
История работы ассоциации «Росохотрыболовсоюз» уходит к моменту её основания. И руководство РОРС, и рядовые охотники прекрасно понимали простую истину: без детей у охоты нет будущего. Поэтому работа по воспитанию будущей смены шла сразу по всем фронтам. Прежде всего дома, в семье.
В прошлом веке, когда понятия «охрана и защита природы» были тесно связаны с охотой, участие в охоте детей в качестве зрителей, когда отец или дед брали с собой детей или внуков, считалось делом естественным. Работа государственной машины не только не мешала этому, но всячески поддерживала. В подтверждение этого говорит количество фильмов, как художественных, так и научно-просветительских, направленных на воспитание любви к природе, где охотник всегда был показан положительным героем, а браконьер выступал главным злодеем. Например, «Жизнь и приключения 4 друзей», «Тропой бескорыстной любви», «Дерсу Узала» и т. д.
Росохотрыболовсоюз, в свою очередь, взял на себя роль профессионального наставника, чего-то среднего между семьёй и государством. При каждом обществе охотников и рыболовов, коих по стране было в каждом районе, функционировали секции юных охотников, занятия в которых вели, как правило, штатные сотрудники обществ, профессиональные охотники, охотники-любители и даже учителя биологических наук. В РОРС была разработана программа обучения, по которой слушатели, ребята от 10 до 16 лет, подробно изучали биологию животных, знакомились с основами таксидермии, принимали активное участие в биотехнических мероприятиях. Если в семье не было охотников, то члены секции с определённого возраста могли участвовать в охотах в качестве ассистентов с другими охотниками.
Подобная деятельность не приносила никакой выгоды и одной из первых попала под удар, когда наша страна встала на коммерческие рельсы. Результаты этого мы видим уже сейчас. Молодёжь всё меньше идёт в охоту, у многих сформирован искажённый образ охотника как врага дикой природы. Но это не так! Огромный удар по воспитанию будущих охотников, спортсменов-натуралистов, нанесла отмена системы ДОСААФ. В 1980-е годы в каждой без исключения школе был тир для стрельбы из малокалиберной винтовки, в котором старшеклассники каждую неделю совершенствовали свои стрелковые навыки. И мы ничего не слышали о массовых расстрелах в школе, хотя оружие (и много оружия) хранилось непосредственно по месту учёбы.
Сегодня для того, чтобы получить право на стрельбу из малокалиберки – самого распространённого в мире спортивного стрелкового оружия, в нашей стране надо иметь пятилетний стаж владения гладкоствольным, которое во всех отношениях является оружием, гораздо более мощным. Для не отслужившего в армии человека путь к владению охотничьим оружием открывается с 21 года, хотя после призыва в 18 лет молодому бойцу могут дать в руки даже не автомат, а современное артиллерийское орудие или ракетную установку. Где логика?
Но есть энтузиасты, которые понимают, что ситуацию нужно менять. В некоторых обществах ассоциации секции юных охотников продолжали работать все эти годы, где-то идёт подготовка к их открытию в будущем. Неплохо зарекомендовали себя проекты сотрудничества обществ РОРС с учебными учреждениями, когда студенты и курсанты добровольно могут получить допзнания в сфере, касающейся охоты, а затем получить удостоверения юных охотников. В самом РОРС действует несколько программ, организованных совместно с профильными учебными заведениями. Студенты-биологи проходят выездные семинары и занятия со специалистами РОРС. Говорить с молодёжью нужно, но лучше начинать с детей. Именно в детском возрасте у нас формируются основные понятия добра и зла, а увиденное откладывается на всю жизнь.
Но сама задача по работе с молодёжью слишком глобальная, чтобы с ней могла справится даже такая крупная организация, как наша. Нужна поддержка со стороны всех заинтересованных сторон и прежде всего государства. Об охоте можно и нужно рассказывать на уроках «Разговоры о важном», нужно продумать программу льгот для обществ, которые проводят такую работу, вводить курсы молодого следопыта, стрелка в программах летних лагерей и в домах творчеств, где дети занимаются в школьный период. Необходимо дать «зелёную улицу» энтузиастам, готовым работать с подрастающим поколением, передавать им свои опыт, знания, чувство дикой природы, развивать интерес к животному миру, к жизни зверей, птиц, учить умению не покорять природу, а вживаться в неё, чувствовать себя с ней одним целым. Такие люди у нас есть, и они заслуживают всесторонней поддержки. Знания и умения, которые дети получат благодаря им, не только пригодятся в жизни, но и могут сыграть решающую роль в защите Отечества.
Все статьи номера: Русский охотничий журнал, июль 2025