Охота за рубежом

Как же нас занесло в Киргизию?

Раньше мы в основном охотились в привычной для нас средней полосе и на тех животных, которые водятся в этих краях. Главной особенностью средней полосы России является густой лесной покров, поэтому характер охоты и дистанции соответствуют этим условиям: чаще всего это малоподвижная загонная охота или вышка. Горная же охота подразумевает перемещения на большие дистанции, осложнённые суровыми погодными условиями. Если хочешь проверить себя на прочность, горная охота – твой вариант!

Помимо охоты у нас есть ещё одно хобби – высокоточная стрельба. Так как горная охота одна из наиболее требовательных к навыкам стрельбы, испытать свои силы в этом деле было бы отличной возможностью применить отточенные навыки. Так и родилась идея поехать в Киргизию. Разумеется, для такой охоты необходима должная физическая подготовка, а также соответствующие оружие и экипировка.

По следам козерога: трофейная охота в Киргизии

В стрельбе мы практиковались под чутким руководством нашего тренера Сергея Кириченко. Стреляли по бумаге на группы, по гонгам на разные дистанции до 1,5 км, с переносом огня и дуплетом, из неустойчивых. Именно Сергей пробудил в нас интерес к горной охоте. На одном из стрельбищ, где обычно проходят наши тренировки, сделана горка из камней, где мы отрабатывали реальную ситуацию охоты в горах: если на этой каменной россыпи найти стабильное положение и попасть на 900, тогда на охоте на 500–700 м можно стрелять уверенно, объяснял нам Сергей.

Следуя его советам, к поездке мы готовились заранее. За пару месяцев до выезда Андрей – мой друг – тренировался по своей программе на степпере. Я же раз в неделю ходил на беговой дорожке: ставил 15 градусов и надевал рюкзак с двумя блинами от штанги. Дополнительно я брал уроки верховой езды, ведь нам предстояло много перемещаться на лошадях. Такие тренировки нам очень пригодились!

Приезд и первый трофей

Местом нашей охоты был Нарынский район (юго-западная окраина долины Арпа), находящийся в восьми километрах от китайской границы. Это западная часть хребта Торугарт – одного из хребтов Внутреннего Тянь-Шаня, являющегося самой высокогорной зоной Киргизии. Это крайне труднодоступное место, куда забредают лишь охотники, чабаны да пограничники.

Погода ожидалась не слишком суровая, и охота должна была быть нам по силам. Единственный фактор трудности – высокогорье. Основной лагерь располагался на отметке 3200 метров. Такая высота заметно отражается на самочувствии: организм не получает насыщение кислородом в достаточной степени. Даже наклонившись завязать шнурки, выпрямляешься с одышкой. Поэтому дополнительно мы принимали таблетки, которые обычно пьют альпинисты, чтобы облегчить организму адаптацию к новым условиям.

В первый день после прибытия на охоту мы не выходили: привыкали к высокогорью и пристреливались. Это очень важный момент, который некоторые охотники неразумно игнорируют. Адаптировались, пристрелялись и для закрепления результатов попали по три раза в белый камень на 700 метров – это подняло нашу уверенность в себе и дало понять егерям, что мы готовы.

Наш первый выезд на охоту пролегал по фантастической красоты маршруту вдоль русла горной реки. Изрытые выветриванием склоны, покрытые невысокой жёлтой травой, с одной стороны и заснеженные вершины гор с другой. Под копытами лошадей – вулканический песок, чёрные камни, между которыми текут стремительные потоки ледяной кристально чистой воды. Двигаясь по реке, мы заметили козерога-часового на склоне под берегом. Оставили наших лошадей у воды и направились в горы.

По следам козерога: трофейная охота в Киргизии

Пройдя дальше, мы увидели группу самцов, которые медленно поднимались по склону в 350 метрах от нас. Так в первый же день охоты моим другом Андреем был добыт наш первый трофейный козерог. Мы коллективно выбрали рогача понаряднее. Тренер Сергей, как и ранее на тренировках, задал точную дистанцию 418 метров, угол +18 градусов. Андрей докрутил барабан и убрал кратность до 12. Выстрел! Рогач, как подкошенный, скатился к подножию склона. Интересно, что его собратья никак на это не отреагировали. Меланхолично проводив товарища взглядом, они продолжили движение вверх по склону, просто чуть ускорив шаг. Все оставшиеся дни мы гонялись за моим трофеем.

Большая удача

Во время охоты с нами произошёл уникальный случай, от которого были в восторге даже наши егеря. После того как был добыт трофей Андрея, мы вернулись в лагерь и уже готовились к ночлегу, как вдруг появились грифы (а это птицы довольно большие, с размахом крыльев около двух метров). Не садясь на землю, они кружились как раз над тем местом, где мы добыли первого козерога.

По следам козерога: трофейная охота в Киргизии

Спустя какое-то время мы заметили, что грифов становилось всё больше – налетело 10–12 птиц. Мы начали внимательно присматриваться к скале, размышляя, что же могло их так привлечь. Тогда на одном из камней мы увидели снежного барса. Егеря знали о том, что в их горах они водятся. Они заметили барса безо всякой оптики, когда тот вышел погреться на скалу в 800 метрах от нас. Сейчас в Киргизии барсов немного, но их популяция постепенно увеличивается. Мы тут же достали трубу, чтобы его рассмотреть.

Снежный барс ничуть не меньше козерога, при этом вид у него очень свирепый. Это была большая удача, ничуть не меньшая, чем добыча козерога!  Ещё дня через три на одной из соседних гор мы увидели медведя. Для этой местности это ещё более редкое явление. И если о том, что барсы здесь водятся, егеря знали, то о том, что у них в горах гуляют медведи, даже не подозревали. Мишка шёл поперёк снежного склона, поэтому в трубу его можно было хорошо рассмотреть.

В горах Киргизии

Мы жили в двух лагерях: базовый был разбит у реки, второй находился в двух часах езды от него и заходил на дальний регион угодий. Каждый раз ездить с базы было очень далеко: пока доехали, пока нашли животных, уже начинало темнеть. Поэтому, в основном ночуя в базовом лагере, в случаях длинных выездов мы останавливались во втором.

По следам козерога: трофейная охота в Киргизии

Что мне показалось самым необычным в этих горах – там совсем нет эха. Абсолютно звенящая тишина. Такое царство безмолвия. Для меня это было удивительно, так как обычно горы всё же дают какое-то отражение звука, а вот здесь никаких звуков не отражалось. Интересно и необычно также то, что такого иссиня-чёрного неба, которое битком звёздами набито, как это обычно бывает в горах, нет. Небо красивое, но звёзды видно только большие и очень яркие.

Ближе к нарядным рогачам

Главным подвохом охоты за моим трофеем стала вылазка в один из дней в ущелье, где, по словам егерей, точно должны были быть козероги. По дороге мы встретили большую группу самок, чуть позже – молодых самцов, но нарядных трофеев среди них не было. Мы поднимались дальше: около трёх часов на лошадках на высоту 4200 метров. Я с трудом себе представлял, что лошади могут успешно передвигаться по такой пересечённой местности с сурчинами и промоинами, а потом подниматься и спускаться по очень крутым склонам. Это было какое-то прозрение. Там, где они лезли в гору, мне казалось, что пешком невозможно идти.

По следам козерога: трофейная охота в Киргизии

Но лошади далеко не всегда были покладисты. На одном особенно крутом склоне самый молодой жеребчик встал как вкопанный и напрочь отказался идти дальше. Пришлось оставить его на маршруте, благо лошади возвращались в лагерь тем же путём. Он долго жалобно ржал нам вслед, пока его наездник – молодой егерь – продолжал путь вверх пешком, держась за хвост одной из наших лошадей. Это было невероятно – подняться бодрым шагом с высоты 3900 метров до 4200 метров по крутому склону, держась за хвост лошади!

На высоте 4200 нас ждал фантастический вид. Зубцы вершин, которые по большей части чуть ниже или чуть выше той, на которой были мы, вокруг нас. И практически до горизонта в обрамлении гор раскинулась долина Арпа. Там мы устроили привал. Чай и бутерброды в таком живописном окружении были особенно вкусными. Ещё три часа мы шли по хребту до того места, где в том ущелье был возможен спуск. Дошли, посмотрели вниз, а там… никого!

Эта охота стала для меня путешествием открытий. Я представить себе не мог, что по такому крутому осыпающемуся склону можно спуститься. Мы съезжали по нему, опираясь на палки, ещё 3 часа. Находились до упаду.

По следам козерога: трофейная охота в Киргизии

Чтобы забрать нас, с базы навстречу нам выехала машина. Шум автомобиля, по-видимому, напугал козерогов, которые находились по другую сторону ещё одного хребта. Через него-то и спускалось в наше ущелье стадо козлов с великолепными нарядными рогами. Испуганные звуком машины, они понеслись мимо галопом в подъём, с которого мы только что скатились.

Егерь схватил меня и закричал: «Стреляй!». Но одно дело – прицелиться и выстрелить, когда зверь малоподвижен, и совсем другое, когда он стремительно поднимается вверх. Я попытался дотянуться до него уже на 830 м, но не попал. В этой спешке я не сумел занять удобную позицию для стрельбы: угла не хватало даже на полностью поднятых сошках. Это была моя первая встреча с достойным трофеем, но условия не позволили взять над ним верх. После этой попытки мы вернулись в основной лагерь.

На следующий день нас подвела погода: туман, снег, видимость не дальше 100 метров. Погода не менялась, и мы сидели в лагере весь день, набираясь сил после приключений предыдущего дня.

Новая попытка

На следующий день погода прояснилась. Распорядитель охоты предложил нам проехать до конца охотничьих угодий, уверяя (видать, ему сон был накануне), что там, в одном из ущелий, мы наконец найдём рогачей. До того места мы добирались пять часов на лошадях, встретив по дороге самок всех мастей: и козерогов, и снежных баранов, и косуль. Но именно заветных рогачей там вновь не оказалось!

По следам козерога: трофейная охота в Киргизии

Пять часов туда, четыре обратно. Навстречу вышел распорядитель охоты и сказал, что рогачей видели неподалёку. Времени было уже около пяти, до темноты оставалась пара часов. Мы прыгаем в машину, проезжаем часть пути, дальше опять идём пешком вверх по руслу горного ручья. Начался снег, видимость сильно упала. Темнеет... «Никого уже не увидим сегодня», – поняли мы и пошли обратно. Как раскатанные катком вернулись в лагерь.

Долгожданный трофей

Наступил последний день нашей охоты. Утро было многообещающим: ясная погода с умеренным ветром, свежий снег, на котором хорошо и далеко видны следы. Прибежали егеря со словами, что трофей нашёлся и надо ехать. Без завтрака, быстро одевшись, мы сразу же отправились в путь. Прибыли на то же место, где накануне поиски не увенчались успехом. Выпал снег, и вся наша камуфляжная одежда на снегу была ярко видна. Мы переоделись в белые маскхалаты, и уже подбирались, прижимаясь к складкам местности. И всё же в тот день рогачей мы нашли!

По следам козерога: трофейная охота в Киргизии

Ты понимаешь, что сегодня последний день охоты, завтра точно уезжать, а трофея ещё нет. И вот он стоит на горе. У тебя есть один шанс в него попасть. После выстрела ты смотришь на животное, что с ним происходит. Пока оно продолжает стоять, сердце сжимается или просто останавливается. Выстрел – это мгновение, но пока ты не увидел результат, кажется, что прошла минута. Свой трофей я добыл в девять утра. Дистанция – 589 метров, угол, как у Андрея, +18 градусов.

Именно за эмоциями люди и ездят в горы! Чтобы прожить и прочувствовать этот завершающий, волнительный момент охоты, когда ты всё преодолел. На тебе лежала большая ответственность, и ты воспользовался своим шансом: зверь замер на месте, не побежал; выстрел был правильный, по месту. И вот он – долгожданный трофей: охота состоялась! Пока я радостно фотографировался, из долины начал стремительно подниматься туман и видимость снова упала до минимума. К счастью, дело было сделано: отменный рогач добыт!