Охотничий туризм и его роль в удалённых районах страны

Охотничье хозяйство
Дата публикации:
просмотров: 1118
Комментарии: 0

21 ноября в Государственной думе состоялся круглый стол, посвящённый проблемам охотничьего и рыболовного туризма.

На мероприятии прозвучало всего два выступления по заявленной теме – Татьяны Арамилевой, председателя Росохотрыболовсоюза; и Сергея Ястржембского, кинорежиссёра и трофейного охотника. Всё остальное время было посвящено деревенскому туризму, Московскому зоопарку, фототурам в Гренландии и другим им же подобным милым завитушкам, имевшим к теме круглого стола отношение только в том смысле, что они звучали в Государственной думе.

Автор настоящей статьи подготовил свой доклад на требуемые семь минут, заслушать который в ГД не хватило времени.

Охотничий туризм имеет наиболее значительное влияние на жизнь и экономику людей в удалённых районах страны, поэтому я буду рассматривать его на примере Дальневосточного федерального округа, с которым я знаком близко (прожил тридцать шесть лет) и где активно принимал участие в создании охотничьего туризма с первых его шагов в 1989 году.

Итак, охотничий туризм в фактах и цифрах.

Примерный объём охотничьего туризма на территории ДВФО

  • До 2000 года – от 800 до 2000 охотничьих туристов за сезон.
  • После 2000 года – от 180 до 300 охотничьих туристов за сезон.

Средняя стоимость одного тура – от 250 000 до 660 000 руб. (со смещением к нижней границе стоимости).

Доходы от него сегодня составляют от 72 млн до 198 млн руб., по сравнению с 240–600 млн руб. в период в 1996–2000 гг.

Виды, на которые ведётся спортивная охота в рамках трофейного туризма на территории ДВФО, их численность, лимиты и текущее изъятие (данные за 2015–2016 год, но сильно они не изменились), указаны в таблице.

Экономика охотничьего туризма

Примерная маржинальность одного охотничьего тура на бурого медведя (3 туриста на 7–10 дней) на северо-востоке Сибири (Камчатка, Магадан, север Хабаровского края, республика Саха) в пересчёте на 1 туриста:

  • Общая стоимость тура – 1 386 000 руб.
  • Работа обслуживающего персонала (1 гид-проводник на туриста, повар и рабочий на лагере) – 330 тыс. руб.
  • Стоимость продуктов по ценам Камчатки/Магадана – 396 тыс. руб.
  • Транспортные расходы – аренда катера 560 000 руб.

Итого расходы 1 286 000 руб.

Обычно на руках туроператора остаётся сумма равная 600–700 евро с туриста. И это если тур не предусматривает заброску-выброску вертолётом! Стоимость 1 часа Ми-8 составляет от 180 до 250 тыс. руб.

Куда уходят деньги? Они ВСЕ остаются на местах и в той или иной форме ВСЕ поддерживают местный бюджет.

Социальная роль охотничьего туризма в том, что он обеспечивает местное население приемлемой зарплатой в тех населённых пунктах, где никакой другой работы нет.

Возможно ли дальнейшее развитие охотничьего (а вместе с ним и эко-) туризма на территории ДВФО?

Возможно. Но только в контексте комплексного решения региональных проблем:

  • Повышение транспортной доступности.
  • Создание инфраструктуры на местах.
  • Решение административных проблем, общих для охотпользования по всей стране.
  • Решение административно-экономических проблем (приравнивание приобретения путёвки на охоту к договору общественной оферты. Все обсуждают на любых мероприятиях всё что угодно, вплоть до положения звёзд на небе, а этот краеугольный для каждого охотника вопрос остаётся за кругом любого самого ответственного обсуждения).

Я рассчитываю, что среди 65 тысяч наших читателей, возможно, найдутся люди, более заинтересованные в охотничьем туризме, нежели наши дорогие депутаты.

Русский охотничий журнал, январь 2019 г.

1118

Похожие статьи