Лучано Бозис – мастер и человек

Мастера-штучники Италии

    В последней четверти XIX века созданное английскими оружейниками двуствольное охотничье ружье с горизонтальным расположением стволов обрело свой облик, сохранившийся неизменным до наших дней, а в начале ХХ века владелец компании Boss Джон Робертсон первым в мире сделал ружье с вертикальным расположением стволов. С того самого времени английские мастера считаются законодателями оружейной моды, а их ружья – образцами для подражания и копирования. Некоторые из них даже удостоились звания The Best, т. е. «лучшие» (впрочем, если сам себя не похвалишь, то и от других похвалы не дождешься).

    Однако в начале 1960-х годов в мире под влиянием массовой культуры, массового производства и массового спроса приоритеты стали меняться. Потребительский бум коснулся и производства оружия. Успех продаж определялся прежде всего дешевизной и доступностью, и лишь потом учитывались такие факторы, как надежность и долговечность. В связи с началом широкого внедрения станков с ЧПУ и новейших технологий обработки материалов в производстве во главу угла ставилась технологичность конструкции. Оружие утратило некогда окружавшую его ауру исключительности и превратилось в рядовой предмет потребления. Более того, с целью удешевления производства многие компании перевели на аутсорсинг производство стволов и изготовление лож. Фирмы стали выпускать большое количество однотипных моделей оружия, отличавшихся друг от друга разве что названиями (кстати, эта тенденция сохранилась и поныне). Оружейная отрасль подошла к некоему рубежу, за которым, казалось, еще остающиеся мастера-оружейники должны окончательно уступить нажиму промышленного производства.

    Но тут случилось невероятное: из недр массового оружейного производства вышли новые люди, решившие посвятить себя производству оружия высокого класса. Этому способствовали два фактора: во-первых, стабильный рост экономики и благосостояния, когда у людей появляется возможность тратить больше средств на удовлетворение потребностей, не являющихся первоочередными, а во-вторых, наступило пресыщение однотипным и безликим оружием массового производства. Иными словами, охотники захотели владеть оружием, которое было бы технически и эстетически совершенным, но в то же время и функциональным, а также подчеркивало бы их индивидуальность. Но для того чтобы изготовить подобное ружье, недостаточно просто быть мастером-оружейником – нужно быть художником. Соединение этих двух ипостасей – высокого профессионализма и художественного дара – и стало основой для появления мастеров-оружейников новой формации, среди которых был и Лучано Бозис.

    В 1977 году Лучано, работавший в компании Perazzi, сообщил Даниэле Перацци о намерении оставить его компанию. За шесть лет работы в этой фирме молодой оружейник сделал неплохую карьеру: он стал мастером участка технического контроля. Но Лучано Бозис был слишком амбициозным молодым человеком, чтобы довольствоваться второстепенной ролью; он принял решение начать собственное производство охотничьего оружия высокого разбора, которое должно встать в один ряд с наиболее известными и престижными марками.

    Годы работы в компании Perazzi не пропали даром: Лучано Бозис понял важность абсолютной надежности функционирования всех частей и механизмов ружья, а опыт самостоятельной работы в качестве ружейного мастера дал ему возможность установить взаимосвязь между особенностями конструктивного исполнения и эстетического совершенства, что наглядно проявляется в моделях охотничьего оружия, выпускаемых сегодня. При этом Бозис всегда был уверен в том, что никакое эстетическое совершенство не может компенсировать просчеты конструктора и брак при изготовлении ружья.

    За сравнительно короткий период Лучано смог добиться невероятного успеха. В первую очередь он был обусловлен талантом самого Бозиса, во вторую – правильным выбором направления деятельности (в основе конструкций ружей Лучано Бозиса лежат классические модели ружей с горизонтальным и вертикальным расположением стволов трех всемирно известных английских компаний). Ну и, наконец, в-третьих, как я уже говорил, в 70-80-х годах прошлого века появилось новое поколение покупателей, желавших иметь оружие, которое, как и лучшие образцы английских двуствольных ружей, соответствовало бы строгим классическим канонам, но в то же время обладало бы красотой, изяществом и легкостью стиля. Именно его и начал выпускать Лучано Бозис.

    Он отказался от значительной доли ручного труда и стал активно размещать заказы на изготовление частей и деталей для своих моделей на предприятиях в Брешии, где имеются современные станки с ЧПУ. Подобное решение объясняется рядом причин, главной из которых является стремление обеспечить максимально высокое качество изготавливаемых деталей: появление новых технологий металлообработки дает возможность вносить улучшения в конструкцию, совершенствовать используемые инженерные решения, а станки с ЧПУ позволяют быстро переходить на использование новых материалов. Пожалуй, именно в применяемых материалах и кроется секрет высочайшей надежности и живучести ружей Лучано Бозиса.

    Хотя использование современных технологий дает возможность снизить трудозатраты, основные стадии, определяющие качество и класс ружья, начиная со спайки стволов и заканчивая гравировкой по металлу и финишной обработкой ложи, по-прежнему выполняются вручную. Главной особенностью стволов всех моделей является соединение их между собой по системе «демиблок» – сложной и дорогой, но наиболее надежной. Для этого используется индукционная пайка. Высокая частота позволяет прогревать довольно тонкий поверхностный слой, оставляя холодной основную массу металла. За три минуты соединяемые детали нагреваются токами высокой частоты до 650 градусов. Для соединения используется латунный и серебряный припой фирмы Castolin.

    В конце XIX–начале XX века лучшие оружейники Европы в результате длительных поисков оптимальной конструкции двуствольного ружья, его формы и стиля оформления отказались от бесконечного расширения модельного ряда. И Лучано изначально пошел именно по этому пути. Сейчас он производит ружья только классической конструкции: бескурковки с блоком вертикально и горизонтально соединенных стволов и курковые горизонталки.

    Объем выпуска оружия невелик. По словам Бозиса, ежегодно он производит не более 30 ружей. Практически каждое из них выпускается под конкретный заказ, и только три-четыре ружья предназначены для свободной продажи. Примером может служить сет из пяти ружей модели Michelangelo – 12-, 16-, 20-, 28-го и .410 калибров. Пока он изготовлен «вбелую» – ружья будут украшены гравировкой только после того, как на сет найдется покупатель, с которым и будет согласован вопрос о гравировке. «Когда закончу работу над этим сетом, уйду на пенсию», – шутит Лучано.

    Основных моделей всего четыре: Queen (двуствольное ружье с горизонтальным расположением стволов и замками на боковых досках), Country (двуствольное ружье с горизонтальным расположением стволов с замками в колодке), Michelangelo (двуствольное ружье с вертикальным расположением стволов и замками на боковых досках) и Wild (двуствольное ружье с вертикальным расположением стволов и замками в колодке). И, как любой уважающий себя производитель ружей высокого разбора, Лучано Бозис также изготавливает небольшое количество ружей с внешними курками. Кроме того, совсем недавно он начал делать новую модель ружья с вертикальным расположением стволов, о которой стоит рассказать отдельно.

    Оружиеведы полагают, что материал определяет прочность стволов, продолжительность их службы, но практически не влияет на бой ружья. Да и охотник при покупке ружья чаще всего не задумывается о том, какая сталь пошла на изготовление стволов. Тем не менее, как средневековые алхимики, стремившиеся найти философский камень, чтобы достичь совершенства, некоторые современные оружейники (кто может это себе позволить) пытаются экспериментировать со ствольными сталями. Бозис решил попробовать использовать для изготовления стволов и колодки материалы, применявшиеся в аэрокосмической промышленности. Это была непростая задача, вызов, брошенный традициям. Может быть, именно поэтому модель и получила название Challenger.

    В отсутствие какой-либо достоверной информации о новинке приходилось удовлетворяться слухами, которые будоражили любителей оружия те несколько лет, когда шла работа над проектом. Если бы Fabbrica d’Armi Luciano Bosis (так громко называется небольшая мастерская в глубине двора дома, в котором живет Лучано Бозис с семьей), действительно, была «фабрикой», в ней наверняка был бы отдел рекламы. И его сотрудники смогли бы так подать информацию о новинке, что очередь за этой моделью растянулась бы на несколько лет. Но, увы, всеми вопросами, не связанными с непосредственным производством оружия, занимается только один человек – дочь Лаура. Кстати, в производственной программе Fabbrica d’Armi Luciano Bosis есть ружья Laura Bosis. Они собраны самой Лаурой в свободное от выполнения обязанностей офис-менеджера компании время.

    Прежде чем вернуться к рассказу о модели Challenger, необходимо сделать небольшой экскурс в металловедение. Итак, впервые в истории производства охотничьего оружия для изготовления стволов Лучано Бозисом была использована сталь, применявшаяся в аэрокосмической промышленности, – мартенситно-стареющая сталь вакуумно-дугового переплава. Эти стали использовались как высокопрочные и сверхпрочные конструкционные материалы, материалы для баллистической защиты. Мартенситно-стареющие стали характеризуются высокими показателями твердости и прочности, в то же время за счет пластичной матрицы они могут сохранять достаточную вязкость и пластичность.

    Имеют эти стали и ряд технологических преимуществ. Например, они достаточно хорошо обрабатываются давлением и резанием в закаленном состоянии (сверхпрочные стали имеют в этом состоянии очень высокую твердость – HRc 33-50). Как безуглеродистые, мартенситно-стареющие стали практически не чувствительны к обезуглероживанию и имеют минимальные деформации при термообработке.

    Но если эти стали настолько хороши для изготовления стволов охотничьих ружей, почему же они до сих пор не нашли широкого применения? Доктор технических наук Дмитрий Максимов поясняет: «Из-за специфики системы легирования мартенситно-стареющие стали должны подвергаться комплексной обработке, включающей горячую деформацию по специальным режимам, закалку и старение. Это требует соответствующего оборудования и высокой квалификации работников. К тому же эти стали дороги и малодоступны».

    Но неужели никто так и не пытался использовать мартенситно-стареющие стали для ствольного производства? Работая над этим материалом, я нашел информацию о том, что якобы в 1960-х годах в Швеции некая компания (я не смог обнаружить даже ее названия) изготавливала стволы из мартенситно-стареющей стали. Но нигде и никогда эти стволы так и не появились. Но все может быть. Ведь в 2010 году по заказу компании Purdey в Швеции были изготовлены стволы из дамасской стали. Эта информация на ленты мировых информационных агентств также не попала, но по крайней мере одно ружье с такими стволами было изготовлено и представлено на съезде Международного сафари-клуба.

    Достаточно часто колодки недорогих серийных охотничьих ружей для облегчения массы изготавливают из легкого сплава Эргаль 55, но никогда ружья высокого класса не делались с колодкой из Эргаля. Бозис задумался над тем, есть ли достойная альтернатива Эргалю, и нашел ее – он решил изготовить колодку ружья Challenger из титанового сплава Ti-6Al-4V, содержащего, помимо титана, 6% алюминия, 4% ванадия и не более 0,25% железа. Этот сплав обладает большей твердостью и прочностью, чем чистый титан, кроме того, лучше поддается обработке и отличается повышенной устойчивостью к коррозии. Слитки, поступающие в мастерскую Лучано Бозиса, проходят двукратный вакуумно-дуговой переплав. При этом обеспечивается практически полное очищение металла от газов, оксидных неметаллических включений, от примесей некоторых цветных металлов, и в итоге получается плотный слиток. В результате вакуумно-дугового переплава механические характеристики металла улучшаются и становятся почти одинаковыми в различных направлениях.

    Применение новых материалов позволило значительно уменьшить массу ружья. Challenger 12-го калибра весит 2,40 кг (идеальная масса ружья для ходовой охоты), что примерно на 450 г меньше, чем масса ружья 20-го калибра со стальной колодкой и стальными стволами той же длины. Столь существенное снижение массы частично объясняется отсутствием, по словам Лучано Бозиса, боковой планки. И в самом деле, стволы соединены только в преддульной части.

    Сколько же может стоить Challenger? В 2006 году компания Fabbri специально для благотворительного аукциона Международного сафари-клуба изготовила ружье 20-го калибра с вертикальным расположением стволов. Колодка была выполнена из титанового сплава, стволы – из классической ствольной стали. Гравировку сделали мастера Creative Arts. Ружье было продано за $180 тысяч.

    Однако, скажете вы, это аукцион, азарт! Согласен, но полагаю, что Challenger, имеющий УСМ Michelangelo, будет стоить не меньше. Кроме того, у Лучано Бозиса уже есть договоренность, что гравировку на ружье сделает Джанфранко Педерзоли.

    Люди, далекие от охоты и охотничьего оружия, часто задают вопрос: «Почему какое-то ружье стоит несколько десятков и порой сотен тысяч долларов, а практически точно такое же можно купить за 15 тысяч рублей или даже меньше? В чем разница?» Дабы не быть многословным, попробую ответить так: «Когда вы увидите ракету, стартующую в космос, вспомните о ружье Challenger великого итальянского оружейника Лучано Бозиса».

    Величие и скромность неразрывно связаны друг с другом. Сам Лучано никогда никому не рассказывал об этой истории; о ней стало известно от второго действующего лица – российского стрелка. Он заказал у Бозиса ружье модели Wild для стрельбы в основном на стенде и – время от времени – на охоте. В соответствии с заказом ружье комплектовалось сменными чоками Briley, которые заказчик на радостях от обретения ружья забыл у Лучано. Уже в Москве в компании Briley были вновь заказаны чоки под диаметр канала ствола 18,5 мм. После четвертого выстрела верхний ствол разорвало. К счастью, никто не пострадал. Как выяснилось впоследствии, один чок был меньше диаметра ствола. При установке в ствол он вышел за посадочное место и создал ступеньку в 1 мм.

    Владелец ружья позвонил Лучано, отправил ему по почте фотографии. В ответ получил письмо, в котором сообщалось, что все будет исправлено. Ни одного вопроса, по чьей вине это произошло, задано не было. Осмотрев доставленное в мастерскую ружье, Лучано сразу же отпилил верхнюю часть ствола и убедился, что посадочное место для чока в идеальном состоянии, так что его вины в происшедшем нет. Через три недели стрелок получил ружье с новыми стволами. Мастер не взял с него ни копейки. Когда я напомнил Лучано Бозису об этом случае, он ответил: «Выполнить такую работу может любой квалифицированный оружейник, и все будет нормально».

    Вот что говорит этот стрелок о Бозисе: «Лучано – мастер от Бога, он всегда работает с душой. Он не бизнесмен, ему просто нравится делать ружья. Ему захотелось сделать ружье с уникальными характеристиками, и он его сделал. С такими людьми приятно общаться, а в любом ружье, сделанном им, присутствует частичка его души».

    Итак, в 1977 году Лучано Бозис решил уйти из компании Perazzi, в которой проработал шесть лет, и начать собственное производство охотничьего оружия высокого разбора. За минувшие 35 лет он не раз доказал правильность принятого решения. И новая модель Challenger – это еще одно подтверждение постоянного стремления мастера к совершенству. Может быть, Лучано Бозис уже нашел свой философский камень?

    3625
      Adblock detector