Ружьё Browning Double Auto

Гладкоствольное оружие: США
Ружьё Browning Double Auto

Я держу в руках самозарядное ружьё конструкции Браунинга… После этих слов любой, кто разбирается в оружии, скорее всего, представит легендарный Browning Auto 5 и, конечно, будет прав: это самое известное самозарядное ружьё, детище великого Джона Мозеса Браунинга, ставшее прародителем целого класса оружия – самозарядных ружей.

Но это ружьё – не Auto 5 и конструктор его – Браунинг, но не Джон Мозес!  Не буду тянуть и раскрою секрет: речь о ружье Browning Double Auto, а конструктором его является Вэл Браунинг (1895–1994) – сын легендарного конструктора, которому суждено было, несмотря на явный талант конструктора-оружейника, всю жизнь оставаться в тени славы отца.

Ружьё Browning Double AutoAuto 5 и Double Auto, вид слева

На деле Джон Мозес Браунинг является самым известным в мире, но не единственным в семье Браунингов конструктором-оружейником. Первым был отец Джона, Джонатан Браунинг (1805–1879): он начал свою карьеру кузнецом, затем стал оружейником, открыв мастерскую и магазин. К 1831 году он, начав производить огнестрельное оружие, разработал и запатентовал т. н. harmonica gun – капсюльную винтовку с «магазином», а точнее блоком «дульнозарядных патронников», двигающимся в перпендикулярной плоскости к оси ствола.

Ружьё Browning Double AutoДжонатан Браунинг и harmonica gun

Естественно, дети, а их у Джонатана, бывшего мормоном, было 22 человека от трёх жён, крутились в отцовской мастерской, и некоторые из них, став взрослее, стали помогать отцу. Одним из них был Джон Мозес, оказавшийся самым одарённым: ему было суждено не только переплюнуть достижения отца, но и затмить и брата Мэтью, и сына Вэла.

Мэтью Браунинг (Matthew Sandefur Browning, 1859–1923) с 1879 года и до самой смерти руководил компаниями Browning Brothers Co., J.M. и M.S. Browning Co. и Browning Arms Co., был соавтором целого ряда патентов, помогая Джону разрабатывать новые модели оружия, но его имя сегодня известно только узкому кругу оружейных специалистов.

Сын Джона Мозеса Вэл (Val Allen Browning 1895–1994) родился в 1895 году. С детства работал в магазине, который открыл его дед Джонатан. Во время Первой мировой войны воевал под Верденом. В 1920 году стал менеджером по производству пистолетов Browning на фабрике FN в Бельгии. После смерти Джона Браунинга в 1926 году Вэл взял на себя ответственность за завершение проектов отца, включая ружьё-вертикалку Browning Superposed и пистолет Browning Hi-Power. С 1935 года исполнял обязанности президента Browning Arms Company в США. За свою карьеру Вэл Браунинг получил 48 патентов на оружие.

Самозарядное ружьё Browning Double Auto разработано Вэлом Браунингом и выпускалось с 1952 по 1971 год. Схема работы автоматики – короткий ход ствола. На фото 1 видно, что откат ствола назад составляет всего пару сантиметров – значительно меньше, чем у Browning Auto 5 с его длинным ходом ствола. Ружьё выпускалось только 12-го калибра, с патронником 70 мм (2 ¾ дюйма) и длинами стволов 660 мм (26 дюймов), 710 мм (28 дюймов) и 760 мм (30 дюймов).

Ружьё Browning Double AutoФото 1. Наглядная демонстрация разницы длины хода ствола Browning Auto 5 (вверху) и Browning Double Auto (внизу)

Главной изюминкой ружья стали быстросъёмные стволы. Оттянув назад небольшую клавишу снизу ствольной коробки, можно опустить задний край цевья и быстро снять ствол движением вперёд. После установки ствола на место нужно просто защёлкнуть цевьё (фото 2).

Ружьё Browning Double AutoФото 2. Процесс снятия ствола

Ружьё Browning Double Auto

Важно отметить, что ружей с привычными нам сменными чоками в те годы просто не существовало. Правда, в середине 30-х годов ХХ века получили распространение регулируемые чоки PolyChoke, разработанные ещё в 1920 году Эзекилем Вайтом и серийно ставившиеся на ружья почти всех американских производителей, но это, видимо, не было идеальным решением.

Быстрая смена ствола стала возможна благодаря шарнирно закреплённому, не съёмному, как на большинстве ружей того времени, цевью. И тут как раз кроется главная фишка Double Auto – отсутствие спереди цевья гайки магазина, которую на других ружьях нужно отвинтить, чтобы снять цевьё и ствол. А отсутствует гайка магазина потому, что отсутствует и сам магазин! Да, Browning Double Auto – самозарядное двухзарядное ружьё! Внутри цевья нет трубы магазина – там расположена возвратная пружина ствола, значительно снижающая отдачу при стрельбе (фото 3). До появления на рынке в 2009 году модели Browning Maxus с быстросъёмным цевьём с защёлкой Double Auto было единственным в мире полуавтоматом, у которого цевьё и ствол не фиксируются гайкой магазина.

Ружьё Browning Double Auto

Ружьё Browning Double AutoФото 3

Идея создания двухзарядного охотничьего ружья не кажется совсем уж сумасбродной. На большинстве охот на пернатых, как правило, достаточно двух выстрелов, а соответственно, можно сделать ружьё легче, отказавшись от магазина. К тому же во многих штатах действовало законодательное ограничение ёмкости магазина для охотников на водоплавающую птицу – 3 патрона. Так стоит ли ради одного дополнительного патрона таскать на себе лишний вес? Историки предполагают, что, возможно, Вэл рассчитывал на дальнейшее ужесточение законодательства и ограничение ёмкости магазина всех охотничьих ружей. Но, тут он, очевидно, просчитался.

Глядя на фото ружья, читатель наверняка уже обратил внимание, что на правой стороне ствольной коробки не видно кнопки снятия затвора с затворной задержки, как у всех полуавтоматов. Спешу сообщить: тут её тоже нет, как и магазина.

Ружьё Browning Double AutoКнопка сброса затвора

Так как же осуществляется зарядка ружья и питание его патронами? Предположу, что главный вопрос, терзающий читателя статьи с первой минуты, звучит так: «Чёрт побери! Что за огромная дыра на левой стороне ружья?» Спешу ответить: это и есть окно зарядки и одновременно «несуществующий магазин» (фото 4). После отведения затвора в заднее положение на затворную задержку мы не забрасываем патрон на лоток подавателя, а вставляем его через окно слева. Как только патрон вставлен, он мгновенно поднимается лотком, одновременно затвор снимается с задержки и досылает патрон в патронник. На освободившееся место можно вставить второй патрон. Итого ружьё заряжено двумя патронами: один в патроннике, второй – на лотке (фото 5). Чтобы снять затвор с затворной задержки вручную, нужно, придерживая затвор за ручку, нажать пальцем снизу на подпружиненный стопор подавателя, похожий на буфер железнодорожного вагона. Стопор освободит подаватель патронов и поднимется вверх, сняв затвор с задержки. Останется только довести затвор в переднее положение (фото 6).

Ружьё Browning Double AutoФото 4. Порт зарядки

Ружьё Browning Double AutoФото 5. Процесс зарядки ружья

Ружьё Browning Double AutoФото 6. Снятие затвора с задержки

Подобная экзотическая «двухзарядная» схема не является техническим курьёзом, характерным только для этой модели. Можно вспомнить ружьё Beretta UGB25 и даже выпущенные ЦКИБом в количестве 45 штук (по другой версии – 15) МЦ23-2 – правда, не с коротким ходом ствола, а газоотводные.

Ружьё Browning Double AutoBeretta UGB25 и МЦ23-2

Нужно отметить, что Double Auto стреляет значительно быстрее своего предка Auto 5 за счёт короткого хода ствола и избавлено от т. н. двойной отдачи, воспринимаемой стрелком из Auto 5, когда сначала стрелок ощущает отдачу назад от приехавших в заднее положение затвора и сцепленного с ним ствола, а потом «отдачу вперёд» от удара возвращающегося в переднее положение массивного ствола.

К слову, система зарядки, когда первый вставляемый в ружьё патрон сразу подаётся в ствол, не является уникальной особенностью Double Auto, а должна быть хорошо известна владельцам Browning Auto 5, выпущенных после 1952 года, как Browning speed load system. Она была разработана также Вэлом Браунингом и незамедлительно внедрена на ружье отца. Единственное, я не смог найти ответа, была ли эта система сначала опробована на Double Auto, а потом добавлена в конструкцию Auto 5, или, наоборот, перекочевала в ружьё Браунинга-сына, будучи опробованной на ружье Браунинга-отца.

Ствольные коробки первых Double Auto были стальными – такая версия называлась Standard, выпускалась с 1952 по 1960 г. и весила 3300–3600 г в зависимости от длины ствола. Так как запирание ружья осуществляется клином затвора за паз в хвостовике ствола и ствольная коробка не испытывает значительных нагрузок при стрельбе, параллельно была запущена в серию версия с легкосплавной коробкой Lightweight Double Auto, которая выпускалась с 1952 по 1956 г. В 1957 году ей на смену пришли модели Twelvette и Twentyweight, весившие соответственно 3100 г и 2700 г. Само название Twentyweight – «вес двадцатки» – намекает на то, что ружьё 12-го калибра весит как ружьё 20-го. В результате Double Auto – самое лёгкое самозарядное ружьё своего времени. Кстати, упомянутая выше Beretta UGB25 весит примерно 3400 г.

Снижению веса ствольной коробки способствует самый короткий ход затвора из всех когда-либо выпускавшихся полуавтоматических ружей: он составляет всего 168 мм (6 5/8 дюйма). Для сравнения: у Beretta 391 ход затвора – 200 мм (8 дюймов), и даже у малогабаритного Remington 11/48 28-го калибра он составляет 196 мм (7 ¾ дюйма)!

Ещё одной отличительной чертой стала прицельная планка на стволе (фото 7). На облегчённых ружьях она вентилируемая, а на «стальных» – нет. Но и тут есть необычное решение: прицельная планка не плоская, а с «утопленным ребром» – глубоким пазом, отфрезерованным на всю длину для снижения веса. Некоторое количество Double Auto было выпущено с круглым стволом с мушкой, без прицельной планки.

Ружьё Browning Double AutoФото 7. Прицельная планка

«Стальные» версии ружья Standard выпускались только в чёрном воронении, а вот использование ствольной коробки из дюралюминия позволило применить анодирование и предложить потребителям, впервые в истории, «разноцветные» ружья. Модель Twentyweight выпускалась в чёрном анодировании с гравировкой, выполненной золотом. Самой же «весёлой» была Twelvette, доступная в 4 цветах: чёрная Dragon Black, серая Velvet Gray, зелёная Forest Green и коричневая Autumn Brown. Согласно легенде, изначально цветов было больше. Основываясь на опросе сотрудников фабрики, какого цвета ружья могли бы быть популярны у публики, помимо 4 названных выше цветов сделали ещё версии синего, красного, фиолетового, золотистого и даже розового цветов. Эти ружья были разосланы в качестве образцов дилерам, чтобы узнать мнение покупателей. Некоторые торговцы отослали их обратно, заявив, что никто не хочет охотиться с чем-либо, кроме воронёного ружья. И сегодня легко найти чёрные и серебристые ружья, но другие цвета крайне редки. Говорят, Вэл приказал уничтожить возвращённые ружья и из них уцелело лишь несколько штук, а два крупных дилера, Sears и Montgomery Ward, вообще «заиграли» присланные образцы...

Ружьё Browning Double AutoВарианты цветов ресивера

Ружьё Browning Double AutoПробные варианты цветов ресивера

Ещё два необычных технических решения этой модели ружья, пожалуй, больше нигде не встретить. Первая – устройство предохранителя в виде полозка на задней стенке спусковой скобы. В верхней точке предохранитель выключен, в нижней – включён и физически не даёт спусковому крючку быть нажатым. Решение спорное, зато пользоваться таким предохранителем одинаково удобно и правше, и левше. Да и после пары вскидок ружья быстро привыкаешь автоматически снимать предохранитель движением среднего пальца вверх при выведении ружья на линию прицеливания (фото 8).

Ружьё Browning Double AutoФото 8. Предохранитель в обоих положениях

Вторая особенность – отсутствие на боках ствольной коробки винтов или пинов, удерживающих ударно-спусковой механизм. Колодка УСМ удерживается на направляющих внутри ресивера. Подобное решение можно увидеть, например, у ружья Winchester 1911. Но там такая система крепления УСМ является преимуществом, т. к., отвинтив винт в торце ствольной коробки, можно мгновенно снять приклад вместе с УСМ. В Double Auto же для снятия УСМ необходимо предварительно снять приклад. Эту особенность, наряду с окном зарядки, зияющим на боку ресивера, куда может легко попасть грязь и мусор, относят к главным недостаткам этого ружья.

Ружьё Browning Double AutoWinchester  1911 и его быстросъёмный УСМ

Какой же оказалась судьба этой конструкции Вэла Браунинга? В сравнении с детищем его отца, легендарным Auto 5, выпущенным тиражом более миллиона и находившимся в производстве почти 100 лет, – очень скромная. Общий объём выпуска Double Auto оценивается в 65–67 тысяч штук за 19 лет производства. Первоначально Вэл вывел своё новое ружьё на европейский рынок, где оно потерпело сокрушительный провал, разойдясь с 1952 по 1955 год тиражом не более 10 800 экземпляров. Поэтому фактически «рыночная история» Double Auto началась только в 1955 году, когда Вэл представил его на американском рынке. Несмотря на многие уникальные черты, вроде бы сулящие коммерческий успех, ружьё не было воспринято рынком, что предопределило его короткую карьеру. Да и конкуренты не дремали. В 1953 году High Standard выпустила на рынок Model 60, а в 1956 году появилась Remington Model 58 – первые ружья с газоотводной системой перезарядки, быстро ставшие популярными. В 1963 году бестселлером на рынке газоотводных самозарядок стала модель Remington 1100, которая выпускается и по сей день.

Парадоксально, но я видел ружьё Double Auto в витрине магазина «Артемида, наверное, с десяток раз. Однако ружьё висело правым боком к покупателям и с этой стороны выглядело как тривиальный, хоть и винтажный автомат. А ведь всё самое интересное, как вы теперь знаете, у него находится слева. Лишь случайно увидев фото левой стороны ружья на сайте магазина, я заинтересовался этой моделью, стал изучать доступную информацию, а потом заболел им и решил обязательно заполучить его в коллекцию. В результате руководство «Артемиды» любезно согласилось безвозмездно предоставить мне это ружьё на обзор, который я вам и предлагаю посмотреть, перейдя по ссылке. Как говорится, лучше один раз увидеть. Приятного просмотра!

Все статьи номера: Русский охотничий журнал, июль 2025

179
Adblock detector