Охота и туризм – что общего? Совместимы ли ведение охотничьего хозяйства и туристическая деятельность? А может быть охота – это и есть туризм? Давайте попытаемся разобраться, и начинать нужно по порядку – с терминов и определений.
Однажды мой хороший товарищ, организатор и идейный вдохновитель «Большой Байкальской тропы» Андрей Сукнев почти шёпотом поведал мне страшную «военную тайну» в определении туризма как вида человеческой деятельности: «Туризм – это продажа впечатлений!». Тогда я подумал: как же просто и как точно! Мы тратим своё время, платим деньги, чтобы получить новые впечатления и особое состояние души. Но ведь это же можно сказать и про приобретённое состояние охотника! «Туризм с ружьём, собакой и стрельбой по бедным зверюшкам!? Какой же это туризм!?» – возразит всезнающий зоозащитник или осведомлённый во всех сферах телезритель. Не экологично как-то… Вот, другое дело –экологический туризм!
А могут ли охота и охотничье хозяйство в принципе совмещаться с экологическим туризмом? Был у меня в жизни проект, о котором я могу рассказывать с чувством полного удовлетворения, – это экологическая тропа в Белозёрском государственном природном заказнике, который расположен в центре Курганской области. Опыт экологических троп Андрея Сукнева натолкнул на мысль о возможности какого-то совмещения экологического туризма с охотничьим хозяйством. Идея простая: оборудуем экологическую тропу для студентов и школьников, наполняем её всевозможными видами биотехнических сооружений, применяемых в охотничьем хозяйстве, искусственными гнёздами для птиц и дополняем информационными стендами о местной флоре и фауне.
Это был такой первоначальный скелет, который можно ежегодно дополнять и совершенствовать, что мы и делали. Эффект усилился троекратно, когда к проектированию тропы подключилась уважаемый в регионе эколог Светлана Кузнецова, руководитель местного школьного лесничества Ирина Кошелева, учёные Курганского государственного университета и другие увлечённые идеей люди. Экскурсионную программу тоже сами разработали и рассказывали детям о существующем рядом с нами мире дикой природы, какие здесь правят законы, чего стоит жизнь, насколько всё сложно и как человек на всё это влияет. Большинство посетителей впервые для себя открывали, что есть такая сфера деятельности – охотничье хозяйство, направленное на разведение диких животных в естественной среде их обитания. Дети, кроме прочего, были в восторге от попадания в «параллельный мир».
Местные туроператоры в первый же год оценили качество программы и перспективность направления, загрузка тропы была сверх наших ожиданий. Изначальная гипотеза оказалась рабочей на территории государственного заказника под управлением государственного казённого учреждения. Это я к чему? Есть гипотеза, что подобное вполне может сработать в отдельном охотничьем хозяйстве, и надо бы эту гипотезу, наконец, проверить. Есть у меня подозрение, что если всё организовать по уму, то охотхозяйственную деятельность можно совместить с экологическим туризмом и просвещением школьников и студентов. Но будет ли мотивация охотничьих хозяйств в развитии этого направления? Вот иностранный охотничий туризм – это дело и деньги! По понятным причинам про въездной охотничий туризм нет сейчас желания писать, и вряд ли в ближайшее время оно у меня вдруг появится. Какой здесь веет свежестью и перспективами, коллеги знают.
А что делать с нашим внутренним охотничьим туризмом? Резервы внутреннего рынка должны же быть, вот чиновники разных уровней об этом любят говорить, и даже программы в регионах активно принимаются. Недавно проанализировал текст государственной программы «Развитие туризма в Курганской области» (Постановление Правительства от 29.12.2023 № 444). Этим документом утверждены стратегические приоритеты в сфере развития туризма в регионе. Обратил внимание на то, что в официальном документе регионального правительства в отношении туроператоров (главных акторов в сфере туризма) декларируется одно, а на практике энергично и по-деловому делается ровно противоположное.
Для начала немного истории вопроса. В период с 1994 по 2014 год Курганская область самостоятельно активно и эффективно продвигалась на международном уровне как перспективный регион Российской Федерации, развивающий международный охотничий туризм. Времена были скучные, не то что нынче. В этот период охотпользователи (туроператоры) Курганской области инвестировали значительные собственные средства в рекламу региона на крупнейших ежегодных международных охотничьих ярмарках Die Hohe Jagd & Fischerei (Зальцбург, Австрия) и Jagd & Hund (Дортмунд, Германия). В этот же период прошла эффективная рекламная кампания в ведущих европейских охотничьих изданиях об охоте в Курганской области. Благодаря этому регион до 2020 года уверенно удерживал лидерство в Российской Федерации по количеству иностранных охотников на сибирскую косулю.
Показателем, характеризующим достижения охотничьего хозяйства нашего региона, является книга рекордов «Российские охотничьи трофеи». В категории «Косуля Западной Сибири (типичная форма рогов) трофей, добытый в 2004 году (Гернот Джехард), уже двадцать лет удерживает первое место в России. В категории «Косуля Западной Сибири (нетипичная форма рогов)» трофей, добытый в 2019 году (Анна Попова), пять лет удерживает первое место по России. В двадцатке лучших трофеев «Косуля Западной Сибири (типичная форма)» 16 трофеев добыто в охотничьих хозяйствах Курганской области. В двадцатке лучших трофеев «Косуля Западной Сибири (нетипичная форма)» 17 добыто в Курганской области. Такие выдающиеся результаты – плод многолетней работы работников охотничьего хозяйства Курганской области по организации биотехнических мероприятий, охране охотничьих животных, повышению квалификации егерей и проводников, постоянному повышению качества услуг в сфере охотничьего туризма. Было да прошло, вот программы – это совсем другое дело, но есть нюанс...
Чего, на мой взгляд, не знают и не понимают разработчики программ из туристической сферы? Они не понимают специфики охотничьего хозяйства. В настоящее время охотпользователи – это юридические лица, которые фактически и юридически выполняют функции туроператоров на территории Курганской области в сфере внутреннего и зарубежного туризма. Они параллельно осуществляют три вида экономической деятельности (ОКВЭД): 01.70 «Охота, отлов и отстрел диких животных, включая предоставление услуг в этих областях; 79.11 «Деятельность туристических агентств»; 93.13 «Деятельность в области спорта прочая». Исходя из специфики перечисленных видов экономической деятельности туроператоры осуществляют комплексную хозяйственную деятельность, которая подразумевает перераспределение оборотных средств и направление организационных усилий в зависимости от четырёх основных производственных процессов:
- круглогодичной охраны объектов охоты;
- сезонного учёта объектов охоты;
- сезонных биотехнических мероприятий;
- сезона охоты – главного производственного процесса.
Сезон охоты – это и есть сезон предоставления услуг в сфере охотничьего туризма, и здесь в последние годы возникли серьёзные проблемы по объективным и субъективным причинам. Начиная с 2020 года туроператоры Курганской области попали в затруднительное финансовое положение в связи с общими ограничениями в результате эпидемии COVID-19 и дальнейшими отрицательными явлениями в международной обстановке начиная с 2022 года, что привело к снижению доходов по ОКВЭД 79.11 на 50% и более. Это результат объективных причин. Отдельные туроператоры полностью приостановили деятельность по въездному туризму на неопределённый срок. Остро встаёт вопрос сохранения подготовленных кадров проводников и менеджеров в сфере охотничьего туризма.
Дальше совсем печально. В числе субъективных причин усугубляет ситуацию практика запрещения и ограничения охоты в связи с пожарной опасностью, что ожидаемо привело к снижению доходов по всем трём видам деятельности в весенний период на 100%. Есть проблема возникновения пожаров от гроз, от сельскохозяйственных палов, факты возгорания от перехлёста проводов и возникновения очагов возгораний вдоль автомобильных трасс, но нет ни одного документально подтверждённого факта возникновения пожара по вине охотников. Это проблема существует только в головах некомпетентных управленцев, что порождает серьёзные убытки для отрасли охотничьего хозяйства и сферы охотничьего туризма. А потери, сообщу я вам, не детские. В соответствии с представленными справками, в 2023 году финансовые потери туроператоров при остановке производственного процесса охоты в весенний период составляют в среднем от 170 до 380 тыс. руб. В 2024 году финансовые потери от остановки производственного процесса по отдельным туроператорам достигли 590 тыс. руб.
В связи с установлением необоснованных сроков весенней охоты на боровую дичь с 1 по 10 апреля (с равным успехом можно было бы открывать с 1 по 10 февраля) туристический потенциал региона по этому направлению полностью аннулирован, что напрямую противоречит следующим декларируемым целям действующей государственной программы:
- увеличению уровня загрузки и снижению влияния фактора сезонности в использовании туристской инфраструктуры;
- созданию конкурентоспособного туристского продукта Курганской области;
- стимулированию спроса и повышения доступности туристского продукта Курганской области на внутреннем и внешнем рынках;
Кроме этого, остановка производственного процесса в охотничьем хозяйстве значительно снижает сумму налогов и сборов, поступающих в бюджеты разных уровней. К сведению: при осуществлении деятельности по ОКВЭД 01.70, которая относится к 32-му классу профессионального риска (наивысшему из предусмотренных), охотпользователь (туроператор) обязан перечислять в ФСС максимальную ставку 8,5% при обычной ставке 3-го класса риска 0,4%. Для наглядности приведу один показательный пример. В 2023 году только одним туроператором (из тех, кто добросовестно представили сведения) уплачено налогов и сборов на сумму 5 582 770 рублей и произведено продукции в виде мяса диких копытных животных объёмом 55,3 тонны.
Дальнейшее наложение порочной практики на неминуемое усугубление экономической ситуации вполне ожидаемо приведёт к сокращению объёмов производимой продукции по ОКВЭД 01.70 и предоставляемых услуг по ОКВЭД 79.11. Соответственно, объёмы платежей по налогам и сборам будут предсказуемо снижаться. Рубим сук, на котором сидим, или режем дойную корову? Налоги можно, конечно же, поднять хоть в десять раз, а толк какой? В целом решение той же проблемы пожарной опасности методом запрета видов деятельности – так себе затея в смысле эффективности и адекватности. А дальше что? Запретим посевную в пожароопасный период? Отключим электричество в регионе на период сильных ветров? Остановим транспортные перевозки, чтобы вдоль дорог не горело? Работы в этом чудном направлении – непочатый край...
Так что же делать в этом конкретном случае? Используя лексикон текста программы, давайте сформулирую так: исходя из задачи государственного управления по развитию туристского потенциала Курганской области за счёт создания конкурентоспособного туристского продукта в сфере охотничьего туризма, разумно:
- прекратить практику остановки производственных процессов в охотничьем хозяйстве Курганской области как деструктивный метод, подрывающий экономику туроператоров и снижающий туристический потенциал в сфере охотничьего туризма;
- предусмотреть меры поддержки туроператоров-охотпользователей в сфере охотничьего туризма, в рамках реализации государственной программы Курганской области «Развитие туризма в Курганской области».
Есть третий вариант: оставить всё как есть, – но конечный результат будет вполне предсказуем, и разработчикам государственных программ он вряд ли понравится.
Исходя из многолетнего опыта в сфере охотничьего туризма я пришёл к мнению, что главный производственный процесс – охоту – можно рассматривать как самостоятельный вид туристической деятельности, если предприятие оказывает соответствующие этой сфере услуги. Более того, есть возможность и целесообразность расширения услуг через развитие других направлений: сельского туризма, экологического, образовательного, оздоровительного и т. п.. Исходя из четырёх производственных процессов в охотничьем хозяйстве есть потребность в развитии туризма как экономической деятельности, смягчающей фактор сезонности поступления доходов в течение года.
Все статьи номера: Русский охотничий журнал, сентябрь 2024