
Памятных мест, посвящённых русской охоте и её культуре в нашей стране, к сожалению, очень мало. Охоте посвящена какая-то часть экспозиций музеев общей русской культуры – царских дворцов Павловска, Гатчины, Государственного Эрмитажа. Есть музей-усадьба Ивана Сергеевича Тургенева «Спасское-Лутовиново», где акцент сделан на знаменитых «Записках охотника» – самой известной книге писателя.
Есть три памятника охотоведам: в Кирове, Иркутске и Уссурийске. Есть в Москве одинокий гипсовый якут со связкой соболей и двустволкой под мышкой – некогда он украшал пространство перед павильоном «Охота и звероводство» на ВДНХ. Но павильон сгорел, и остался таёжный охотник вдвоём с такой же гипсовой девушкой, согревающей гипсовых же лисят, на пустом перекрёстке – недолговечная хрупкая память ушедшей навсегда страны.
Врио президента Росохотрыболовсоюза Андрей Сицко рассказывает: «Воспитание будущих охотников в духе патриотизма и ответственности за сохранение и приумножение природных богатств является одним из приоритетных направлений деятельности Росохотрыболовсоюза, а наличие собственного музея играет в этом образовании немалую роль. Музей охоты в Доме охотника (Головинское шоссе, 1), в 2023 году отметил 35 лет, но проблема в том, что он был не про историю охоты и её роль в нашей стране. Начальная экспозиция создавалась случайным подбором ценных и значимых для охотничьей культуры предметов, а её бóльшую часть занимали чучела, таксидермические группы животных. Что хранилось в запасниках, никто не видел.

В этом состоянии музей существовал до 2024 года. Тогда мы во главе с тогдашним президентом ассоциации Татьяной Сергеевной Арамилевой и некоторыми значимыми участниками охотничьего сообщества приняли решение принципиально модернизировать экспозицию – тем более что от издателя „Русского охотничьего журнала“ Алексея Гнедовского поступило предложение спонсорской и экспертной помощи. Общее собрание Росохотрыболовсоюза приняло решение о выделении музея Росохотрыболовсоюза в отдельную структуру и о создании автономной некоммерческой организации (АНО). Единственным учредителем Центра охоты и рыболовства является Росохотрыболовсоюз. Нужно это для создания современной экспозиции, объясняющей, что такое охота, зачем она нужна сейчас и как развивалась, и превращения музея в центр притяжения заинтересованных охотой людей.
Собственных средств РОРС на ремонт и обновление явно не хватило бы. Поэтому и создали автономную некоммерческую организацию, чтобы можно было привлечь средства заинтересованных людей, организаций и сделать всё по современным музейным технологиям. Все экспонаты старого музея сохранены в фондах и переписаны при содействии специалистов ведущих музеев страны. Найдено много интересного, того, что никогда не выставлялось.
В Наблюдательный совет музея вошли тогда Т.С. Арамилева (председатель Наблюдательного совета) – глава охотдепартамента Министерства природных ресурсов Российской Федерации; А. Д. Гнедовский – генеральный директор „ИК Велес Капитал“; О.Е. Белкин – председатель Калининградского общества охотников и рыболовов; С.В. Ястржембский – российский государственный деятель, дипломат; А.М. Шолохов – российский государственный и политический деятель, депутат Государственной думы VII и VIII созывов, член фракции „Единая Россия“, первый заместитель председателя комитета по культуре Госдумы; Г.А. Дрожжин – академик Российской академии художеств (отделение декоративного искусства, с 2021 г.); Е.В. Тихомирова – эксперт по культурным ценностям, уполномоченная Министерством культуры РФ, председатель Национальной ассоциации оружейных экспертов».

«На деле концепция экспозиции, – говорит директор Музея охоты Варвара Световцова, – практически повторяет концепцию музея от 1982 года, естественно, с учётом прошедших с того времени тридцати пяти лет. Прошлая концепция, к сожалению, так и не была воплощена в жизнь – в том числе по причине ограниченности средств и методов экспонирования. В процессе создания и оформления нового музея мы столкнулись с большими трудностями – прежде всего, потому что среди специалистов музейного дела в нашей стране – более трёх с половиной тысяч музеев только одного Минкульта – нет специалистов ни по охоте, ни по охотничьей материальной культуре. Вообще ни одного.
Есть несколько десятков специалистов по историческому оружию, дворянской культуре XIX века, которую мы со школьных времён привыкли отождествлять с охотой, а вот непосредственно по охоте и её истории музейных специалистов нет. Поэтому мы собираем информацию и экспонаты буквально по крохам, откуда и где только можем. Кроме того, огромных усилий потребовал ремонт старого помещения музея – в этом нам неоценимую финансовую помощь оказало инвестиционное предприятие „Велес Капитал“ и его руководитель Алексей Гнедовский. Работа над экспозицией ведётся активно, однако нам ещё очень многое надлежит сделать. Но мы сделаем, я уверена».
Издатель «Русского охотничьего журнала» Алексей Гнедовский дополняет: «Мы включились в работу над реконструкцией музея на раннем этапе – тем более что у меня лично есть значительный опыт работы с благотворительными проектами, создания долговременных выставочных экспозиций и участия в работе ведущих музеев страны. Мне как страстному, убеждённому охотнику удивительно, что в нашей стране, в истории, в самом становлении которой охота занимала значительную роль, не было и нет ни одного такого музея, который бы отражал реальную роль охоты в становлении России.

Все мы знаем об охоте как о некоей дворянской забаве, части культуры привилегированных классов Российской Империи – и забываем о том, что пресловутая русская псовая охота имела большое хозяйственное значение: это была борьба с хищниками и сельскохозяйственными вредителями. Значительно меньше мы знаем о том, что именно благодаря промысловой охоте на пушного зверя наша страна практически за столетие – с 1582 по 1709 год – увеличила свою территорию более чем в пять раз и приобрела примерно те очертания, в которых мы видим её сейчас.
Движение инициативных отрядов промышленников и казаков доставило нашему государству, ещё только оправлявшемуся от трагических последствий Смутного времени, пушные богатства Сибири – и именно благодаря им Россия смогла встать на ноги и обрести самостоятельную от европейских соседей политику. То, что сегодня наша государственная политика не акцентирует это явление, можно считать её важнейшей недоработкой. Поэтому в экспозиции нашего музея история присоединения Сибири и роль промысловой охоты в этом движении займут одно из ведущих мест. Спонсорская помощь (и, надеюсь, не только моя) поможет сформировать современную экспозицию, которая включит не только чучела зверей и орудия добычи, но и средства интерактивного взаимодействия, макеты охотничьих вольеров, манекены и обучающий фильм. Хочу думать, что сейчас работа над формированием экспозиции находится в надёжных руках и мы в первой половине 2026 года станем свидетелями открытия Музея охоты после реновации».
Все статьи номера: Русский охотничий журнал, декабрь 2025


