Лицензирование разработки и производства оружия в России

Оружие и боеприпасы

На завершившейся 15-й Московской международной выставке ARMS & Hunting новинок в этом году было представлено совсем немного. Сказываются запреты на поставку оружия в Россию, введённые иностранными государствами, и падение интереса к гражданскому рынку у внутренних производителей.

Но всё же совсем без новинок не обошлось. Были представлены ружья Тульского оружейного завода и оружейной фирмы «Левша-Т», карабин «Горностай» от ООО «Молот Оружие», а также пистолеты «Сортаник» от опытно-внедренческого предприятия «Русские оружейные системы и технологии» (ОВП РОСТ). Конечно, это не полный перечень, но по нему видно, что на оружейном рынке появились новые игроки, занимающиеся разработкой и производством оружия.

Оружейная фирма «Левша-Т» уже третий год на выставке представляет именно оружие, а вот ОВП РОСТ ранее представляло полноразмерный массогабаритный макет и в этом году показало именно оружие впервые. Обусловлено это было прохождением процедуры организации производства и его лицензирования, к которой мне довелось иметь некоторое отношение, о чём я и хочу рассказать.

Лицензирование разработки, производства, испытания, хранения, ремонта и утилизации гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговли гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия осуществляется в соответствии с Положением о лицензировании, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 28.08.2012 № 865 и Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности». Лицензирование разработки, производства, испытания, ремонта и утилизации относится к компетенции Министерства промышленности и торговли РФ, хранения и торговли оружием – Федеральной службы войск национальной гвардии.

Для получения лицензии на производство оружия необходимо выполнить следующие требования:

а) наличие принадлежащих компании на праве собственности или ином законном основании производственных объектов, технической документации, технологического и испытательного оборудования, необходимых для осуществления заявленных работ (услуг) и обеспечивающих безопасность производства оружия, параметры и характеристики которого определены статьями 3 и 4 Федерального закона «Об оружии»;

б) наличие в штате соискателя лицензии специалистов, имеющих профессиональное образование, заключивших с ним трудовые договоры и отвечающих соответствующим квалификационным требованиям;

в) наличие структурных подразделений, обеспечивающих контроль над производством, соответствующее качество выпускаемой продукции, её сохранность в соответствии с требованиями Федерального закона «Об оружии»;

г) проведение своевременной проверки испытательного и технологического оборудования, а также поверки контрольно-измерительных средств в соответствии с Федеральным законом «Об обеспечении единства измерений»;

д) обеспечение учёта и хранения документации, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, образцов оружия и основных частей огнестрельного оружия.

Также существует Административный регламент, утверждённый Приказом Минпромторга России от 29.01.2013 № 99, который регламентирует процедуру предоставления услуги по лицензированию, устанавливает порядок и сроки её предоставления. Срок для принятия решения о предоставлении либо отказе в предоставлении лицензии, установленный Административным регламентом, составляет 45 рабочих дней, т. е. два календарных месяца. 

Разобравшись в вопросах, регламентирующих процедуру лицензирования, несмотря на фактическую возможность запуска производства гражданского оружия и формальное соответствие требованиям по лицензированию, ОВП РОСТ приступило к созданию полноценной производственной базы, позволяющей производить гражданское оружие серийно, а не только выставочные образцы. Это заняло наиболее длительный отрезок времени из всего процесса, предшествовавшего получению лицензии. За этот период было закуплено, смонтировано и отлажено производственное оборудование, детально проработаны регламенты производства и технологические циклы перемещения деталей и заготовок оружия, построен испытательный стенд, проработаны вопросы кооперации с производителями крепёжной фурнитуры и периферийных деталей.

Когда эта работа была завершена, ОВП РОСТ приступило к формированию заявки на лицензирование. В Положении о лицензировании всего пять пунктов, которым нужно соответствовать, но в каждом пункте есть свои нюансы. Это и создание комнаты хранения оружия для хранения полуфабрикатов, комплектующих и основных частей производимого оружия, и лицензии на программное обеспечение, используемое для разработки и производства, и реальные трудовые договоры с реальными сотрудниками, с выплатой заработных плат и всех необходимых платежей, т. е. фактическое несение затрат на персонал уже до получения лицензии, и обеспечение пропускного режима и контроля доступа в производственные помещения, и подготовка детальных описаний всех технологических процессов разработки и производства, и, естественно, уплата госпошлины. Сам процесс подачи заявки может быть осуществлён физически в канцелярию Минпромторга РФ или электронно, через личный кабинет на портале «Госуслуг».

После подачи заявки идёт достаточно длительный период изучения представленной документации, после которого комиссия из сотрудников министерства выезжает на производственную площадку для её осмотра и проверки соответствия фактического состояния документации, представленной в заявке на лицензирование, о чём составляется соответствующий акт. В случае отсутствия замечаний и недостатков в представленной документации и отсутствия замечаний при осмотре производственной площадки выдаётся лицензия на запрашиваемые виды деятельности.

Длительный процесс подготовки завершён, заявка рассмотрена и долгожданная лицензия получена, но это ещё не всё: теперь нужно получить лицензию на хранение произведённого оружия, за чем необходимо обратиться в Федеральную службу войск национальной гвардии. Для получения лицензии на хранение необходимо соответствовать требованиям Постановления Правительства РФ от 21.07.1998 № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» и Приказа МВД России от 12.04.1999 № 288 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814».

Производственная площадка была осмотрена комиссией из состава сотрудников лицензионно-разрешительной работы, составлен акт осмотра комнаты хранения оружия и выдана запрашиваемая лицензия.

Здесь нужно отметить существующие коллизии: это конкуренция двух административных регламентов по выдаче лицензий, утверждённых приказами МВД России от 15.07.2013 № 541 и от 29.09.2011 № 1038, также существуют и определённые разночтения между положениями Федерального закона «Об оружии», Положением о лицензировании и вышеупомянутыми приказами, в силу чего неизбежно возникают ситуации с неопределённостью толкования указанных нормативно-правовых актов.

Устранить данную коллизию возможно путём внесения в Федеральный закон «Об оружии» изменений, устанавливающих определения, не допускающие двоякого или размытого толкования всех терминов, используемых в описании процессов производства и торговли оружием, с указанием, какой из процессов является самостоятельным базовым, а какой включает в себя базовые процессы. После фиксации в законе значения терминов от разработки до утилизации, хранения, торговли, перевозки, транспортирования, ношения и использования необходимо будет привести в соответствие с законом и используемой в нём терминологией подзаконные нормативные акты для обеспечения единообразного понимания одних и тех же процессов и процедур как с точки зрения разработки и производства, так и с точки зрения торговли и использования оружия, причём как юридическими лицами, так и гражданами.

В заключение хочу отметить, что появление новых производителей гражданского оружия в России – это позитивное явление: оружейный рынок откликается на запросы своих клиентов. Там, где производители с историей проявляют неторопливость, молодые производители демонстрируют клиентоориентированный подход и дают тот продукт, который нужен и интересен.

Русский охотничий журнал, ноябрь 2018 г.

8448
Adblock detector