Проблемы легализации охоты с луком

Луки и стрелы
Дата публикации:
Комментарии:
Проблемы легализации охоты с луком

Охота с луком, достаточно популярная за рубежом, в России ещё в диковинку, но силами энтузиастов уже начинает набирать популярность.

Государственная Дума РФ 2 апреля 2019 года в первом чтении одобрила проект федерального закона № 472069-7 «О внесении изменений в федеральный закон „Об оружии“», которым предлагается дополнить перечень охотничьего оружия (п. 3 ч. 2 ст. 3 Закона) метательным оружием – охотничьими луками. Сразу же все СМИ поспешили объявить о легализации охоты с луком. На самом деле это не совсем так. Обусловлено это тем, что способы охоты и применяемые на охоте орудия регламентируются не Федеральным законом «Об оружии», а Федеральным законом «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов…», а также Правилами охоты, утверждёнными Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 16 ноября 2010 года № 512, в соответствии с которыми на охоте могут применяться орудия охоты как отнесённые к охотничьему оружию в соответствии с законом, так не отнесённые к охотничьему оружию, например капканы.

Нормы права подразделяются на общие и специальные. Общие нормы – это предписания, охватывающие своим действием, как правило, все правовые институты той или иной отрасли и регулирующие родовые объекты. В отличие от них, специальные нормы –это предписания, которые регулируют какой-либо определённый вид родовых общественных отношений с учётом присущих им особенностей. Специальные нормы детализируют общие предписания, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности. Тем самым они обеспечивают бесперебойную и последовательную реализацию общих норм права.

Федеральный закон «Об оружии» является специальной нормой по отношению к п. 2 ст. 129 Гражданского кодекса РФ, который устанавливает, что законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определённым участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению.

Рассматриваемый проект федерального закона № 472069-7 фактически имеет целью не разрешение охоты с луком, а ограничение оборотоспособности охотничьих луков. Как указано в пояснительной записке к законопроекту: «Действующее правовое положение луков как холодного метательного оружия, закреплённое в ст. 3 указанного закона, ограничивает рамки его использования лишь в целях занятий спортом – при обязательном соблюдении требования хранения такого оружия на спортивном объекте (с рядом исключений). Ст. 6 федерального закона „Об оружии“ также установлен запрет на хранение и использование метательного оружия в иных целях», – как видим, в пояснительной записке не учтена норма п. 53.6 Правил охоты, позволяющая использование луков и арбалетов для проведения научно-исследовательских и профилактических работ, связанных с иммобилизацией и инъецированием объектов животного мира, являющаяся специальной нормой права в области охоты. Далее в пояснительной записке к законопроекту № 472069-7 указано: «Предлагается установить правовой режим оборота охотничьих луков, фактически аналогичный правилам оборота охотничьего огнестрельного оружия, что обеспечивает контроль над оборотом охотничьих луков с момента их продажи».

Если мы прочтём пояснительную записку дальше, то увидим, что на владельцев охотничьих луков будут распространяться все требования об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием, о необходимости прохождения химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, о прохождении подготовки в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием, о хранении охотничьего оружия в условиях, обеспечивающих его сохранность и исключающих доступ к нему посторонних лиц, и дополнительно предусмотрен порядок последующей перепродажи охотничьих луков гражданами только после их перерегистрации в Росгвардии, лицам, имеющим право на приобретение такого оружия в соответствии с проектируемыми положениями.

Как видите, это не что иное, как ограничение оборотоспособности охотничьих луков в России. При этом для легализации охоты с луком достаточно было бы дополнить п. 6 ст. 1 федерального закона «Об охоте…» упоминанием луков как орудий охоты, не отнесённых законом к охотничьему оружию.

Также стоит отметить намеренное невключение в перечень охотничьего оружия арбалетов, которые по-прежнему смогут использоваться при охоте только для проведения научно-исследовательских и профилактических работ, связанных с иммобилизацией и инъецированием объектов животного мира. Как указывает пояснительная записка к законопроекту № 472069-7: «В отличие от арбалетов, использование луков в качестве охотничьего оружия требует развития специальных физических навыков и умений у охотников, а технические характеристики луков гарантируют их более безопасное применение (исключение оперативного использования, скрытого ношения и др.)». Но я думаю, это временное явление и не за горами новые инициативы по включению в перечень охотничьего оружия в том числе арбалетов.

Охота с луком разрешена в более чем в двадцати странах Европы, США, Канаде, Австралии, Белоруссии и т. д., и расширение способов охоты и перечня применяемых на охоте орудий, безусловно, позитивный знак. Однако, на мой взгляд, целесообразнее это делать путём изменения специальных норм охотничьего законодательства, а не путём ограничения оборота охотничьих луков в связи с их включением в перечень охотничьего оружия. Думаю, что включение луков и арбалетов в перечень орудий охоты, не отнесённых к оружию, благотворнее сказалось бы на развитии охотничьей отрасли, популяризации здорового образа жизни и охоты, чем предлагаемый способ регулирования. Изменение специальных норм охотничьего законодательства с указанием на возможность охоты с луком и необходимость наличия при такой охоте охотничьего билета и разрешения на добычу объектов животного мира, как это установлено для охоты с использованием капканов, ловчих птиц и собак охотничьих пород, было бы юридически более верным подходом к легализации охоты с луком.

Пока, увы, мы видим очередное ужесточение законодательства, которое производится с благими намерениями, и при таком подходе, боюсь, роста популярности охоты с луком в России ждать не придётся. Ведь если для охоты с луком сначала всё равно нужно купить ружьё, то почему с ружьём и не охотиться? Самое главное, что так даже дешевле.

Русский охотничий журнал, июнь 2019 г.

2154

Похожие статьи