Бараны, козлы, быки

Охотиться на дагестанского, или восточно-кавказского, тура я отправился в Азербайджан вместе с тремя старыми товарищами: коллегами Мушфигом и Арзу и Виктором Николаевичем Кимом.

После нескольких месяцев подготовки 21 июня мы, наконец, вылетели в Баку. В аэропорту имени Гейдара Алиева нас встретили организаторы охоты. Таможенные процедуры мы прошли молниеносно: в современном бакинском аэропорту для получения заполненной декларации достаточно подойти к компьютеру, ввести ФИО, паспортные данные, нажать одну-две кнопки – и вот уже на руках у вас нужный документ. Документы на оружие заранее подготовила встречающая компания.

Из аэропорта на автобусе мы за четыре часа добрались до границы с Дагестаном, в лезгинский поселок Истису (в переводе с азербайджанского означает «горячая вода»). К слову сказать, местные люди не могут везти куда-то гостей четыре часа и ни разу их не покормить! Поэтому по пути мы заехали позавтракать в небольшой поселок, где нас угостили азербайджанской яичницей. Рецепт приготовления ее может показаться русскому человеку немного странным: несколько крупных помидоров обливаются кипятком и очищаются от кожуры, потом мякоть долго жарится (а точнее говоря, кипит) на сливочном масле (настоящие азербайджанцы все готовят только на сливочном масле) и после этого в получившуюся массу добавляется несколько яиц. Едят такую яичницу исключительно лепешкой.

Блиц-охота в гостеприимном Азербайджане

После плотного завтрака и еще нескольких часов пути мы поднялись на высоту 800 метров, где нам предстояло перегрузиться в «КАМАЗ» и подняться по заросшим травой склонам гор и каменистым горным речкам на высоту 1400 метров, где мы должны были передохнуть в перевалочном лагере. До пункта назначения мы добирались 3,5 часа. На базе нас, разумеется, опять же ждал сытный ужин. Местный повар приготовил национальный суп нохут, картошку, мясо, курицу и компот. После ужина мы распаковали вещи, чтобы остаться в лагере на ночевку.

В 8:30 следующего дня мы выехали на лошадях в базовый лагерь. В этот день нам снова предстояло подниматься, теперь уже с 1400 метров до 2900. Всего было четверо охотников и семеро сопровождающих, каждый ехал на своей лошади, изрядно нагруженной хурджумами, и только у двух егерей не было транспорта, и они все время шли пешком за нашей колонной. Выносливости этих людей можно было позавидовать: мне и на лошади-то ехать было непросто, а они, не отставая от нас, шли пешком почти 6 часов. Мы поднимались по берегам горных рек, пересекли несколько водоразделов, переехали один горный перевал на высоте 2200 метров, затем спустились на 1800, перешли снова несколько русел рек, опять преодолели перевал на высоте 3000 метров и опять спустились на 100 метров. Дорога пролегала по удивительным местам. Я не могу передать словами красоту местных пейзажей – ярко-зеленая трава соседствует с ярко-голубым безоблачным небом и ярко-белым солнцем! Лучше, как говорится, один раз увидеть! В 14:30, уставшие и измотанные, мы, наконец, добрались до лагеря.

Через час наш руководитель Садык решил, что Мушфиг и Виктор Николаевич первыми пойдут на разведку. Мы с Арзу принялись разбивать лагерь. Еще через 30-40 минут мне по рации поступила команда выдвигаться следом за «разведчиками», которые увидели зверя. Предполагалось, что если кто-то из них будет стрелять, то звери после выстрела побегут наверх. Вот там-то нам и посоветовали сделать засаду.

Еще через час аналогичная команда поступила Арзу. Тем временем наши товарищи на высоте в 3200 метров скрадывали туров. Им удалось приблизиться на 300 с небольшим метров к группе туров, которая лежала, отдыхая на траве. Посовещавшись, Садык предложил подойти еще ближе. Мушфиг сел с одной стороны от перевала, а Виктор Николаевич – с другой. Мушфиг стрелял первый. Удачный выстрел со 150 метров принес нам первый трофей. Туры бросились бежать. Виктор Николаевич выбрал цель и стрелял уже бегущего козла с расстояния в 250 метров. Попадание было в заднюю часть животного, и выходное отверстие позже нашли в районе груди. Мушфиг добыл старого тура, рога – 80 сантиметров. Стрелял он из карабина Sauer 202, калибр 7mm Rem.Mag. Виктор Николаевич добыл трофей средний или чуть выше среднего. Стрелял из любимого Blaser 300Win Mag, патроном Norma Nosler Accubont 11,7.

На следующий день на охоту отправились мы с Арзу. Егерь разбудил Арзу в 5 утра и предложил встать на переходе в часе ходьбы от лагеря. Как только Арзу занял огневую позицию, вдалеке показалась группа козлов, поднимавшаяся вверх по склону. Он тоже сделал успешный выстрел, добыв нам третьего тура.

Блиц-охота в гостеприимном Азербайджане

Моя охота началась в тот же день в 8 утра. Я и два моих проводника – со мной шли Садык, организатор охоты, и Эльнур, местный, который хорошо знал эти края – догнали егеря и Арзу, после чего впятером продолжили искать козлов. Почти сразу мы нашли группу туров. Звери находились на расстоянии 1800 метров, на противоположной стороне скалы, за ущельем, и подходить к ним было крайне неудобно, потому что требовалось сначала спуститься в ущелье и затем снова подняться на гору. Мы решили продолжать поиски, двигаясь вдоль склона. Пролазав полдня по горам, мы так и не нашли ничего достойного, и поэтому примерно в 14:30 все же стали обдумывать, как бы нам перебраться на противоположный склон. Надо отдать должное нашим сопровождающим: меня несколько раз настойчиво предупреждали, что добраться до зверя будет непросто. Однако я и не подозревал, что будет настолько непросто, поэтому согласился.

Добраться до зверя нужно было примерно до половины шестого. Склон под нами был слишком крут для спуска, поэтому мы прошли еще несколько метров вперед и уже там начали спускаться с высоты 2600 метров примерно на 500 метров вниз. Добравшись до ущелья, стали подниматься на 160 метров. То, что я забрался на эти 160 метров, было исключительно заслугой Эльнура. Человеку, у которого нет опыта подобного восхождения, может показаться, что 160 метров – это немного. Но, если задуматься, 160 метров – это почти 50 этажей! А идти приходится далеко не по лестнице. Через 40 метров даже физически подготовленному человеку с непривычки становится дурно. Поэтому поднимался я с помощью «лифта» – Эльнур протягивал мне палку и тащил наверх. Таким образом мы и поднялись. Однако вышли мы не в нужном месте, пришлось пройти еще несколько сотен метров в сторону вдоль склона. Наконец мы подкрались к большому стаду и остановились метрах в 80 от него. Некоторое время мы рассматривали животных и совещались. Садык меня сориентировал, указал на подходящего зверя, я высунулся из-за склона и выстрелил. Зверь лег на месте.

Звук от выстрела заполнил все ущелье. Туры бросились бежать. Огромное стадо пронеслось прямо под моими ногами – метрах в пятидесяти. Я смотрел на это зрелище и вдруг заметил одного огромного самца, настолько выделявшегося среди своих собратьев, что не обратить на него внимания было совершенно невозможно. Это был монстрообразный тур, настоящий гигант, с огромными рогами, каких я не видел раньше. В голове у меня мелькнуло: «Это еще один зверь, да еще и больше предыдущего!» Мысленно я быстро произвел экономически-математический расчет. Но охотничьему инстинкту мои расчеты были побоку. Я вскинулся и выстрелил. Трофей скатился вниз.

Нам предстояло спускаться за зверем. Спускался я, как и поднимался, совсем не быстро. Эльнур толкал перед собой тура и даже с учетом этого двигался быстрее меня и пришел первым. Садык упорхнул вниз, спускаясь по вертикальному склону так, будто он бежал по лестнице в метро. Через несколько минут он уже кричал мне снизу: «Метр! Метр!» Так я узнал, что длина рогов второго трофея – 103 сантиметра. Трофей рекордный, как нам сказали, в последнее время в этих местах добывали не больше 92 сантиметров.

Блиц-охота в гостеприимном Азербайджане

Мы успешно замерили оба трофея. После фотосессии загрузили рога и шкуру, мясо заложили камнями, чтобы забрать его на следующий день. Но радоваться было некогда, нам предстоял еще обратный путь – с 2100 метров нужно было подниматься обратно, на 900 метров вверх. В 18-18:30 мы двинулись по направлению к базе. Идти можно было только пешком. Ехать верхом опасно – очень уж крутой там подъем, можно и самому упасть, и лошадь погубить. Через некоторое время я вновь обессилел. На этот раз у нас уже была лошадь, и мне предложили уцепиться за хвост и идти за ней по пятам. Так я прошел большую часть пути.

На базу мы добрались в 23:30. После таких приключений я не хотел ни есть, ни спать. Не хотелось вообще ничего, кроме дурацкой кока-колы. Потом я уже проконсультировался с врачами, и мне объяснили, что кола в этой ситуации так соблазнительна, потому что содержит кофеин и сахар и имеет тонизирующие свойства. Я выпил колу (ее предусмотрительно взяли в большом количестве), пять стаканов горячего чая и после этого, еле-еле добравшись до палатки, уснул мертвым сном.

На следующий день состоялся охотничий совет. Поскольку каждый добыл, что хотел, да к тому же ночью погода резко переменилась и с утра не переставал идти дождь, который сменялся градом и даже снегом, мы решили не откладывать и в 10 утра начать спускаться. Мы быстренько свернули наш лагерь и двинулись. Из-за испортившейся накануне погоды обратно идти было гораздо сложнее, но за шесть часов мы все-таки добрались до базы.

Блиц-охота в гостеприимном Азербайджане

Вместо того чтобы переделать билеты и улететь в Москву на пару дней раньше, мы решили провести их в Баку. Город оставил удивительно яркое впечатление. Но самые яркие впечатления от Баку и от всей страны в целом – все-таки кулинарные. Как угощают гостей в Азербайджане – так не угощают нигде в мире. В заключительный вечер нас пригласили на ужин в бакинский ресторан «Фирюза». Нас угощали необыкновенно вкусной азербайджанской картошкой, мясом, долмой, шашлыками, кутабами. Казалось, блюдам нет конца. Мы наелись. Но тут нам принесли плов. Что я, думаю, плов никогда не ел, что ли, тем более азербайджанский плов очень специфический на вкус – он сладкий. Попробовать решил исключительно из вежливости – но остановился я, когда уже съел всю порцию. После этого совершенно безжалостные официанты принесли нам еще и сач. Гостеприимность и качество азербайджанской кухни, безусловно, достойны множества комплиментов.

Также поблагодарить хотелось бы компанию Global Safaris и лично Асифа Ильясова, который организовывал нам этот тур. Все было сделано на высшем уровне – мы охотились в прекрасных угодьях, зверя было много, трофеи хорошие, люди сработали профессионально.