Кое-что о налогах и сборах

Охотничье хозяйство
Кое-что о налогах и сборах

Нет, пожалуй, такого охотника в России, кто не слышал бы о сборах за объекты животного мира (ОЖМ). Как их только не называют – и цена охоты, и цена лицензии, и ещё много разного придумывают, но факт остаётся: это те деньги, которые в соответствии с Налоговым кодексом (НК) уходят в бюджет России от охотпользователя или непосредственно охотника (если он планирует охотиться в угодьях общего пользования).

Принят НК в 2008 году, и если мне не изменяет память, то и ставки сборов за ОЖМ с того момента никто не корректировал. При этом в той же статье 333.3 НК РФ сборы за объекты водных биологических ресурсов рассчитываются с индексацией на коэффициент-дефлятор. Замечу, что инфляция за период 2008–2025 составила более 250% по разным источникам, и «плата» за кабана, например, в 450 рублей ничего, кроме смеха, на мой взгляд, уже вызвать не может. Думаю, настало время поменять ставки сборов, и логичным представляется подойти к этому вопросу дифференцировано, с учётом реалий нынешнего времени.

В таблице представлены: действующие ставки сборов; ставки сборов, откорректированные с точки зрения инфляции (принято за 250%); предлагаемые ставки сборов. Синим цветом выделены животные, представляющие трофейную ценность, так что ставки сборов на них увеличены больше инфляционных, красным – животные, популяция которых значительна, так что ставки сборов снижены относительно инфляции; зелёным – все остальные, где ставка сбора соответствует инфляции.

Кое-что о налогах и сборах

Если с животными, представляющими трофейную ценность, и остальными всё, надеюсь, понятно, то про тех, кто выделен красным, считаю необходимым дать пояснения. Ситуация с ростом популяции бурого медведя в России близка к катастрофической, особенно на востоке страны. Интересующиеся статистикой добычи и прироста могут изучить мою статью в майском «Русском охотничьем журнале» за 2023 год «Охота на бурого медведя: парадоксы сроков и правил» – она доступна на сайте журнала.

Не буду останавливаться сейчас на уже упомянутом в ней, замечу только, что предложение вовсе исключить медведя из «лицензионных видов» и перевести его в «пушные» пока остаётся предложением, в связи с чем и предложено СНИЗИТЬ ставку сбора до символических 100 рублей в надежде, что такая полумера будет стимулировать стрелять медведей. Если вдруг популяция начнёт значимо снижаться – эту ставку всегда можно увеличить. Аналогичная логика и с бобром: его очевидно недопромышляют, и снижение ставки наряду с другими мерами послужит стимулом для увеличения добычи. При этом те ставки за ОЖМ, что предлагается повысить, увеличат поступления в бюджет РФ (что вовсе не лишне в нынешнее время).

Кое-что о налогах и сборах

Замечу, что все предлагаемые ставки сборов должны применяться только для разрешений на добычу в общедоступных угодьях, для охотпользователей. В пункте 7 статьи 333.3 НК РФ установлено: «Ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов, указанный в пунктах 4 и 5 настоящей статьи, для градо- и посёлкообразующих российских рыбохозяйственных организаций, включённых в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, а также для рыболовецких артелей (колхозов) устанавливаются в размере 15% ставок сбора, предусмотренных пунктами 4 и 5 настоящей статьи». Считаю, что такой же процент необходимо применять и для ставки сбора за ОЖМ для охотпользователей. Охотпользователь, в отличие от охотника в угодьях общего пользования, вкладывает силы и средства в биотехнию (охрану, подкормку etc), создаёт рабочие места и платит налоги в бюджет. А охотник в угодьях общего пользования в массе своей только берёт и ничего не даёт взамен ни природе, ни стране, считая своим «вкладом» 20 рублей за фазана, например.

Указанные меры будут обеспечивать конкурентоспособность охотпользователей с угодьями общего пользования, что, на мой взгляд, вполне соответствует задачам действующей «Стратегии развития охотничьего хозяйства в Российской Федерации до 2030 года», где одним из целевых показателей является «увеличение доли площади охотничьих угодий, в отношении которых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями заключены охотхозяйственные соглашения»

Все статьи номера: Русский охотничий журнал, июнь 2025

500
Adblock detector