Вальдлауфер от Fanzoj

Мастера-штучники Австрии и Германии
Дата публикации:
просмотров: 570
Комментарии: 0
Вальдлауфер от Fanzoj

От великого множества оружейников – когда-то их было больше сотни – сегодня в Ферлахе осталась лишь небольшая горстка. Эти немногие выдержали яростный натиск времени и сумели не только сохранить честь традиций, но и выйти на качественно новый уровень производства охотничьего оружия.

Преемственность традиций применительно к оружейному делу означает не только знание и сохранение конструктивных решений, технологических приёмов, использовавшихся в прошлом, но и верность эстетическим принципам. Однако каждый оружейник выбирает собственный путь: кто-то неуклонно следует традициям конца позапрошлого века, категорически отказываясь что-либо менять в конструкции и внешнем виде производимого оружия, другие решительно отвергают опыт, накопленный предшествовавшими поколениями, и создают оружие, являющееся скорее демонстрацией конструкторских решений и возможностей новых технологий, нежели рабочим образцом, третьи, напротив, видят в традициях и эстетике прошлого и позапрошлого веков базу для создания оружия в современной эстетике. К числу тех, кто создаёт охотничье оружие завтрашнего дня, с полным на то основанием можно отнести компанию Johann Fanzoj, во главе которой с 1999 года стоит Даниэла Фанзой. Девять поколений её предков создавали охотничье оружие, с которым охотились даже венценосные особы. Но хорошо известно, что прошлые заслуги не могут быть гарантией успехов в будущем, поэтому компания активно и целеустремлённо работает над тем, чтобы создаваемое ею оружие, сохранив классические пропорции и традиционный дизайн, вобрало всё лучшее, что есть в области конструкций оружейных механизмов, новых материалов и современной эстетики.

Спустя некоторое время после прихода Даниэлы Фанзой к руководству компанией в производственной политике стали наблюдаться определённые изменения. Очевидно, что это происходило не без некоторого сопротивления. «Представьте себе, что молодая женщина, не имеющая квалификации ружейного мастера, приходит к руководству компанией со своими идеями и представлениями. Естественно, эти новации будут настороженно встречены мастерами с многолетним опытом работы», – признаёт Даниэла.

Однако Даниэла Фанзой обладала достаточными знаниями и опытом, чтобы возглавить компанию. Было у неё и собственное представление о том, в каком направлении будет развиваться компания в дальнейшем: «Ручная работа и искусство предоставляют практически неограниченные возможности для производственных вариаций. Если вы используете в производстве современные технологии, то должны производить массовую продукцию хотя бы уже из стоимостных соображений». Оружейные заводы не могут себе позволить такую роскошь, как изготовление ружей по индивидуальному заказу, это бессмысленно с экономической точки зрения. В компании Johann Fanzoj требования экономичности не ставятся на первый план, всё подчинено индивидуальности, исключительной функциональности и эстетике, достигшей, кажется, абсолютного предела совершенства. Уникальность и индивидуальность – вот основные критерии, которыми руководствуется компания Johann Fanzoj при создании каждого ружья. Ежегодно стены компании покидает всего лишь несколько эксклюзивных охотничьих ружей высокого разбора, каждое из которых представляет собой уникальный экземпляр авторской ручной работы. Техническая часть и оформление каждого ружья Johann Fanzoj выполнены в соответствии с индивидуальными пожеланиями клиента. Каждый экземпляр – единственный в своём роде. А многообразие моделей практически не имеет границ. Компания производит самые разные виды ружей – от элегантного карабина до крупнокалиберного штуцера для охоты на крупного зверя. «Мы считаем личным вызовом выполнение самых необычных пожеланий наших клиентов, поиск реальных технических решений на все запросы», – обозначил кредо компании Иоганн Фанзой.

Всё начинается с решения заказчика. Из бесконечного множества моделей он выбирает то единственное ружьё, которое нужно именно ему. Сначала вместе с заказчиком определяется, какая именно система будет положена в основу нового ружья. Затем наступает этап проектирования, производятся расчёты с использованием современных программных продуктов. «Свою начальную форму оружие получает на бумаге», – поясняет Даниэла. Кстати, она сама также принимает активное участие в конструировании: на ней лежит ответственность за разработку отдельных частей и узлов ружья.

Далее дело за мастерами-оружейниками. Специалисты компании Fanzoj установили для себя высочайшие стандарты, изготавливая каждую деталь для ружей в индивидуальном порядке и доводя её до полного совершенства. Это основа всемирного успеха фирмы Fanzoj. Используя самое современное программное обеспечение для получения трёхмерного изображения всех деталей, высококвалифицированные оружейники воплощают свои идеи в металле и дереве. Стволы ружей изготавливают из лучшей и самой прочной стали. Вершиной же мастерства является сборка и внешняя обработка оружия. В результате высокоточной ручной работы все компоненты соединяются в единое целое. Характерная черта любого ружья Fanzoj – гравировка. Именно она является кульминацией эстетического восприятия и придаёт изделию неповторимость. Результатом всей проделанной работы становится ружьё, не имеющее себе равных, такое же уникальное, как и его владелец.

Вот только один пример. Клиент хотел иметь нарезной дриллинг под разные патроны с высокой настильностью траектории, потому что он охотится преимущественно на открытой местности, и для разных видов дичи, чтобы на любую охоту можно было пойти с одним и тем же ружьём. Чтобы выполнить подобный заказ, нужно заново сконструировать каждую деталь, согласовать между собой все размеры и форму, подсчитать силу, с которой будет воздействовать каждый патрон при выстреле. Только в результате большой, очень точной и кропотливой работы рождается шедевр оружейного искусства, коим и является каждое ружьё, вышедшее из мастерской Fanzoj.

Большинство же компаний делает ставку на очевидные преимущества современных технологий производства, которые не оставляют места для индивидуальности. Все детали стандартные, взаимозаменяемые, любое, даже малейшее, изменение невозможно, ассортимент продукции сокращен всего до четырёх типов оружия. Реализовать особые пожелания клиента при таких условиях почти нереально.

Оружие с маркой Johann Fanzoj сохранило классические пропорции и традиционный дизайн, но одновременно с классическими образцами на стендах компании на крупнейших мировых оружейных выставках стали появляться невиданные ранее модели. Даниэла Фанзой сказала об этих ружьях так: «Время от времени мы позволяем себе делать элитные ружья для собственного удовольствия. Эти ружья необычны по техническим решениям и по дизайну».

Великие оружейники и оружейные компании, создавая оружие, идут своим, ранее нехоженым путём, при этом они не только изготавливают великолепные образцы охотничьего оружия, но и открывают новые направления в их производстве. Такой компанией по праву считается австрийская компания Johann Fanzoj.

Последние несколько лет её мастера регулярно поражали ценителей высокого оружейного искусства подлинными шедеврами, сочетающими в себе функциональность и великолепие тематического оформления. Не всегда заранее известно, куда приведёт путешествие, если Fanzoj займется реализацией нового «тематического проекта», – учитывая те вызовы, с которыми неизбежно сталкиваются первопроходцы. Ряд таких ружей был уже создан в прошлом – удивительные произведения инженерно-технической мысли, объекты красоты и культурные ценности, что вывели Fanzoj в мир элиты специализированных фирм. Движимая стремлением к совершенству и исследовательским духом, компания с большим удовольствием расширяет границы возможностей оружейного ремесла, с каждым необычным проектом делая очередной шаг вперёд.

В современном мире, где скорость стала решающим фактором в любой сфере экономической деятельности, неторопливый трудоёмкий процесс создания такого шедевра ломает рамки всех общепринятых представлений о времени. Речь идёт о том, чтобы сделать всё как можно лучше, вместо того чтобы сделать всё как можно быстрее, о том, чтобы научиться ценить мир ручного труда, где определённые шаги не терпят спешки. На самом деле потребовались годы, чтобы перейти от принятия решения к проектированию крупнокалиберной винтовки, к координации работы мастеров-ремесленников, к врезке металла в дерево, к установке новых сменных стволов, регулировке, гравировке – и к финишным работам, в том числе к испытаниям и нанесению антикоррозийного покрытия.

Для создания этих необычных тематических проектов компания Fanzoj приглашает элиту ремесленно-прикладного искусства. К совместной работе привлекаются лучшие в мире мастера-ремесленники, оружейники компании Fanzoj, ложейники, изготовители аксессуаров и кейсов, а также творческая команда: дизайнеры, гравёр, ювелир. Индивидуалисты, внутренне объединённые общим знаменателем – стремлением «сделать самое лучшее», не ограничивая себя масштабами, выйти за привычные рамки, создать нечто, не поддающееся сравнению. Всеми движет внутреннее стремление с каждым новым изделием превосходить самих себя, подниматься всё выше и выше, и энергетику такого стремления можно увидеть и потрогать.

Художественно оформленное оружие как выражение материальной и духовной жизни людей существовало на протяжении многих веков. Оно имело символическое значение и служило не только как функциональный предмет, но и как дипломатический подарок или даже демонстрация навыков местных ремесленников. Сегодня образцы эксклюзивных моделей оружия занимают постоянное место среди предметов роскоши во всём мире. Производство предметов коллекционирования такого качества требует невероятно много времени и полной личной отдачи от каждого сотрудника фирмы. Вот почему они редки, востребованы и всегда, во все времена будут восприниматься как объекты, обладающие непреходящей ценностью.

Возможно, не все читатели нашего журнала знакомы с работами, созданными мастерами компании под руководством Даниэлы Фанзой, поэтому кратко остановлюсь хотя бы на некоторых из них.

В 2007 году любители и знатоки оружия были буквально потрясены и очарованы фантастическим дизайном двуствольного штуцера с замками на боковых досках Lionfire калибра .500 NE. Длина стволов штуцера – 610 мм. Стволы из стали Böhler Rasant, соединённые по системе «демиблок», имеют укороченную прицельную планку, что позволило уменьшить вес ствольного блока и штуцера в целом. Пайка выполнена мягким припоем. Вес – 5,5 кг. Отстрел штуцера был проведён на испытательной станции в Ферлахе. Его результаты оцениваются специалистами как выдающиеся.

Необычность дизайна этого штуцера заключалась в том, что при его создании компания Johann Fanzoj отказалась от традиционных границ, в рамках которых размещается гравировка. Практически все металлические части ружья были украшены гравировками, представляющими собой рассказ о жизни львицы. Проект был реализован в сотрудничестве с известным австрийским художником Р. Майером. Отдельно следует упомянуть и о технике гравировки, до того не применявшейся для украшения оружия. Эта техника называется скримшоу. Скримшоу – это гравировка с подкраской рисунка. Техника исполнения сложная. Сначала мастер наносит рисунок тонкими резцами, а затем заполняет вырезанные бороздки красками в несколько слоёв. Это, пожалуй, был первый опыт применения этого стиля гравировки австрийскими оружейниками.

Следующая модель – фирлинг Bear Poker калибра 9,3×74R/9,3×74R-12/12/76 (эта модель была представлена в Москве на выставке «Оружие и охота» в 2008 году) – опровергла предположения скептиков о том, что оружейная компания, возглавляемая женщиной, будет делать упор на эстетику и внешнюю красивость в ущерб функциональности. Как же они оказались посрамлены! Нет, конечно, фирлинги создавались австрийскими и немецкими оружейниками и прежде, но никому ещё не удавалось добиться столь оригинального и надёжного конструкторского решения. Результатом работы стал функциональный и тщательнейшим образом отлаженный прототип высочайшей степени технической сложности.

Затем компания начала эксперименты с использованием титана – материала, широко применяющегося в аэрокосмической промышленности, но практически не используемого при производстве оружия. В результате в 2010 году был создан уникальный, не имеющий мировых аналогов карабин Titanium TI-1на базе затвора Mauser 98. За счёт использования титана масса карабина по сравнению со стальным аналогом снизилась на 45%. В ходе работы над этим карабином было решено немало технических проблем, что создало большой задел на будущее. Так, например, с 2010 года стволы стали производиться из высокопрочной ствольной стали с сертификатом AMS (сертификат подтверждает допуск материала для применения в аэрокосмической отрасли). Эта сталь используется для изготовления пушек истребителя Eurofighter. Эта же сталь была использована и для новых моделей болтовых карабинов компании Fanzoj, первым из которых стал болтовой карабин Crocodile калибра .375 H & H Mag., также созданный на базе затвора Mauser 98.

Новый карабин воплотил в металле гармонию технического и эстетического совершенства. Создаётся впечатление, будто рептилии, словно ожившие под рукой мастера, карабкаются по металлическим частям карабина, а сам металл становится похожим на кожу крокодила. Кроме того, уникальный в художественно-эстетическом плане карабин украшен драгоценными камнями: так, например, рукоять затвора, выполненная в виде лапы крокодила с пятью когтями, украшена инкрустацией из пяти рубинов, оправленных в серебро.

Перечисленные выше модели сформировали особую категорию оружия Johann Fanzoj – «флагманские ружья». Несколько лет назад эта категория пополнилась новым карабином, получившим название Leopard. Леопард и его тёмноокрашенная разновидность чёрная пантера – это воплощение красоты и грации, но в то же время это и безжалостные хищники. Пожалуй, нет в мире охотника, который бы не мечтал о том, чтобы пополнить ими свою коллекцию трофеев.

Как и в случае с карабином Crocodile, карабин калибра .300 Win. Mag. был изготовлен на базе затвора Mauser 98, по праву считающегося наиболее надёжным. В качестве материала для изготовления стволов была выбрана высокопрочная ствольная сталь с сертификатом AMS. Стволы были изготовлены методом холодной ковки. Для любого оружия требуется прежде всего точный бой, который во многом определяется качеством изготовления ствола. В холоднокованом стволе неизбежно присутствуют внутренние напряжения, из-за которых впоследствии возможна деформация ствола. Для устранения внутренних напряжений ствол отпускают, затем закаляют и нормализуют. Если ствол по-прежнему уводит, все эти операции будут повторены столько раз, сколько потребуется, до тех пор пока не будут сняты внутренние напряжения и ствол не станет идеальным. В результате заказчик получает оружие с выдающимся боем.

Двуствольный штуцер Johann Fanzoj Great Migration калибра .600/.600 N.E. с замками Holland & Holland на боковых досках, с автоматическими эжекторами, с ручным предохранителем, изготовленный в соответствии с высочайшими стандартами оружейного мастерства, завораживает своим объёмным, очень элегантным дизайном, идеальным балансом и изысканными материалами. Патрон калибра .600 N.E. стал легендой: его дульная энергия столь велика, что пуля пробивает кость крупнейших животных Земли – слонов, носорогов и гиппопотамов.

Стволы длиной 60 сантиметров, с прицельной планкой и открытым прицелом изготовлены из высококачественной стали Böhler. Стволы соединены по системе «демиблок». Пристреляны на 50 метров по открытому прицелу.

Для повышения универсальности штуцер укомплектован дополнительным блоком стволов калибра .470 N.E., аналогично пристрелянных на дистанцию 50 метров, а также прицелом Swarovski 1-6×24 Z6i на быстросъёмном поворотном кронштейне компании Fanzoj (на 75 метров).

Ложа выполнена из первоклассной комлевой древесины кавказского ореха (самого прочного и красивого дерева в мире), имеет богатый тёмный цвет. Древесина высушивается в течение десяти лет, чтобы показатель естественной влажности дерева составил менее 10%. Её зеркально гладкая поверхность – результат кропотливой длительной работы: шлифования и полирования маслом в течение многих месяцев.

Вес – 7, 3 килограмма.

Штуцер украшает рельефная гравировка со всечкой платиной и с чёрной отделкой поверхности. Тема сюжетной гравировки – «Великая миграция», величественное природное зрелище и эпическая борьба за выживание, происходящая каждый год в Восточной Африке.

На выставке IWA в марте 2016 года в витрине на стенде компании рядом со штуцером лежал маленький сиреневый листок бумаги с пометкой «Sold» («Продано»).

Для мастеров компании Fanzoj нет ничего невозможного. Несколько лет назад на съезде Международного сафари-клуба Даниэла Фанзой представляла среди прочего ружьё 20-го калибра с горизонтальным расположением стволов. И что, спросит читатель, что тут удивительного? Удивительное в том, что у ружья было не два, а три гладких ствола, соединённых горизонтально. Логично было бы предположить, что в такой конструкции должен быть перевес на стволы. Но его не было! Баланс был строго на шарнире.

Когда я увидел и взял в руки новое гладкоствольное ружьё 20-го калибра компании Fanzoj, то опять был поражён. Снова тройник (и снова с идеальным балансом – Даниэла Фанзой сказала, что перед мастерами компании стояла очень трудная задача: добиться того, чтобы баланс и развесовка были аналогичны двустволке), но на этот раз стволы были соединены по классической схеме: два горизонтально вверху и один под ними. Ружьё имеет замки на боковых досках. Нажатие на передний спусковой крючок позволяет производить выстрел из левого и правого стволов, задний спусковой крючок – для нижнего ствола. Вес ружья – 3 кг, длина ствола – 71 см. Ружьё было украшено великолепной гравировкой, имитирующей перо куропатки. Тройник является частью коллекционного сета из трёх ружей 20-го, 28-го и .410 калибров.

В 2016 году компания Fanzoj вновь представила urbi et orbi новый шедевр оружейного искусства – вальдлауфер. Вальдлауфер – это трёхствольное ружьё с горизонтальным расположением двух гладких стволов. Его принципиальное отличие от классического дриллинга заключается в том, что третий, нарезной, ствол находится в прицельной планке. Конструкция это не новая, в период между двумя мировыми войнами такое оружие изготавливалось в Австрии и Германии. Например, компания Schmidt & Habermann (Зуль) в 1920 году предлагала вальдлауферы 16-го калибра с нарезным стволом под патрон .22 Mag. Были вальдлауферы 20-го калибра с нарезным стволом под патрон .22 WMR.

Зачем нужен вальдлауфер? Начну с того, что каждая модель оружия Fanzoj – это оружие, сделанное охотниками для охотника. Охотник получает в своё распоряжение классическое гладкоствольное ружьё, позволяющее при необходимости произвести прицельный выстрел по цели, находящейся за пределами дальности надёжного выстрела из дробового ствола.

Оружейники компании сумели создать гладкоствольное ружьё с характеристиками элегантного, посадистого дробовика для охоты на пернатую дичь. Оно обладает превосходным весом, балансом и гармоничным внешним видом классического гладкоствольного ружья, возможности которого дополнены нарезным стволом под патрон .22 Hornet.

В чём же заключается отличие вальдлауфера Fanzoj от уже выпускавшихся аналогичных моделей? Начнем с того, что это ружьё 12-го калибра с нарезным стволом под патрон .22 Hornet (это достаточно мощный патрон, способный надёжно поражать косулю на дистанции до 120 м, а лисицу – до 180 м). Это потребовало специальных размышлений относительно конструкции ствола. Так как .22 Hornet, как я уже сказал, является существенно более мощным, чем .17 HMR или .22 LR, то для обеспечения безопасности охотника – владельца оружия необходимо было увеличить толщину стенки нарезного ствола, но при этом вписать его в прицельную планку, ибо конструкция блока стволов имеет исключительно важное значение для достижения оптимального веса и, безусловно, эстетики и функциональности.

Компания Fanzoj революционным образом изменила конструкцию УСМ, специально переработав её для вальдлауфера. А ведь в компании имелась уже отработанная схема, когда передний спусковой крючок обслуживает два гладких ствола, а задний – третий (в данном случае – нарезной) ствол. От неё было решено отказаться по целому ряду соображений, в том числе и из соображений обеспечения безопасности охотника.

В результате УСМ получил замки на боковых досках Holland & Holland с автоматическими эжекторами и указателями взвода курков. Получилось, что два замка обслуживают три ствола. Специальный механизм (сейчас он патентуется, поэтому детали раскрывать не буду) позволяет легко переключить УСМ левого ствола на пулевой ствол. Обычно в двухзамковой системе при открытии ружья автоматически происходит эжекция из нарезного ствола, а вместе с ним и из левого дробового ствола. В УСМ конструкции Fanzoj (вот ещё одно инновационное конструкторское решение) при переключении на нарезной ствол эжектор автоматически отключается.

«От бытия человека остаётся так мало. Я решаю, какое оружие делать, как и когда. Я стараюсь удивить грядущие поколения», – говорит Даниэла Фанзой.

И это ей удаётся.

Вместо заключения. Вальдлауфер Fanzoj уже нашел своего владельца. Им оказался наш соотечественник. Прежде чем взять вальдлауфер на охоту, его владелец решил проверить его бой. Он взял 300 дробовых патронов, снаряжённых дробью различных номеров, и 50 патронов .22 Hornet. «Мы стреляли дробью на точно отмеренные 35 метров, делая в каждую мишень по одному выстрелу с упора. На проверку боя ружья ушло довольно много времени, но я об этом не жалею. Во-первых, я теперь точно определил, что мое ружьё великолепно стреляет дробью любого размера. Центр осыпи всегда совпадал с точкой прицеливания. Во-вторых, что не менее важно, в результате этой стрельбы у меня появилась полная уверенность в наших с ружьём общих возможностях».

А разве могло быть иначе? Ведь это Fanzoj!

Русский охотничий журнал, июль 2016 г.

570