
С 1 сентября текущего года вступает в силу приказ Минприроды России от 07.04.2025 № 178 «Об утверждении Порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, Порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений, и форм бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц».
Правоотношения, регулируемые этим нормативным актом, затрагивают и охотпользователей, и региональные исполнительные органы, и охотников. Нам, разумеется, интереснее всего, как он скажется на последних. Как нетрудно догадаться, действовавшие ранее порядок выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов и формы бланков этих самых разрешений отменяются, а вместо них вводится нечто новое. Общий объём отличий от ранее действующих документов не так уж велик, но некоторые из них имеют большое значение.
Начнём, пожалуй, с самого резонансного нововведения: теперь разрешения на добычу копытных животных и медведей выдаваться будут со сроком действия не более 30 календарных дней (с возможностью указания «двух непрерывных временных периодов, общая продолжительность которых составляет не более 30 календарных дней»). На стадии подготовки это нововведение очень активно обсуждалось в профессиональном сообществе. Идеологически оно обосновывалось соображениями «борьбы с браконьерством», а именно с той его разновидностью, когда охотник, имея на руках действующее разрешение, спокойно находится в угодьях, добывая под него несколько лишних животных. Подразумевалось, видимо, что за короткий срок действия разрешения такой гражданин успеет добыть меньшее количество животных на одну бумагу, чем мог бы это сделать за весь сезон.
Надо сказать, что ни среди охотников, ни среди региональных органов охотнадзора, ни среди охотпользователей особого восторга по поводу предлагаемого нововведения заметно не было. И понятно почему: такой порядок не удобен никому, он повышает нагрузку на всех «участников процесса», а охотникам серьёзно сужает окно возможностей (в т. ч. для легальной охоты) и/или дополнительно будет «бить по карману». Однако принятие пункта было продавлено. Судя по всему, реальная мотивировка его введения носила скорее фискальный характер и была направлена на повышаемость доходов бюджета.
Как это всё повлияет на браконьерство? Скорее всего, совокупно никак. Но, поскольку «незакрытые» разрешения после окончания срока действия не будут «вычитать» животных из установленных на сезон квот, то сохранится возможность выдавать разрешения повторно, с новой оплатой . А значит, объём сборов действительно возрастёт, хотя и навряд ли кратно. Как конкретно на практике будет реализовываться механизм «повторного» получения разрешения в случае отсутствия добычи (или её сокрытия) по первому, пока не совсем понятно. Наверняка в разных регионах и у различных хозяйствующих субъектов практика будет различной (вплоть до «блокировки» возможности повторной выдачи разрешения путём указывания сроков таким образом, чтобы последний день действия разрешения приходился на последний день сезона охоты). Но уже ясно, что к любой схеме будут те или иные вопросы.
На этом перечень нововведений, которые едва ли понравятся охотникам, не заканчивается. Согласно новому порядку даже в случае личной подачи заявления на выдачу разрешения допустимый срок его рассмотрения увеличивается до 5 рабочих дней (ранее при личном обращении срок рассмотрения составлял не более 1 дня). Также для охотника убрана возможность отправить заявление на выдачу разрешения в общедоступные угодья, просто отправив письмо по электронной почте (то есть минуя либо «Госуслуги», либо МФЦ). Что касается обычной почты, то если раньше к почтовому отправлению, которым высылается заявление, специальных требований не было, то в новом порядке прописано, что это обязательно должно быть письмо с уведомлением о вручении и описью вложения. Кроме того, в заявлении на получение разрешения теперь обязательно указание ИНН заявителя (раньше такое практиковалось по факту только в случае, если подразумевалась оплата госпошлины, да и то – не было официально прописано в самом порядке).
Часть нововведений носит скорее технический характер. Например, в качестве основания для отказа в выдаче разрешения в случае охоты на закреплённых охотугодьях добавлен пункт «если у заявителя, подавшего заявление на получение разрешения в целях осуществления охоты в закреплённых охотничьих угодьях, отсутствует заключённый договор об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства». Этот пункт принципиально ничего не меняет, но закрывает «тёмное место» прошлого порядка, когда разрешение в таких случаях всё равно должно было в теории выдаваться (при этом без путёвки, подтверждающей заключение договора, права охоты оно всё равно бы не давало). Впрочем, за нарушение порядка выдачи разрешений сейчас не предусмотрено никакой административной ответственности, поэтому охотпользователи и так не особо страдали от отсутствия этого пункта.
Что касается бланков разрешений на добычу, то теперь все они будут формата А4 (как ранее разрешения на копытных и медведей), а самих форм бланков вместо существовавших ранее 7 становится только 4 (без разделения по видам охоты, ранее предусмотренного в некоторых случаях). Кстати, удивительным образом остался нерешённым постоянно поднимаемый охотниками вопрос о недостаточном размере таблицы, в которую записываются сведения о добытых охотничьих животных. Более того, количество строчек в ней в разрешениях на пушных животных и птиц в новых формах, наоборот, сократилось (!) с 15 до 13.
Есть и ещё несколько технических нововведений, вроде возможности прямо в заявлении выбрать нужный способ получения разрешения или уведомления об отказе в его выдаче.
А есть ли в новом нормативном акте что-то принципиально хорошее для охотника? При тщательном анализе удалось найти буквально один подобный пример, довольно малозаметный на общем фоне. Это – слегка поменявшаяся формулировка одного из оснований для отказа в выдачи разрешения в случае, если заявление подано в несколько мест охоты одновременно. Раньше это основание для отказа звучало как «если в отношении указанных в заявлении охотничьих ресурсов определены различные сроки охоты».
Согласно такой формулировке в некоторых регионах охотникам отказывали в выдаче разрешений, если в заявлении было несколько разных видов животных, сроки охоты на которых не совпадали (иными словами, разрешение с животными, на которых установлены разные сроки охоты, выдавалось там только в какое-то одно угодье). Теперь же формулировка сменилась на «если сроки охоты в таких местах охоты в отношении указанных в заявлении охотничьих ресурсов различны», что, по идее, даёт основания отказать только в случае, если сроки охоты различны для какого-то конкретного животного (или нескольких) в разных угодьях. Впрочем, есть подозрение, что предложенная трактовка может оказаться не единственной.
Все статьи номера: Русский охотничий журнал, сентябрь 2025