Наряду с московскими выставками («Гостиный Двор», ВВЦ, «Крокус-Экспо») и конвенцией SCI в Лас-Вегасе мне довелось посетить германскую охотничью выставку Jagd und Hund в Дортмунде, которая считается крупнейшей в Европе, в январе 2019 года.
Выставка расположилась в 10 павильонах. Первый павильон – кулинарный фестиваль Wild Food Festival, который проводился в этом году впервые. Можно было стать участником или зрителем уроков от шеф-поваров, узнать новые рецепты, продегустировать и приобрести готовые продукты из дичи. Павильоны 2, 2N и 3A отданы под выставку Fish und Angeln («Рыба и рыбалка»), которая всегда проводится параллельно с охотничьей. Павильон 3B – транспорт, техника для охоты и леса, которую я лично прежде никогда не видел: складные вышки, передвижные сауны плюс новые модели автомобилей. Павильоны 4 и 5 – охотничья одежда и охотничьи аксессуары: просто большой магазин всевозможных товаров для охоты, такого ассортимента гарантированно нет ни в одном из наших охотничьих магазинов. Павильон 6 – оружие, оптика плюс огромный стенд охотничьего общества федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия, на территории которой и проходит выставка. Павильон 7 – охотничьи путешествия: возможность пообщаться со всеми крупными и известными аутфитерами мира, а также с менее крупными, которые часто предлагают новые и редкие направления, например охоту в Швеции, Шотландии, Румынии или Болгарии. Павильон 8 – охотничьи собаки; основной интерес представляют клубы охотничьих пород.
Разница в атмосфере Jagd und Hund и SCI бросается в глаза. SCI – такой большой зал переговоров: компьютеры, презентации, встречи, дежурные улыбки, постоянная спешка. В Дортмунд люди приезжают пообщаться, закупиться товарами и выпить пива с хорошей местной закуской. На американскую выставку съезжаются охотники со всего мира, здесь же в основном немцы и европейцы. Статистика прошедшей выставки подтверждает мои впечатления. В 2019 году жители Германии составили 87,6% посетителей, а иностранцы – только 12,4%. В один-единственный день на выставке мы познакомились и пообщались со многими интересными людьми, и все они были очень дружелюбными, словоохотливыми, доброжелательными, приветливыми. Когда мы говорили, что специально приехали из России, у каждого находилась своя история о Москве или охоте в России.
Павильон – не просто череда стендов. На кулинарном фестивале весь день проходили мастер-классы по кулинарии. Несколько тем мастер-классов, которые транслировались на огромном экране: «Дикий обед из косули под пиво», «Дикая Азия: охота и охотничьи рецепты из Азии», «Рецепты из бедра косули», «Кабан – два абсолютно разных и абсолютно простых рецепта», «Канапе из дичи». В павильоне одежды модели на подиуме демонстрировали мужскую и женскую охотничью одежду. В павильоне охотничьих собак я, как владелец дратхаара, не мог оторваться от дефиле дратхааров. Руководитель клуба со сцены рассказывал об особенностях породы. Особенно запомнились слова: «Даже в такую холодную погоду, как сегодня (а на дворе было –3ºС), дратхаары благодаря своей шерсти чувствуют себя комфортно!» В течение дня на сцене выступали собаки всех охотничьих пород.
В павильоне оружия и оптики демонстрировались интерактивные тиры очень высокого качества: полная иллюзия присутствия на охоте, настоящее оружие, имитация выстрела, отдача ствола, звук выстрела, точка попадания и, главное, картинка, взятая с реальных съёмок на природе. Я долго наблюдал за пожилым немецким охотником лет 80: он стрелял в тире, но по эмоциям, отражающимся на его лице, можно было подумать, что он стоит на номере! Он переживал промахи, радовался попаданию, выбирал трофей, выцеливал, всё как на охоте! В павильоне охотничьей техники можно было самому проехать на внедорожнике по спецполосе, а также посмотреть ежедневную программу – работу охотничьих собак или ловчих птиц. В павильоне охотничьих путешествий на стенде таксидермической студии на твоих глазах с нуля изготавливали чучела лисицы и куропатки. На большом стенде охотничьего общества федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия (где и проходит выставка) была представлена большая экспозиция «Охота для детей».
Посетителей на выставке было очень много. Залы переполнены людьми. Каждый пятый посетитель пришёл на выставку со своим четвероногим другом. Почти у каждого в руках много сумок, пакетов и даже чемоданы на колёсиках с только что сделанными покупками. То есть это хоть и выставка в классическом значении «и себя показать, и на других посмотреть», но вместе с тем это и ярмарка-продажа, то есть все новинки, представленные на выставке, можно сразу же купить. Я тоже не удержался от покупок. Себе я приобрёл костюм (брюки и ветровку) из очень тонкой клеёнчатой, но бесшумной ткани, разборные палки для горной охоты, которые я никак не мог найти в Москве, декоративную подушку из гобеленной ткани с охотничьим мотивом, забавную подарочную фляжку на 1,8 литра, маленькую охотничью рубашку защитного цвета с элегантно вышитой головой оленя для внука – то есть всё то, чего в Москве или нет, или стоит очень дорого. Мне понравились «гребешки» – проблесковые маячки для охотничьего автомобиля, которые можно установить на крыше и таким образом обозначить, что машина служебная. Но в этом году надписи на них были только на немецком. Пообещали, что в следующем году уже можно будет заказать «гребешки» с надписями на любых языках.
Почему же у нас всё как-то не так в вопросе организации выставок? Наверное, на это есть несколько причин. Первая и главная – нет правильной экономики, бизнес не видит своей выгоды. Охота в Советском Союзе была мясной, и то, что мы имеем сейчас, это отголосок того времени. Тогда не было традиций охоты как здорового, культурного времяпровождения, хобби, досуга, на который человек не жалел бы тратить деньги, как это было в царское время или как это происходит в Европе и Америке сейчас. Второе – у нас нет единого управляющего звена, а государство в лице департамента не занимается этой проблемой. Хотя, казалось бы, чего проще – собрать заинтересованных людей, определить общий подход к выставкам: например, «Гостиный Двор» – оружие и охотничьи путешествия, ВВЦ – ярмарка-продажа, «Крокус-Экспо» – выставка российских охотничьих компаний. Но ничего, мы живём надеждой и пока продолжаем учиться этой культуре у наших немецких коллег.
В конце немного сухих цифр и статистики о выставке 2019 года. 800 участников из 40 стран мира. 82 000 посетителей. Стоимость входного билета на один день на человека – 19 евро. 9 из 10 посетителей остались довольны выставкой и намерены посетить её в следующем году. Следующая выставка Jagd und Hund пройдёт в Дортмунде 28 января – 2 февраля 2020 г.
Русский охотничий журнал, март 2019 г.