяцев с перерывами вели «военные действия» против железной дороги и всего, связанного с нею в окрестностях Цаво. Ужас охватил нас всех, и в декабре 1898 года из-за них более чем на три недели полностью приостановилось строительство дороги. Сначала им не всегда удавалось захватывать людей, но время шло, и они все больше наглели и уже шли на любой риск, лишь бы заполучить лакомое блюдо. Их приемы постепенно становились все более беззастенчивыми, а охота на людей такой безошибочной и смелой, что рабочие-индийцы твердо уверовали в то, что это вовсе не львы, а дьяволы в львиной шкуре. Не раз люди меня убеждали, что бесполезны все попытки застрелить льва. Они были уверены, что злые духи двух умерших местных вождей приняли обличие львов в знак протеста против проведения железной дороги через их страну и решили помешать строительству, чтобы отомстить за нанесенное им оскорбление».

Все меры, направленные на то, чтобы отпугнуть хищников, не давали никакого результата – строители гибли один за другим. Поле очередной трагедии сотни рабочих бежали, и сооружение моста остановилось. Однако главный инженер получил приказ достроить его во что бы то ни стало.

Паттерсон решил объявить людоедам войну. 9 декабря 1898 года он выследил и убил первого льва. 29 декабря был застрелен и второй. Как только львы были уничтожены, строительство возобновилось, и в феврале 1899 года сооружение моста было завершено.

Уже в наши дни ученые, анализируя факты нападения львов на людей в районе Цаво, пришли к выводу, что атаки львов-людоедов в этом районе отмечались и до приезда Паттерсона. Не прекратились они и после уничтожения Призрака и Тьмы. Эти два льва были не единственными людоедами в регионе, а всего лишь самыми известными, получившими еще большую славу после выхода на экраны в 1996 году художественного фильма «Призрак и Тьма» режиссера Стивена Хопкинса.

Бьорн Фридрих, менеджер отдела экспорта компании Mauser и страстный охотник, обратил внимание на совпадение дат и предложил сделать карабины, объединенные общей темой гравировки. Идея была сразу же принята.

Приступая к работе, Хендрик Фрюхауф представлял, что центром композиции должны стать изображения голов львов на нижней крышке магазинов. Чтобы придать большую выразительность гравировке, мастер решил сделать головы львов рельефными. Правда, он несколько приукрасил действительность: головы львов обрамляют роскошные гривы, хотя на самом деле подлинные Призрак и Тьма грив – к немалому удивлению добывших их охотников – не имели вообще.

Хотя Фрюхауф является признанным мастером рельефной гравировки, тем не менее он использовал различные техники, чтобы сделать каждый карабин подлинным произведением искусства. Оба карабина выполнены в едином стиле, главное различие заключается в выборе цвета защитного покрытия ствола и ствольной коробки. У модели Ghost оно благородного серого цвета, у модели Darkness – глубокого черного. Всечка золота гармонично сочетается с покрытием предохранителя и спускового крючка нитридом титана. Такое покрытие обладает высокой стойкостью к истиранию. Рукоятка затвора украшена изображением лапы льва, а по периметру затвора выгравирован – в соответствии с классическими канонами немецкой школы гравировки – листовой орнамент; правда, с учетом африканской тематики мастер остановил свой выбор на листьях деревьев, растущих в буше.

На пятке пистолетной рукоятки находятся украшенные всечкой золота медальоны с выгравированной картой Кении и маленькой точкой на ней – захолустной станцией Цаво, навеки вошедшей в историю мировой охоты на крупных африканских кошек. Медальоны придают отделке карабинов законченный и совершенный вид. На выполнение работы Хендрику Фрюхауфу потребовалось полгода.

Несмотря на то что карабины Mauser M 03 Ghost калибра .375 H&H и Darkness калибра .416 Rem. Mag. являются подлинными произведениями прикладного искусства и украсят любую коллекцию оружия, они ни в малейшей степени не утратили своей функциональности и станут достойным оружием в руках тех, кто отважится выступить с ними против царя зверей.

«Русский охотничий журнал», декабрь, 2012

4296
Adblock detector