Пуще неволи: охота как часть культурного наследия России

Охотничье сообщество
Пуще неволи: охота как часть культурного наследия России

38% пошли бы на охоту в приятной компании, если бы их пригласили, а каждый четвёртый россиянин уже бывал на охоте! Данные недавнего исследования АЦ ВЦИОМ опровергают стереотипы, на базе которых был сформирован этакий хищный, недружелюбный образ охотника. Как оказалось, россиянам ближе благородное представление об охотниках как об ответственных людях, которые не только ходят в лес с ружьём, но и заботятся о дикой природе, соблюдают кодекс чести. Насколько современным охотникам близки идеалы, описанные в книгах Мамина-Сибиряка, Тургенева, Пришвина, Аксакова, и как охота вписывается в современную национальную культуру, эксперты обсудили в ходе дискуссии «Охота как часть культурного наследия: практики охоты в восприятии россиян».

Исследование АЦ ВЦИОМ на тему охоты стало первой попыткой осмыслить роль охоты в национальном сознании, культурных паттернах и жизненных представлениях россиян. «До сих пор в нашей стране никто глубоко не изучал этот аспект. Хотя охота является одной из важных форм взаимодействия человека с природой с древнейших времён», – отметил директор по работе с органами государственной власти аналитического центра ВЦИОМ Кирилл Родин.

Пуще неволи: охота как часть культурного наследия России

Каков собирательный образ российского охотника? Прежде всего, это, конечно, мужчина (хотя и женщин в российской охоте появляется всё больше, отмечает исследование). Охотник в глазах россиян – мужественный и ответственный человек, который соблюдает неписаный кодекс этики, правила поведения, сформулированные сообществом сотни лет назад: беречь животных, которые заботятся о своём потомстве, помогать зверям выживать в сложные климатические периоды. В среднем российскому охотнику от 45 до 60 лет: дефицит молодых охотников – одна из главных «болей» экспертного сообщества. На кого охотятся в России? На луговую, полевую и водоплавающую дичь, на гусей (это уже отдельная культура охоты, которая набирает всё бóльшую популярность), реже на боровую дичь и крупного зверя, ещё реже – на мелкую промысловую пушную дичь (хотя именно охота на соболя, как утверждают эксперты, позволила зафиксировать нынешние границы России в районе Сибири).

Ролевая модель родом из культурного кода

Охота – важная часть российской национальной идентичности, считают эксперты. Негативные эмоции по отношению к этому явлению, как показало исследование АЦ ВЦИОМ, испытывают лишь 20–25% населения. «Это нормально, в обществе никогда нет какой-либо гомогенной оценки, всегда существует определённая критическая масса, которая не согласна с теми или иными социальными процессами. Если мы сейчас спросим что-нибудь про рыбалку, тоже найдутся те, кто её осуждает», – подчеркнул Родин.

Пуще неволи: охота как часть культурного наследия России

В то же время, как отметила Татьяна Арамилева, директор департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны, использования объектов животного мира и развития охотничьего хозяйства Минприроды, исследование АЦ ВЦИОМ показывает высокую значимость охоты для нашей страны. «Мы видим, что 83% охотников – это не так называемые „статусные охотники“, а простые граждане Российской Федерации, для которых охота – это отдых, возможность побыть наедине с собой и с природой. Охота – это повышение самооценки. Я могу многое сказать про причины, почему люди становятся охотниками. Но, прежде всего, это всё-таки генетический код россиянина, где бы он ни проживал. И пусть не все становятся охотниками, но исследование показало, что охота значима. Что ещё важно: в полученных данных очень чётко звучит, что охотник у наших граждан ассоциируется с настоящим мужчиной, настоящим защитником – и природы, и Родины. Это очень отрадно. Кроме того, охота имеет мультипликативный эффект и в том числе помогает экономике Российской Федерации. Все эти факторы позволяют совершенно по-другому воспринимать охотников», – считает Татьяна Арамилева.

Важный художественный образ

Охотник, сильный, волевой и ответственный, – важная ролевая модель как для многих россиян, так и для русской массовой культуры. «Мы воспитывались на таких прекрасных писателях, как Федосеев, Арсеньев, Олег Куваев, и на сегодняшний день эти традиции не утрачены, наоборот, у нас есть прекрасные писатели, которые пишут сейчас о природе, об охоте: Владимир Топилин, Камиль Зиганшин и другие. Мужественный, немногословный и, что особенно важно, законопослушный – таков образ охотника», – дополнил Леонид Палько, генеральный директор издательства «Вече» и вице-президент Российского книжного союза. Исследование Аналитического центра ВЦИОМ подтверждает: художественный образ охотника во многом перекликается с реальными представлениями россиян. «Записки охотника» Тургенева, «Белый Бим чёрное ухо», живопись, литература и кинематограф – в координатах русской культуры сформирован образ охотника как смелого, волевого и ответственного человека, который соблюдает правила, а также с уважением и заботой относится к живой природе.

Пуще неволи: охота как часть культурного наследия России

Охотники заботятся: о животных, о лесе, о территории депопуляции

Кстати, о заботе: как отмечают эксперты, именно охотники – главные помощники леса и зверей в сложные периоды. «Есть такое понятие – „биотехнические мероприятия“. Это мероприятия, когда охотники по всей стране занимаются поддержкой животных. То есть выкладывают соль копытным. Без этого эти звери не могут. Подкармливают зимой кабанов и других животных. Без активной поддержки, особенно зимой, многие животные не выживут. У нас ещё они разбрасывают прикормку от бешенства лисицам. Этим занимаются только охотники за свои деньги, а это дорогостоящие мероприятия», – рассказал Алексей Гнедовский, издатель «Русского охотничьего журнала», меценат, генеральный директор «Велес Капитал».

Татьяна Арамилева добавляет: именно охота позволяет регулировать баланс дикой фауны на территориях до оптимальных значений, и это уже давно часть естественного эволюционного процесса. «Места обитания могут выдержать только определённое количество зверя. Если популяция чрезмерно растёт, то страдают земли, которые люди возделывают потом и кровью, ценой огромных усилий. Такая ситуация, например, наблюдалась с популяцией сайгака: популяция разрослась и стала уничтожать пастбища и даже вышла на территорию сопредельного государства. В природе всё должно быть гармонично, и популяцией дикого зверя необходимо управлять. А управление популяцией без изъятий невозможно, и никто альтернативы охоте в этом вопросе пока не придумал», – резюмирует Татьяна Арамилева.

Пуще неволи: охота как часть культурного наследия России

Михаил Кречмар, российский зоолог, охотовед, писатель, главный редактор «Русского охотничьего журнала», добавляет: охота и по сей день остаётся востребованным промыслом и даже способом выживания для некоторой части населения нашей страны. Именно охотники поддерживают жизнь в тех отдалённых районах, которые без них давно бы подверглись полной депопуляции. «В удалённых районах люди охотой поддерживают свою жизнь. Причём они реально до сих пор выживают благодаря пушным аукционам: у нас продаётся шкурок соболя столько же, сколько в 80-е годы XX века. То есть на самом деле промысловая охота никуда не ушла. Кроме того, люди едят каждый день дикое мясо, которое они заготавливают в октябре, в ноябре, в декабре. В чём их, вообще, общегосударственная ценность? Они удерживают территорию, где без них никто бы не жил. Там больше нечем заниматься. Это остатки совхозов, госпромхозов, выработанные прииски, на которых сейчас не ведётся работа. Нам часто говорят зарубежные недоброжелатели, что у России слишком много территорий. Так вот, на этих территориях кто-то живёт, и по большей части там живут охотники», – заметил Михаил Кречмар.

Стране нужен молодой охотник

Экспертное сообщество сходится во мнении: необходимы практики передачи знаний, преемственность традиций охоты. «Нам нужны молодые охотники. Чтобы привлечь людей в охоту, нужна молодёжь. Статистику мы видели: основная часть, 70% охотников – от 35–40 лет. В то же время молодёжи это может быть интересно, если привлечь их к процессу. Я воспитывался в „Росохотрыболовсоюзе“, там был районный кружок охотника. Пожилые охотники, пенсионеры, рассказывали, показывали, объясняли, потом брали молодых с собой на охоту. Вот сейчас я не знаю, как с этим обстоят дела», – рассуждает Алексей Гнедовский.

Пуще неволи: охота как часть культурного наследия России

О важности наставничества говорит и Андрей Сицко, врио президента ассоциации «Росохотрыболовсоюз». «Базовые охотничьи знания всегда передавались через наставничество. В советское время даже было требование, что, прежде чем стать охотником, претендент год был кандидатом. То есть он участвовал в биотехнических мероприятиях в охотничьем коллективе, ходил на охоту с охотниками, но не охотился, просто стоял рядом, смотрел, как всё это делается. И действительно привить базовые охотничьи знания, уважение к добыче, получить какие-то базовые понятия о технике безопасности на охоте гораздо проще путём наставничества: этот принцип необходимо развивать. В Сибири, на Дальнем Востоке нет такой проблемы, там это наставничество сохранилось. Ведь теоретически научиться охоте невозможно», – подытоживает Андрей Сицко.

Все статьи номера: Русский охотничий журнал, декабрь 2025

386
Adblock detector