Когда заходит речь о ведущих мировых производителях охотничьего и спортивного оружия, то, безусловно, одной из первых говорят о компании Beretta, готовящейся отметить свой пятисотлетний юбилей.
В начале XIX века стало очевидно, что наибольшие перспективы имеет рынок охотничьего оружия. Именно поэтому Пьетро Антонио Беретта занялся тщательным изучением рынка, начал подбирать партнёров среди владельцев оружейных магазинов, обзавёлся кругом постоянных покупателей и стал наращивать производственный потенциал компании. Уже при Пьетро Антонио компания начала ликвидировать свою зависимость от поставщиков комплектующих и превращаться в предприятие полного цикла.
Владельцы компании внимательно следили за развитием технической мысли и активно внедряли новинки в производство. Когда появились ударно-капсюльные замки и стало ясно, что дни кремнёвого замка сочтены как в боевом, так и в охотничьем оружии, компания Beretta приступила к выпуску ружей с ударно-капсюльными замками. Забегая вперёд, скажу, что, несмотря на готовность к восприятию новых идей и технических решений, политику компании Beretta в то время в целом всё же точнее было бы охарактеризовать как жёсткий консерватизм: так, производство шомпольных ружей продолжалось до 1923 года, шпилечные ружья выпускались до 1930-х годов, а первая модель ружья с вертикальным расположением стволов (читай – их ответ Браунингу!) появилась только в 1932 году. Эта модель получила обозначение SO. Кстати, в настоящее время эта аббревиатура используется только в названиях моделей высокого разбора.
К началу третьей четверти XIX века на заводе Beretta трудились более 200 человек, объём производства составлял около семи тысяч единиц оружия в год. Интересно отметить, что в эти годы компания Beretta занималась также импортом и продажей оружия, произведённого другими копаниями, в частности компанией Remington. (Кстати сказать, в то время продажи оружия сторонних производителей не чурались и другие оружейные компании.) Не менее показательно и то, что Beretta – первой из мировых производителей оружия – установила гарантийный срок продолжительностью в один год, причём гарантия распространялась не только на оружие с маркой Beretta, но и на оружие сторонних производителей, проданное компанией или её представителями. Уже в то время компания Beretta доминировала на рынках Европы, Ближнего Востока и Африки. Для удобства партнёров компании, приезжавших из других городов и стран на завод в Гардоне, на средства Джузеппе Беретта была построена гостиница.
На рубеже веков компанию возглавил Пьетро Беретта. С 1903 по 1957 год он бессменно руководил компанией. Ему принадлежит заслуга в определении путей и стратегии развития. Под его руководством был существенно модернизирован производственный процесс, конструкция оружия стала разрабатываться с учётом требований технологов. Именно благодаря ему компания Beretta обрела тот статус в мире, который по праву принадлежит ей сегодня – ведущего мирового производителя оружия. Своё влияние Пьетро Беретта использовал и для того, чтобы по примеру Англии и Бельгии открыть на заводе государственную испытательную станцию. Его сыновья Джузеппе и Карло довершили начатое, превратив компанию Beretta в многопрофильное предприятие и ведущего мирового производителя охотничьего и боевого оружия, а также огромного спектра товаров для охоты и спорта.
На любом предприятии, в любой компании неизбежно возникают традиции. Если в прошлом политика компании Beretta, как вы помните, соответствовала понятию «жёсткий консерватизм», то в эпоху начала научно-технической революции самым точным определением политики компании стал инновационный консерватизм. Одной из прочнейших и проверенных временем традиций компании Beretta является традиция непрерывного совершенствования существующих конструкций. В отличие от других компаний, которые ежегодно выбрасывают на рынок новые, порой даже не до конца отработанные, а то и откровенно «сырые» модели оружия, компания Beretta придерживается иной и тактики и стратегии, суть которых заключается в постоянном совершенствовании существующих образцов, моделей и конструкций. Если компания Beretta выходит на рынок с новой моделью, то это означает, что модель полностью «доведена до ума», что, впрочем, не исключает возможности её последующего изменения до практически абсолютного совершенства. Так, модели охотничьего и спортивного оружия, появившиеся в последнее время, являются, по словам представителей компании, базовыми платформами для создания в будущем новых моделей на их основе.
В самом начале 2018 года мне прислали фотографию Джессики Росси, одной из наиболее ярких звёзд сборной Италии в упражнении «Трап» и, безусловно, лидера среди контрактных стрелков компании. Она стреляет из ружья DT11. На фотографии в руках у Джессики было ружьё со странной маркировкой СDT2017 и непохожее на DT11. Мой знакомый, приславший фотографию, предположил, что, вероятно, компания Beretta готовит к выпуску новую модель – DT12, и что, возможно, в марте пройдёт презентация этого ружья, и попросил меня прояснить этот вопрос у представителей компании во время предстоящей выставки в Нюрнберге.
Переход на новое ружьё – процесс для спортсмена болезненный. Английские тренеры вообще запрещают стрелкам-стендовикам брать в руки другое оружие, мотивируя свой запрет тем, что мышечная память может сыграть дурную шутку в самый неподходящий момент. Как в самом начале сезона Джессика Росси могла позволить себе такие эксперименты? И не только Джессика, а еще и Джованни Пелльело и Массимо Фабрици.
На выставке IWA одним из первых посещённых мною стендов стал стенд Beretta. Линейка спортивных и охотничьих ружей в новых вариантах исполнения была представлена широко и полно, но новой модели DT12 на стенде не было. Я спросил представителей компании, планируется ли отдельная презентация новой модели. Какой именно, поинтересовались сотрудники компании. DT12, уверенно ответил я. Услышанный ответ меня обескуражил. Нет, сказали мне, компания не планирует дальнейшее развитие семейства ружей DT.
А новое ружьё, которое удостоилось только ему посвящённой презентации, на стенде Beretta было. Конструкторы компании создали новую модель охотничьего ружья, получившего название SL3. В дальнейшем эта модель станет платформой разработки и создания охотничьих ружей премиум-класса.
Данная модель ружья 12-го калибра будет выпускаться со стволами длиной 67, 71, 76 и 81 см. (Во всяком случае, конструкторская документация уже подготовлена.) Ствольные трубки холоднокованые, изготовлены по технологии Optima Bore HP. Снарядный вход удлинённым в современном понимании назвать нельзя. Его длина «всего» 50 мм. Как правило, большой интерес вызывает сталь, из которой сделаны стволы. Когда я задал этот вопрос, то представители компании стали отвечать уклончиво: это, мол, специальная и эксклюзивная сталь, её состав держится в строжайшем секрете и т. д. На что им было сказано, что на российских заводах, в том числе и на ЦКИБ СОО, уже давно используют хромоникельмолибденовую сталь, которую компания Beretta маскирует под термином tri-alloy steel.
По словам представителя компании, профиль канала ствола обеспечивает высокие баллистические характеристики при стрельбе как свинцовой, так и стальной дробью. Ружьё может как комплектоваться сменными чоками, так и иметь фиксированные дульные сужения, например слабый чок/получок. Вентилируемая прицельная планка может иметь ширину 6×6 мм или 9×7 мм.
В настоящее время компания предлагает три варианта гравировки, выполняемой лазером (с глубоким растительным орнаментом, с изображениями охотничьих птиц и с классическим английским орнаментом), и есть вариант исполнения с зеркальной полировкой фальшдосок. Рекомендуемая розничная цена варианта исполнения с гравировкой на фальшдосках составляет от 22 тысяч евро. Когда я задал представителям компании вопрос о допустимости гравировки, выполненной лазером, на ружье премиум-сегмента, они ответили, что если гравировку такого уровня сложности и проработки деталей будет выполнять мастер, то цена ружья будет начинаться от 70 тысяч евро. (С этим утверждением спорить бессмысленно: гравировка на ружье SO10 требует 200 часов работы гравёра экстра-класса, соответственно, и цена начинается от 90 тысяч евро.) К тому же, добавили они, данная модель относится скорее к начальному уровню премиум-сегмента и является своеобразным входным билетом в мир такого оружия. Кстати, SO10 было упомянуто совсем неслучайно: специалист легко обнаружит в SL3 немало конструкторских решений, реализованных в моделях SO10 (например, в запирании и в конструкции эжекторов) и DT11.
Можно ли говорить, что модель SL3 является серийным ружьём? С одной стороны, эти ружья собираются на так называемом втором производстве, или, как его ещё называют, в «цехе мастеров», где собираются все ружья премиум-сегмента и где в процессе сборки преобладает ручной труд. С другой стороны, SL3 – это дитя современных технологий, высокоточных станков с ЧПУ, что лишь подчёркивает стремление компании активно внедрять всё новое и передовое в производство охотничьего оружия.
Когда берёшь в руки охотничье и спортивное оружие премиум-сегмента, то понимаешь, что удобоуправляемость и бой – понятия не абстрактные, а совершенно конкретные, имеющие вполне осязаемое выражение. Показывая мне это ружьё, директор по продажам оружия премиум-сегмента компании Beretta USA Йен Харрисон сказал: «Наши конструкторы создали охотничье ружьё с идеальным балансом». Мне довелось протестировать SL3. И я скажу, что каждый евро, заплаченный за это ружьё, стоит того.
А то, что я скажу сейчас, мало кто знал не только в России. Йен поделился со мной информацией о том, что в компании идёт работа над подготовкой к запуску в производство ружья SL3 20-го калибра. Он уже имел возможность протестировать прототип и считает, что это «не ружьё, а сказка». Что ж, подождём марта. Если работа над ружьём будет закончена, то оно обязательно будет представлено на стенде компании Beretta в Нюрнберге. Если только премьера не состоится в Виченце. Я такой вариант развития событий не исключаю.
Русский охотничий журнал, февраль 2019 г.