Ruger Red Label: обычное ружье

Гладкоствольное оружие: США
Дата публикации:
просмотров: 335
Комментарии: 0

Когда главный редактор журнала поручил мне подготовить для очередного номера статью об «обычном ружье», то, признаюсь честно, этим он одновременно и поставил меня в несколько затруднительное положение, и облегчил задачу.

Трудность заключалась в том, что сама собой возникла проблема выбора темы – ведь сейчас в мире выпускается огромное количество разнообразных моделей серийных ружей, но это же многообразие и облегчало выполнение редакционного задания. Главное, что рекомендовал редакционный совет, – выйти за пределы круга, по которому ходит большинство авторов российской оружейной периодики, рассказывая преимущественно об оружии трех-четырех немецких компаний, двух-трех итальянских и пары английских.

Как это бывает чаще всего, тема неожиданно нашлась сама собой. Когда в разговоре со знатоком оружия я упомянул, что компания Ruger (моим собеседником был человек, сам немало поохотившийся с карабинами этой компании) выпускала гладкоствольные ружья, он удивился и, кажется, до конца не поверил. А ведь двуствольное ружье с вертикальным расположением стволов Red Label выпускалось более 30 лет! Возможно, для кого-то станет открытием и тот факт, что компания Ruger выпускала также и двуствольное ружье с горизонтальным расположением стволов модели Gold Label, но об этом ружье разговор пойдет в другой раз.

В начале последней четверти XX века в США рынок серийных охотничьих ружей с вертикальным расположением стволов дефицита не испытывал: итальянские Beretta и Franchi, Winchester 101 (сделанный в Бельгии), Browning Citori (сделанный в Японии), Stoeger (бразильского производства) – вот только небольшой перечень того, что было доступно охотникам. Но, если вы обратили внимание, ни одно ружье с вертикальным расположением стволов не производилось в США. Впрочем, справедливости ради нужно признать, что такие ружья все же производились тремя небольшими компаниями, работавшими по индивидуальным заказам. Так, начальная цена за вертикалку производства Connecticut Shotguns была порядка 7 тысяч долларов, Kolar Arms предлагала дробовые ружья за 13 тысяч и выше, а цены на ружья компании Silver Seitz начинались от 20 тысяч, что в сегодняшних ценах с поправкой на инфляцию, по самым скромным подсчетам, составило бы 83 тысячи долларов.

В 1976 году руководство компании Ruger решило, что пришло время начать работу над созданием гладкоствольного ружья с вертикальным расположением стволов, которое было бы доступно рядовому охотнику, причем после начала продаж особый упор в рекламе делался на то, что это ружье сделано в США. В то время лишь компания Remington могла также делать ставку на чувство патриотизма, так как единственным серийным ружьем американского производства было ружье Mod. 3200.

В 1977 году совершил свой первый коммерческий рейс самолет Concorde, Френсис Коппола завершил съемки фильма «Апокалипсис сегодня», налоговая служба США объявила, что президент Джимми Картер на заплатил налоги за прошлый год, а на выставке Национальной стрелковой ассоциации компания Ruger представила вертикалку Red Label (рекомендованная розничная цена 480 долларов; отмечу, что уже упоминавшаяся вертикалка Remington Mod. 3200 продавалась за 750 долларов). Для сравнения: в то время BMW 320 можно было купить за 8000 долларов, только что появившийся в продаже персональный компьютер Apple IIe стоил 1400 долларов, а галлон (4,55 литра) бензина обходился в 65 центов. Вот какое чудесное было время!

Вначале в производство было запущено только ружье 20-го калибра со стволами длиной 66 и 71 сантиметр. (Хотя выпуск ружей 12-го калибра был анонсирован в 1977 году, компания Ruger начала их производство только спустя несколько лет.) Стволы имели фиксированные дульные устройства: цилиндр/цилиндр и цилиндр с напором/получок. Было очевидно – работая над новой моделью ружья, конструкторы исходили из предпосылки, что между классическим внешним видом и современными технологическими решениями нет противоречий. Низкопрофильная колодка (высота колодки ружья 12-го калибра была всего 56 миллиметров!) была достаточно узкой и имела округлые обводы в стиле Джона Диксона.

Ружья Ruger как 12-го, так и 20-го калибров имели довольно ощутимый перевес на стволы, и хотя они позиционировались производителем как оружие для ходовых охот и охоты по перу с подружейной собакой, но для таких охот они, на мой взгляд, все же были тяжеловаты. Однако когда в 1995 году было представлено ружье Red Label 28-го калибра, легкое, посадистое, с отличной управляемостью, идеально подходящее для стрельбы навскидку, в отношении охотников к данной модели произошел настоящий переворот. Достаточно часто оружейные компании при производстве ружей 28-го калибра используют колодку 20-го калибра; что получается в результате – комментариев не требует. В данном случае конструкторы Ruger создали для ружья 28-го калибра свою собственную колодку. Чтобы не утомлять ваше внимание, сравню высоту колодок ружей 20-го и 28-го калибров – 56 и 51 миллиметр соответственно, ну и вес ружья 28-го калибра не превышал 2,6 килограмма.

Не знаю, чем объясняется этот феномен, но европейские охотники почему-то очень настороженно отнеслись (я бы даже сказал – сторонились) к гладкоствольным ружьям с брендом Ruger. Эстеты считали их недостаточно элегантными, а техноманьяки полагали, что раз компания применяет устаревшие методы производства, то, соответственно, и ружье должно быть устаревшим. Объяснение этого феномена, на мой взгляд, весьма простое: островитяне еще в конце XIX века навязали европейским охотникам свои представления о том, как должно выглядеть охотничье ружье – только горизонталка, только полный замок и так далее, а для большинства американских охотников критериями выбора ружья были хороший бой, надежность и прочность.

Сказать, что за новой моделью ружья тут же выстроились в очередь суровые американские охотники, желавшие расстаться с полновесными трудовыми долларами, тоже было бы явным преувеличением. Некоторые охотники покупали это ружье из соображений прочности и надежности (кстати, модель Red Label активно использовалась и на стрелковых стендах, что служит еще одним подтверждением вышеупомянутых качеств ружья), другим импонировала ложа, навевавшая воспоминания об ушедшем в небытие «золотом веке» классических американских охотничьих ружей, третьи отдавали предпочтение этой модели, чтобы избежать обвинений в отсутствии должного патриотизма («Будь американцем – покупай товары американского производства!» – вот лозунг тех дней). Но были и те, кто без должного пиетета относился к Red Label. Эти охотники отмечали тугой спусковой крючок, никудышную развесовку и плохую управляемость, нависание ложи над щечками колодки, да и ложа, по их мнению, была скорее винтовочной, чем ружейной.

И все же, несмотря на отмеченные выше недостатки, подавляющее большинство стрелков признавали, что эта модель ружья, первая в линейке гладкоствольных ружей компании Ruger, являет собой воплощение стиля компании, суть которого выражается в доминировании грубой функциональности над утонченной формой (компания прославилась созданием неубиваемого оружия). Более 30 лет ружье Red Label прочно удерживало лидирующие позиции в категории «рабочее ружье». Пожалуй, ни одному другому ружью не удавалось так сильно потеснить самозарядки и помпы в арсенале американских охотников. И это признание было совершенно заслуженным: ружье отличалось отменным боем и прощало своему владельцу небрежное обращение. С этим ружьем Рон Джонс охотился на водоплавающую дичь в течение 20 лет (и под дождем, и под снегом), ружье неоднократно оказывалось в воде – и ничего! Сейчас с этим ружьем охотится сын Рона.

Рассказывая о ружье Red Label, полагаю, что следует упомянуть и о том, что компания Ruger не ограничивалась выпуском ружья лишь в базовой комплектации с ложей из древесины ореха, выросшего в США (древесина американского ореха имеет очень невыразительный рисунок) и колодкой без гравировки. Для охотников-эстетов выпускались ружья с ложей из высокосортной древесины турецкого ореха, с богатой гравировкой, выполненной вручную, в оформлении ружья использовалась и всечка драгоценных металлов. По заказу владельцев Ассоциации гонок серийных автомобилей (NASCAR) компания Ruger выпустила чемпионскую серию. Колодки ружей этой серии украшали портреты чемпионов гонок, выполненные с использованием всечки золота.

Компания также экспериментировала с выпуском «всепогодных» модификаций ружья с колодкой и стволами из нержавеющей стали и ложей из полимерных материалов. Этот вариант исполнения получил название Red Label All Weather Stainless.

Верность выбранному стилю обеспечивала и продолжает обеспечивать успех компании Ruger на протяжении всей истории ее существования, однако в случае с Red Label именно ставка на приоритет функциональности стала причиной снятия модели с производства. Дело в том, что в отличие от эстетов прагматики достаточно прижимисты. В начале XXI века себестоимость производства ружья Red Label существенно выросла, что сделало выпуск этой модели на заводе в Ньюпорте в условиях слабеющей национальной экономики абсолютно не рентабельным – к 2011 году розничная цена базовой модификации ружья поднялась почти до 2000 долларов, а это превращало его в совершенно неконкурентоспособное на рынке, где уже безраздельно господствовали итальянские и турецкие производители.

Кроме того, был еще целый ряд факторов, повлиявших на вынужденное принятие решения о прекращении производства Red Label. Во-первых, осадка, к качеству которой, как вы помните, были претензии, требовала привлечения высококвалифицированных специалистов, во-вторых, были проблемы со сведением стволов, в-третьих, перечень комплектующих, необходимых для сборки ружья, в количественном отношении существенно превосходил другие позиции в каталоге компании. И теперь главное: колодка ружья была сварной, состоящей из двух половинок. Сварка производилась вручную, и даже самые высококвалифицированные сварщики порой допускали погрешности в работе, вследствие чего – пусть незначительно – нарушалась геометрия колодки, кроме того, значительной доли ручного труда требовало удаление сварного шва. И в конце концов модель Red Label компании Ruger, некогда считавшаяся любителями охоты по перу культовой, ушла в небытие, где ее уже давно ожидала модель Gold Label. «Sic transit gloria mundi», – писал когда-то Фома Кемпийский. Материальным напоминанием о земном существовании модели Red Label остались 150 тысяч ружей, произведенных на заводе в Ньюпорте.

Но порой история делает неожиданный поворот – так случилось и с вертикалкой Red Label. В 2011-2013 годах финансовые показатели компании Ruger заставляли конкурентов чернеть от зависти. В 2012 году компания Ruger добилась невероятного успеха: в течение года было продано более миллиона единиц оружия. В том же году компания передала Национальной стрелковой ассоциации 1,2537 миллиона долларов. Президент компании Майк Файфер рассказал, что полученная прибыль позволила дополнительно пригласить на работу большую группу конструкторов, инженеров, маркетологов, а также обновить станочный парк и оборудование, а это дало возможность сконцентрировать усилия на тех участках, где компания проигрывала конкурентам. Среди приглашенных конструкторов был и Дуайт Поттер, в свое время руководивший созданием модели Cynergy в компании Browning. Перед ним была поставлена задача возродить марку Red Label, но при этом речь шла не о тюнинге старой модели, а о создании абсолютно нового ружья под прежним названием. Руководителем участка производства охотничьего оружия назначили Крейга Кушмана, перешедшего в компанию Ruger из не менее известной компании Smith & Wesson.

В 2013 году на выставке SHOT Show компания Ruger официально объявила о начале выпуска нового ружья модели Red Label с вертикальным расположением стволов 12-го калибра. Было обещано, что в конце 2013 года появится ружье 20-го калибра. Все мои попытки выяснить у представителей Ruger на стенде, планируется ли производство ружья Red Label 28-го калибра, увы, остались безрезультатными. По мнению очень многих охотников, с которыми мне довелось обсуждать эту тему, отказ от производства данной модели ружья 28-го калибра будет большой ошибкой со стороны менеджмента компании.

Новые подходы к конструированию оружия в совокупности с современным оборудованием позволили снизить себестоимость производства и, соответственно, розничную цену, а также обеспечить требуемую рентабельность. Если в 2011 году розничная цена ружья была 1900 долларов, то в 2013 – только 1400! Red Label по-прежнему выпускается на заводе в Ньюпорте, и компания-производитель с гордостью заявляет, что данная модель ружья, как и былая ее ипостась, целиком и полностью сделана в США, в отличие от гладкоствольных ружей других известных американских брендов, разместивших заказы на турецких оружейных заводах (как, например, компания Smith & Wesson).

Что же представляет собой возрожденная модель? Ружье Red Label 12-го калибра с вертикальным расположением стволов с колодкой из нержавеющей стали (такая колодка появилась у модели-предшественницы в 1989 году) и стволами длиной 66 сантиметров весит 3,4 килограмма. Ружье рассчитано на стрельбу патронами «магнум». УСМ оснащен селективным спусковым крючком. Усилие на спусковом крючке непривычно велико (в предшествовавшей модели оно было большим, а для стрельбы из ружья образца 2013 года нужно тренировать указательный палец – выжимать им пудовую гирю, не иначе!), я бы даже сказал, что по сравнению с этой величиной аналогичный показатель отечественных ружей можно назвать пушинкой. Впрочем, это одна из мер, направленных на предотвращение возможных судебных исков – «я не нажимал на спусковой крючок, ружье само выстрелило». Переключатель очередности стрельбы механического типа, что позволяет при осечке произвести выстрел из второго ствола повторным нажатием на спусковой крючок. Наличие в УСМ инерционного тела служит для предотвращения сдвоенного выстрела. Предохранитель автоматический, что явно свидетельствует в пользу выбора компанией-производителем в качестве целевой аудитории охотников, ибо стрелки, как известно, предпочитают ружья с неавтоматическим предохранителем, хотя, если владелец ружья пожелает, то, обратившись в компанию Ruger и заплатив 30 долларов, он получит свое ружье уже с неавтоматическим предохранителем.

Ружье комплектуется стволами, соединенными по способу моноблок, длиной 66, 71 и 76 сантиметров. Они имеют сменные дульные сужения. В комплект поставки входит пять чоков Briley: два цилиндра, цилиндр с напором, получок и чок.

Стволы изготовлены методом холодной ковки из хромомолибденовой стали. Для уменьшения отдачи конструкторы поработали над профилем канала ствола: во-первых, удлинили снарядный вход до 56 миллиметров, а во-вторых, остановили свой выбор на сверловке «бэкбор» (18,9 миллиметра), что в совокупности должно уменьшать действие отдачи на плечо стрелка, улучшать параметры дробовой осыпи и повышать качество выстрела в целом. Комфортности выстрела, безусловно, способствует и затыльник-амортизатор Pachmayr толщиной 20 миллиметров. Дуайт Поттер рассказывал мне, что повышение комфортности выстрела было одной из приоритетных задач, стоявших перед ним и конструкторским коллективом. И он, и его коллеги были прекрасно осведомлены, что при выстреле ружье предшествовавшей модели лягалось как конь, а затыльник-амортизатор из жесткой резины, установленный на нем, со своей задачей не справлялся.

В новой модели Red Label было решено отказаться от использования боковой планки. Кроме того, что отсутствие боковой планки сразу выделяет ружье из череды подобных и придает ему неповторимый вид в стиле Ruger, уменьшение массы ствольного блока смещает центр тяжести примерно на полтора сантиметра в сторону замка. Кому-то это может показаться фактом, не имеющим практического значения, однако охотники по перу считают, что перевес на стволы затрудняет стрельбу влет. К тому же, когда большая часть массы ружья находится между рук стрелка, а концы ружья облегчены, то возрастает удобоуправляемость ружья.

Хотя масса блока стволов и уменьшилась за счет отсутствия боковой планки и более тонких ствольных трубок, тем не менее на общей массе ружья это никак не сказалось. Так, ружье со стволами длиной 71 сантиметр весит 3,65 килограмма! Вот уж воистину, если в одном месте убыло, то в другом обязательно прибудет. С одной стороны, странно, что конструкторы и технологи не озаботились уменьшением массы ружья, позиционируемого в качестве ружья для ходовых охот. С другой стороны, большая масса повышает комфортность стрельбы патронами «магнум» на охоте на водоплавающую дичь. А если учесть, что сами охотники считают это ружье «универсальным рабочим», то, наверное, этот параметр их удовлетворяет.

Прицельная вентилируемая планка шириной 8,5 миллиметра фиксируется в восьми точках при помощи крепления «ласточкин хвост». Стойки припаяны высокотемпературным припоем, так что распайка не грозит даже при самой интенсивной стрельбе. Высота прицельной планки 7,2 миллиметра, что довольно высоко для охотничьего ружья – к стрельбе на охоте с такой прицельной планкой нужно привыкнуть.

Колодка ружья (высота 61 миллиметр) изготавливается из литой стальной заготовки на станках с ЧПУ, что убыстряет и удешевляет процесс производства, а благодаря высокоточному изготовлению комплектующих позволяет практически полностью отказаться от ручной подгонки блока стволов в колодку.

Несколько слов о ложе. Было решено оставить прежние размеры полупистолетной ложи: длина – 35,6 сантиметра, погиб ложи составляет 38 миллиметров линии прицеливания до гребня и 64 миллиметров – от нее же до пятки. По мнению специалистов, такие параметры сделают ложу прикладистой для подавляющего большинства охотников с усредненными антропометрическими характеристиками.

Открытие выставки SHOT Show предваряется проведением «Дня СМИ на стенде», чтобы дать возможность аккредитованным журналистам пострелять из представленного оружия. Реинкарнация Red Label компании Ruger оправдала ожидания. Ружье, действительно, оказалось прикладистым. Что касается боя, то я попросил дать мне возможность проверить его на бумажной мишени. Дистанция стрельбы была 25 ярдов (почти 23 метра). Дробь №8, масса дроби 28 граммов. Дульные устройства – цилиндр/цилиндр. Точка попадания совпала с точкой прицеливания. Осыпь ровная, без окон. Уже позже, проанализировав мишени, пришел к выводу, что относительно точки попадания дробовая осыпь делится в отношении 60/40, а это, на мой взгляд, является очень хорошим результатом.

Я не случайно употребил слово «реинкарнация», когда говорил о новой модели Red Label. Логотипом компании Ruger является изображение птицы Феникс, возрождающейся после смерти из пепла. Очень символично, что ружье Red Label, подобно птице Феникс, возродилось из небытия и, надо надеяться, сохранило все лучшие черты, которые были у прежней модели. Возможно, через какое-то время это «обычное» ружье станет доступно и российским охотникам.

Русский охотничий журнал, октябрь 2014 г.

335