Мастера-штучники Италии
Дата публикации:
просмотров: 204

Последние из FAMARS

Комментарии: 0
Последние из FAMARS

Есть оружейные компании, вокруг которых многие десятилетия светится ореол непревзойдённости. В первую очередь, это относится к London Best Guns, имена коих у нас всех на слуху. На слуху они у нас, воспитанных на англоязычной переводной литературе, прежде всего, благодаря переводу всего трёх или четырёх англоязычных авторов первой половины XX века. Но, в любом случае, каждый мальчишка родом из 1970-х, прочитавший Хантера, помнит, что Holland & Holland всегда круто. Так же как и James Purdey & Sons.

А что, в этот же самый период больше нигде не выпускали оружия, сопоставимого по качеству с этими самыми безупречными лондонскими ружьями?

Да почему же нет?

Считается, что не очень сильно отличались от них ружья петербургских мастеров Франца Мацки и Константина Маслова в лучших своих образцах. Да и в других странах хватало талантливых мастеров, индивидуальные работы которых приближались к британской вершине.

Но маркетинговые показатели – как тяжёлые металлы: – вещь кумулятивного накопления. Ушли из жизни петербургские мастера-штучники (и много других таких же мастеров, не оставивших продолжения, в других странах) – и количество их произведений стало неуклонно уменьшаться. Ведь оружие, даже если оно оказалось в руках коллекционера – вещь с конечным ресурсом. Война, пожары, переезды, ограбления «вымывают» из оборота и без того единичные (хотел написать «стволы» - какие они «стволы»!) – произведения искусства. В то время как мастерская Пёрде или там Холландов колматит себе потихоньку и без передышки – и так сто пятьдесят лет подряд. Поэтому и Холландов с Пёрде ширнармассы охотников (особенно, те, что читают охотничью периодику) знают; а Мацку с Масловым и иже с ними – только единицы. При этом, повторимся, – ружья у этих последних по рабочим качествам оказываются ничуть не хуже, а иногда (скажу жуткую ересь) – так и получше окажутся.

Вот так и с именитыми итальянцами, вышедшими на рынок почти исключительно во второй половине XX века. Некоторые компании в своих ружьях вполне «дотягивали» до лучших британских образцов, а то и становились вровень с ними. Расширению же всемирной известности мешало одно – недолгая жизнь.

Abbiaticco & Salvinelli, они же Fabbrica Armi d’Abbiatico e Salvinell (FAMARS) – именно что из них. Тандем гениальных оружейников Марио Аббиатико (который был сам не только изобретателем, но и гравёром и популяризатором итальянской школы гравировки) и Римо Сальвинелли (который, прежде всего, был конструктором), привёл в жизнь ряд по-настоящему гениальных моделей: – Zeus, Poseidon, Antares, Leonardo. С одной стороны – исконно аппенинские, с другой - привычные в международном обращении, они сообщили дополнительный вектор развития итальянской компании. Вскоре FAMARS вышли на американский рынок элитного оружия, что, по большому счёту, является мечтой любого маркетолога любой европейской компании.

Рассказывая о FAMARS, можно использовать любые превосходные эпитеты, которыми мы привычно награждаем штучное оружие высшего класса: – тщательно отобранные материалы, продуманная и уникальная конструкция, великолепный баланс, тщательная прецизионная подгонка металлических и деревянных деталей между собой, верный бой, равномерная дробовая осыпь (в случае, если речь идёт о гладкоствольном оружии) и превосходная точность (если речь идёт об оружии нарезном).

Каждое изделие компании – такое же произведение искусства, как скульптура Фидия или полотно Леонардо да Винчи (в честь которого названа одна из моделей). Только, в отличие от статуи Фидия или полотна Леонардо, они ещё и стреляют.

Однако, я не зря в начале статьи посетовал на малый срок жизни многих мастерских оружейников-штучников. Компания FAMARS в результате сложных манипуляций (связанных, как говорят, с переоценкой собственных возможностей: – при попытке нарастить количество производимых ружей произошёл коллапс) прекратила своё существование. После процедуры банкротства и нескольких лет затишья торговую марку FAMARS выкупил один из сотрудников компании Паоло Пели («Русский охотничий журнал», № 10, 2016), который продолжает производить ружья FAMARS под устоявшимися названиями наравне с продукцией собственного имени.

Тем не менее, подлинные ценители высококлассного штучного оружия продолжают поиски «тех самых», оригинальных FAMARS, имеющих репутацию одних из лучших ружей мира последнего времени. И вот, в магазине Vintage Arms центра «СпортХит» на Сколковском мне удалось увидеть (и даже подержать в руках) три ружья из «последних FAMARS»: штуцер с вертикальным расположением стволов Poseidon под патрон .375 H&H (одно из самых лёгких ружей в таком классе); штуцер с вертикальным расположением стволов Sovereign под патрон 9,3×74R; а также двустволку 12-го калибра Leonardo DeLux со стволами длиной 760 мм под патрон 12/70.

Прикасаясь к этим прекрасным вещам, буквально физически, кончиками пальцев, ощущаешь вложенную в них мастерами душу. Последние из FAMARS ещё живы в России!

Русский охотничий журнал, октябрь 2017 г.

205